- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Сотрудничество Ирака и Европейского союза в нефтегазовой сфере

Изучение политики Европейского союза в отношении иракского нефтегазового комплекса не удостоилось значительного внимания российских авторов. Сегодня, в период изменений на мировой энергетической арене, серьезного ухудшения внутриполитической ситуации в Ираке, осложнения отношений России с Западом кажется актуальным и даже необходимым рассмотреть отношения, которые выстраивали Ирак и ЕС в нефтегазовой сфере. Ведь иракские ресурсы потенциально являются конкурентами российского сырья на европейском рынке. В статье приведен обзор развития сотрудничества между ЕС и Ираком на государственном уровне, описана деятельность некоторых европейских компаний в Ираке, а также сделаны выводы о характере европейской политики.

Отношения на государственном уровне

Европейский Союз в последние годы делал шаги на пути укрепления энергетического сотрудничества с Ираком. В период с 2003 г. европейцы выделили на восстановление Ирака порядка 1 млрд евро. Средства в основном шли на решение насущных задач в сфере безопасности, социальной и экономической сферах. Лишь после улучшения ситуации в послевоенном Ираке Европейский союз начал работу по документальному оформлению двусторонних отношений, в том числе в сфере энергетического сотрудничества.

По состоянию на июнь 2015 г. базой двустороннего сотрудничества являются:

  1. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 2012 г.
  2. Меморандум о понимании и стратегическом партнерстве в области энергетики;
  1. Соглашение об учреждении Иракско-европейского энергетического центра в Ираке от июня 2013 г.

Указанные выше документы принимались не сразу. Так, процесс разработки Соглашения о партнерстве и сотрудничестве растянулся на целых семь лет. Его обсуждение началось еще в 2006 г. Тогда предполагалось, что договор будет касаться в основном вопросов торговли[1] [1]. Финальная же версия 2012 г., состоящая из 130 страниц и 124 статей, ставит целью укрепление сотрудничества по целому ряду направлений: от политики и торговли до энергетики и сферы услуг. Договор нацелен на содействие проведению важных реформ в Ираке и интеграции страны в мировую экономику. Договор предусматривает проведение ежегодных Министерских встреч, а также создание Совета по сотрудничеству и Межпарламентской комиссии по сотрудничеству. Соглашение было подписано сроком на десять лет с автоматическим продлением на год. На июнь 2015 г. договор не был ратифицирован. Согласно договоренностям сторон, в силу вступили лишь положения, касающиеся торговли. В сфере энергетики соглашение предусматривает укрепление сотрудничества, базирующегося на принципах свободных, конкурентных и открытых энергетических рынков, включая:

Для достижения этих целей стороны согласились поощрять заключение взаимовыгодных контрактов для того, чтобы: содействовать формированию в Ираке надлежащей энергетической политики, сформировать необходимую нормативно-правовую базу, регулирующую нефтегазовую отрасль; развивать техническое сотрудничество для модернизации инфраструктуры; содействовать обмену технологиями; увеличить надежность электроснабжения в Ираке; содействовать включению Ирака в региональные интеграционные процессы;

Здесь хотелось бы остановиться на проекте Евро-Арабского Центра газового рынка «Машрик», о котором упоминается в документе. Этот проект Европейского союза был запущен еще в начале 2000-х гг. Он направлен на создание регионального рынка газа в странах Машрика (арабские страны, лежащие к востоку от Египта) и их постепенную интеграцию в европейскую газовую систему с целью диверсификации источников энергии. Изначально проект касался лишь сирийского рынка, в 2008 г. в него включили Ирак и Турцию. Нестабильность в Ираке и Сирии, которая наблюдалась в последние годы затормозила проект. Однако европейцы вряд ли поставили на нем крест, о чем говорит хотя бы тот факт, что Турция до сих пор планирует выйти на европейский рынок газа, построив Трансанатолийский газопровод.

Меморандум о понимании и стратегическом партнерстве в области энергетики был подписан 18 января 2010 г[2] [2]. Он установил стратегическое партнерство между Ираком и ЕС в области энергетики. Меморандум предусматривает сотрудничество в сфере технологий, науки и энергетики. Его цель — развитие обменов молодыми специалистами, занятыми в области энергетики. Это лишь заявление о намерениях, которое не имеет юридической силы. В соответствии с ним была проведена встреча совместной рабочей группы по энергетике, где было сделано Совместное заявление.

В Совместном заявлении в очередной раз была подтверждена необходимость диверсификации источников энергии в самом Ираке, а также необходимость изучения вопроса о поставках иракского газа и нефти в Европу. Кроме того, Совместное заявление положило начало созданию Регионального центра передовых исследований в сфере энергетики, который должен был базироваться в Ираке[3] [3]. Цель создания Центра — развитие сотрудничества между европейским и иракским бизнесом, создание благоприятных условий для деятельности европейских компаний в ближневосточной стране. В 2013 г. было подписано финансовое соглашение о создании Центра. Европейцы выделили на проект 5,3 млн евро. Открытие Центра было запланировано на начало 2015 г. Интересно, что Центр был упомянут в совместном заявлении энергетического Совета США-ЕС в декабре 2014 г.[4] [4], что свидетельствует о значимости, которая придается данному проекту.

Вопросы энергетического сотрудничества доминировали в двусторонних отношениях в период снижения напряженности в Ираке в 2008 — 2013 гг. В отчетах по итогам межпарламентских заседаний Европарламента и Совета представителей Ирака вопросы развития отношений в нефтегазовой отрасли были широко освещены[5] [5]. Говорилось о необходимости улучшения инвестиционного климата и нормативного регулирования в Ираке; о поиске возможностей транспортировки иракской нефти и газа в Европу, строительстве необходимой инфраструктуры, в том числе для транспортировки сжиженного газа; о необходимости обеспечения стабильного электроснабжения в Ираке.

Кроме того, на протяжении указанных лет Европейский союз активно выступал за урегулирование споров между центральным правительством Ирака и Региональным правительством Курдистана. Европейский союз позитивно оценил подписанное в ноябре 2014 г. соглашение между Багдадом и Эрбилем о распределении нефтяных доходов. Верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини, которая посетила с официальным визитом сначала Багдад (22 декабря 2014 г.), а затем Эрбиль (23 декабря), назвала договоренность «важнейшим шагом, который положил конец долгому противостоянию между сторонами», добавив, что это было сделано «в критический для страны период»[6] [6]. Тем не менее, в опубликованной в марте 2015 г. Европейской энергетической стратегии по отношению к Сирии, Ираку и «Исламскому государству» (ИГ) опять звучат призывы к усилению сотрудничества между арабами и курдами[7] [7]. Как видится, это обусловлено необходимостью вести совместные (между арабами-шиитами и курдами) военные действия против боевиков ИГ, а также точнее прослеживать поток экспортируемой из Ирака нефти для выявления незаконного экспорта, которым промышляет группировка.

Надо сказать, что в связи с ухудшением ситуации в Ираке Европейскому союзу и самому Ираку вновь приходится переключить внимание с развития экономических и энергетических связей на совместную борьбу с террористической угрозой. Все последние совещания, документы и действия Европейского союза в отношении Ирака касались вопроса борьбы с группировкой «Исламское государство». Обсуждение вопросов энергетики в основном сводится к декларациям о необходимости лишить ИГ источников доходов и призывам не покупать у боевиков нефть. За 2014 г. представители Европейского союза неоднократно заявляли о необходимости ратифицировать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Ираком, однако этого так и не было сделано. На борьбу с угрозой со стороны ИГ в Сирии и Ираке в 2015-2016 гг. ЕС планирует выделить 1 млрд евро.

В 2014 г. Евросоюз потреблял 22% экспортируемой из Ирака нефти, т.е. на европейский рынок поступало порядка полумиллиона баррелей иракской нефти с день. Главные потребители среди европейцев — Греция (31% от всего объема европейского импорта иракских ресурсов), а также Италия (21%). Для Ирака Европа является вторым по объему торговли партнером после США. Товарооборот в 2014 г. составил 16,3 млрд евро . Из них 11,6 млрд пришлось на иракский экспорт, 4,7 млрд — на импорт Ирака. Примечательно, что доля сырья в иракском экспорте — 99,6%. Ирак импортирует машины и транспорт, продукты нефтехимии, прочие промышленные товары.

Европейские нефтедобывающие компании в Ираке

Европейский бизнес в Ираке представлен такими крупными нефтедобывающими компаниями, как: BP, Royal Dutch Shell, Total, Eni, Statoil. Первой западной компанией, вернувшийся в Ирак после 35-тилетнего перерыва стала британская British Petroleum. Уже в 2003 — 2006 гг. она оказывала помощь Ираку по оценке состояния месторождения Румейла (компания занималась разработкой иракских углеводородов с 20-х гг. XX века, поэтому имела опыт и значительные знания об иракском энергетическом секторе). В 2009 г. в концерне с китайской PetroChaina ВР получила право на разработку этого месторождения. На 2014 г. на Румейле добывали порядка 1,34 млн баррелей в день. Также с 2013 года компания BP работает над увеличением добычи на месторождении Киркук[8] [8]. В апреле 2015 года контракт был продлен еще на год в связи с тем, что из-за внутриполитической нестабильности в Ираке компания не успела провести запланированные работы. Иракское правительство также согласилось весной 2015 г. на передачу британской компании больших объемов нефти в счет вознаграждений, выплаты которых проводились с опозданием в связи с падением цен на нефть[9] [9].

Необходимо сказать и о другом важном европейском игроке на иракском рынке — французской компании Total. История этой компании, по сути, началась в Ираке. В 1924 г. профсоюз французских промышленников и финансистов выкупил долю французского правительства в иракской национальной компании Iraq Petroleum Company. Компания затем занималась разработкой месторождения Киркук, а после Второй мировой войны начала разработку месторождений на юге страны. В период иракской национализации компания потеряла свои активы в этой стране и пыталась вернуться туда лишь в 1991 г. Компания также участвовала в программе ООН «Нефть в обмен на продовольствие», причем в связи с участием в этой программе против руководителей компании выдвигались обвинения в коррупции[10] [10] (в 2013 г. обвинения были сняты). После свержения режима Саддама Хусейна Total сделала ставку на Иракский Курдистан и к весне 2015 г. все ее иракские проекты находились именно там (это месторождения Харир, Таза, Сафен, и Баранан).

В марте 2015 года появлялись сообщения о том, что Ирак может пойти на пересмотр контрактов, заключенных с западными компаниями и впервые заключить соглашения о разделе продукции. Такого типа соглашения более выгодны для правительства в условиях нестабильных снижающихся цен на нефть.

Некоторые выводы

Как видится, Европейский союз заинтересован в иракских углеводородах для проведения своего курса на диверсификацию источников энергии. Причем после ухудшения отношений между ЕС и Россией вопрос диверсификации источников ресурсов для европейцев встал еще острее, о чем в том числе говорится в новом Энергопакете ЕС[11] [11]. В связи с последними изменениями на мировом энергетическом рынке (рост экспорта газа и возможное начало экспорта нефти из США) некоторые эксперты говорили о перспективе продажи американского газа в Европе. Однако, ввиду регионального характера рынков газа такие поставки обходились бы Европе дороже импорта из России или Катара. В этом свете Ирак кажется намного более удобным потенциальным экспортером нефти для европейцев. Однако в ситуации, когда в Ираке началась очередная волна нестабильности, европейцы переключили свое внимание на решение вопросов безопасности в этой стране.

В целом, Европейский союз на протяжении периода после падения режима С.Хусейна вел довольно осторожную политику в Ираке: государственное сотрудничество в энергетической сфере интенсифицировалось лишь после стабилизации ситуации в 2010-2011 гг. Европейский бизнес вернулся в Ирак раньше, однако он не сумел занять лидирующие позиции в нефтегазовом отрасли страны, в этом преуспели китайские компании.

[1] [12] Delegation of the European Union to Iraq, Agreements // European Union External Action http://www.eeas.europa.eu/delegations/iraq/eu_iraq/political_relations/agreements/index_en.htm [13]

[2] [14] EU and Iraq sign a Strategic Energy Partnership Memorandum of Understanding // European Commission, Brussels, 18 January 2010 http://europa.eu/rapid/press-release_IP-10-29_en.htm [15]

[3] [16] Joint Declaration // European Commission https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/20110527_iraq_joint_declaration_0.pdf [17]

[4] [18] Joint Statement of the U.S.-EU Energy Council // Office of the Spokesperson, Washington, DC, December 3, 2014 http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2014/12/234638.htm [19]

[5] [20] European Parliament Delegations: Iraq // European Paliament  http://www.europarl.europa.eu/delegations/en/d-iq/publications.html#delegation_menu [21]

[6] [22] High Representative/Vice-President Federica Mogherini visited Baghdad // European Union External Action 23 December, 2014  http://www.eeas.europa.eu/top_stories/2014/231214_en.htm [23]

[7] [24] Council conclusions on the EU regional strategy for Syria and Iraq as well as the ISIL/Da’esh threat // Press Release, European Council http://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2015/03/16-council-conclusions-eu-regional-strategy-for-syria-and-iraq-as-well-as-the-isil-daesh-threat/ [25]

[8] [26] BP in Iraq //  Портал BP http://www.bp.com/en/global/corporate/about-bp/bp-worldwide/bp-in-iraq.html [27]

[9] [28] BP says taking more oil from Iraq as payment // Reuters 10.03.2015 http://www.reuters.com/article/2015/04/20/us-bp-iraq-oil-idUSKBN0NB1CF20150420 [29]

[10] [30] Французскую Total начали судить за взятки в Ираке // Lenta.ru от 22.01.2013 http://lenta.ru/news/2013/01/22/total/ [31]

[11] [32] Energy Union Package p.19// European Commission, Brussels 25.02.2015 http://ec.europa.eu/priorities/energy-union/docs/energyunion_en.pdf [33]