- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир готовится к реформам

Алжирское руководство предполагает запустить в ближайшее время процесс частичного реформирования экономической и политической жизни страны. К ним готовились весь последний год, то опасаясь, то вновь поднимая вопрос о необходимости кардинального реформирования Алжира. В последние недели алжирский президент А.Бутефлика (вернее, его ближайший круг, так как сам президент в силу состояния здоровья мало участвует в активной политической жизни) сосредоточили свою поддержку на двух основных политических партиях страны:  Фронт национального освобождения (ФНО) и Национально-демократического объединения (НДО). Одновременно идет и активная обработка крыла т.н. «умеренных исламистов», инкорпорацию которых в государственные структуры политическая элита страны полагает одним из важных условий успешного проведения экономических реформ. Это, безусловно, знаменует собой новый этап политической трансформации страны и отход в какой-то степени от прежней жесткой политики резкого неприятия любого участия исламистов в политической жизни государства. В период правления А.Бутефлики алжирское руководство последовательно и не очень торопливо проводило линию на создание в правительстве т.н. «гражданского сегмента», который был независимым от влияния блока силовиков, традиционно определяющим политику страны фактически сразу же после получения независимости. Относительная стабильность в Алжире достигалась сложно, и важным фактором в данном случае были высокие цены на нефть. В нынешней ситуации падения мировых цен на углеводороды достигать социальной стабильности только за счет финансовых дотаций стало предельно сложно, особенно с учетом того, что нефтегазовая отрасль фактически никогда не подвергалась серьезной модернизации как в области управления, так и демонополизации. Тем не менее, в заслугу А.Бутефлики практически все слои алжирского общества ставят сохранение гражданского мира на фоне происходящих событий в Ливии, Тунисе и Сирии. Но что касается экономики, то ситуация в данном случае просто вынуждает алжирское руководство идти по пути «гражданской консолидации» и запустить процесс «деления власти». Падение доходов бюджета вынуждает правительство тратить пока еще серьезные суммы из золотовалютных запасов (по 60 млрд долларов США в год). Если эта динамика сохранится, то они закончатся уже к 2019 году. И это на фоне нестабильности в Мали и Ливии и серьезной социальной нестабильности на юге Алжира. Все это вкупе с состоянием здоровья президента просто не оставляет алжирской элите иного выхода. Альтернативу предлагают силовики из спецслужб, которая заключается в продолжении прежней политики жесткого прессинга в отношении исламистов вне зависимости от их идеологической окраски. Но неприятие этого тренда со стороны ближнего круга А.Бутефлики объясняется еще и соображением постепенной минимизации влияния представителей силового блока на процессы принятия политических решений.

По некоторым данным, алжирское правительство планирует объявить о пакете предстоящих преобразований в экономике и политике в период наступающего месяца рамадан, то есть, начиная с 17 июня. Ожидается либерализация политической деятельности для оппозиционных партий, которая облегчит им попадание в парламент. В экономике острие реформ будет направлено, прежде всего, на создание оптимальных условий для привлечение иностранных инвестиций с целью диверсификации экономики и уменьшения влияния нефтяных цен на формирование бюджета. В общем-то, эти обещания звучали и в период двух предыдущих предвыборных кампаний А.Бутефлики, которые благополучно «забывались» впоследствии. Эксперты при этом указывают на то, что первоначально о конкретных планах реформ алжирские власти планировали объявить еще в апреле-марте с.г., но это было признано нецелесообразным до проведения серьезной ротации в правительстве и силовом блоке, прошедшей в мае с.г. Прошли изменения в июне с.г. в главной оппозиционной партии НДО: к руководству партией вновь пришел бывший премьер страны А.Уяхья. Планируется, что именно он сможет возглавить процесс экономических реформ, так как именно он в свое время отвечал за разработку этого пакета в качестве советника Бутефлики. В ФНО генеральным секретарем стал записной оппонент А.Бутефлики Омар Саадани, которого на этот пост активно лоббировал восходящая звезда вооруженных сил в лице начальника генерального штаба генерала Ахмеда Гаида Салаха. Естественно, с благословения президента. Это назначение имеет целью получить поддержку оппозиционной части функционеров ФНО, которых контролирует Саадани, а также удалить под благовидным предлогом из ЦК ФНО ряд фигур, которые формально являются союзниками Бутефлики и при этом не поддерживают курс на проведение реформ. Вопрос о выборе преемника при этом до сих пор остается открытым, несмотря на то, что, по некоторым данным, сам Бутефлика планирует добровольно отойти от власти уже в следующем году. На этот пост претендуют нынешний премьер А.Селлаль, А.Уяхья и бывший спецпосланник ООН по Сирии Л.Брахими. Но в любом случае  фигура преемника будет компромиссной, поскольку самой главной задачей для алжирских властей сейчас, в условиях сокращения финансовой подушки, является процесс консолидации элит и общества в отношении предстоящих реформ. Тем более, что ожидаются серьезные вливания в область безопасности, диктующие необходимость укрепления пограничного контроля. Кроме того, для сохранения стабильности придется и увеличивать расходы на социальную сферу, по крайней мере, на период назначения преемника и проведения наиболее болезненных экономических реформ.

Таким образом, обозреватели сходятся во мнении, что прошедшие рестановки в мае-июне с.г. в кабинете министров и ФНО являются ясным сигналом о скором начале первого этапа реформ. При этом в самое ближайшее время будет определен преемник Бутефлики, являющийся во многом компромиссной фигурой, устраивающий абсолютное большинство политической элиты страны и в то же время «равноудаленной» от основных кланов. Основной упор в реформах будет сосредоточен на первом этапе исключительно на политическом сегменте с целью создания устойчивой общественной базы для будущих экономических преобразований, в том числе и среди исламистского умеренного сегмента. Этапы политического и экономического реформирования, таким образом, будут разделены по времени. Одновременно Алжир будет продолжать себя позиционировать как регионального лидера и очаг стабильности в Магрибе, активно участвуя в процессе  урегулирования внутриливийского конфликта.