- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Мероприятия правительства Израиля по решению проблемы нелегальных мигрантов

В последние годы  в Израиле проблема нелегальной миграции вышла на государственный уровень. Она активно обсуждалась в Кнессете, а в правительстве  значилась повторяющейся повесткой дня. Значительное число нелегальных мигрантов, находящихся в стране создают проблемы как государству, так и местному населению, среди них высокая преступность,  детская беспризорность, болезни. Израильским руководством было принято комплексное решение проблемы нелегальных мигрантов: усиление охраны границы с Египтом и строительство заградительного забора, депортация мигрантов, мероприятия по недопущению нелегального трудоустройства, субсидирование добровольного выезда из страны.

Борьба с нелегалами ведется в четыре этапа. Во-первых, физическое препятствие, которое обойдется государству в более чем миллиард долларов. Далее следует выработка условий содержания беженцев в Израиле и жесткие меры против израильских работодателей, пользующихся услугами мигрантов. И наконец, четвертый этап, который в Израиле уже начали, – возвращение нелегалов на родину.

С начала 2006 года возросла миграция выходцев из Судана в Израиль, из-за жестокого подавления их демонстрации, которая проходила в Египте, где традиционно проживает большая  община суданских мигрантов. При разгоне этой демонстрации погибли многие из мигрантов. В 2008 премьер-министр Эхуд Ольмерт поручил остановить нелегальную миграцию выходцев из Судана[i] [1]. «Проснитесь. Так не может больше продолжаться. Необходимо положить конец нарушениям границы», — заявил Ольмерт[ii] [2].  Среди мигрантов беженцы составляли лишь  часть – в 2008 году из 4000 мигрантов 1200 были признаны беженцами[iii] [3].

Ввиду определения Судана как враждебной страны для Израиля, прибывающие оттуда считаются «гражданами вражеского государства» и есть законные основания задерживать их согласно Закону о предотвращении инфильтрации. Тем не менее, израильские судебные  органы утверждают, что суданские мигранты сами по себе не представляют опасности для государства, и закон не разрешает  нарушать их права. Первоначально уполномоченный на это ЦАХАЛ должен утвердить критерии риска для государственной безопасности и только после этого будет разбор дел согласно Закону о въезде в Израиль[iv] [4]. Касательно граждан Эритреи, то Израиль их не высылает по причине отрицательной реакции ООН и порицания международного сообщества.

ЦАХАЛом были проведены ряд операций, такие как «Хахзара хама» (החזרה חמה), в рамках которой задержанных на границе нарушителей возвратили на египетскую территорию. После возмущения организаций, защищающих права человека в 2008 году, Израиль обязался «возвращать» нелегалов только после допроса нарушителей, во время которого они могли подать заявление на получение статуса беженца.

Еще в 1954 году в Израиле был принят закон  «О предотвращении инфильтрации», но в то время это касалось палестинцев.  Во второй декаде XXI века была попытка внести в закон две поправки, которые касались нелегальных мигрантов из Африки, но они были отклонены Высшим судом Израиля (БАГАЦ), поскольку нарушали права и свободы человека. Что касается сути закона, то в нем предусматриваются следующие наказания:

 

Преступление Максимальное наказание
Нелегальное проникновение через границу Пять лет тюрьмы
Повторное проникновение депортированного лица Семь лет тюрьмы
Проникновение вооруженного человека, вооруженных лиц или помощь злоумышленнику 15 лет в тюрьме, если оружие огнестрельное, если взрывное или из легковоспламеняющихся материалов — пожизненное лишение свободы
Проникновение и совершение преступления или правонарушения, вследствие которого было повреждено имущества, была применена сила или был нарушен миропорядок Пожизненное заключение
Укрывание разведчика с целью помощи остаться в Израиле Пять лет тюрьмы
Укрывание разведчика с целью помощи остаться в Израиле, не в первый раз 15  лет лишения свободы
Торговля с нарушителями Пять лет тюрьмы

 

Задержанных нарушителей границы отправляют в тюрьмы  Сахароним или Кециот , где они проходят регистрацию и допрос для определения их статуса. Группа выходцев из Эритреи и Судана становится группой гуманитарной помощи и не заносится в список депортированных из страны. Эта группа освобождается после медицинского тестирования. Остальные нарушители подают заявление на статус беженца в течение 60 дней. Национальный совет о предоставлении статуса, состоящий из четырех членов от министерств внутренних дел, юстиции и иностранных дел, обрабатывает заявления о предоставлении убежища. Совет дает рекомендации, которые направляются министру внутренних дел для окончательного утверждения. С 2009 по 2010 годы было проверено около 2500 нарушителей границы и только двое были признаны беженцами[v] [5]. Беженцы признанные Советом получили возобновляемые шестимесячные визы. Лица, ищущие убежища в стадии обжалования не обеспечены этой визой, но защищены от задержания и депортации. Тех, кого причислили к списку депортированных, могут обжаловать решение и этот процесс может занять до 9 месяцев. По причине недостатка места в тюрьмах для мигрантов, группу  мигрантов, подавших апелляцию, отвозят в городские центры, где они ассимилируются среди местного населения. В период с июля 2009 по май 2010 мигранты в количестве 863 были депортированы[vi] [6].

В январе 2010 года правительство одобрило план строительства приграничного забора между Израилем и Египтом, который включает в себя техническое оборудование для обнаружения нарушителей границы. Работы начались в 2010  и завершились в 2012 году. Стоил этот забор государственному бюджету порядка 1,5 млрд долларов.

Статистика показывает, что после строительства забора нелегальная миграция через египетско-израильскую границу практически полностью остановлена. Благодаря забору, проблема локализована, но это не значит, что нет опасности проникновения нелегальных мигрантов со  стороны границы с Иорданией. Но остается проблема с уже находящимися на на территории Израиля нелегалами и ее надо решать.

Стоит отметить, что политика Израиля по отношению к нелегальным мигрантам подверглась жесткой критике. В докладе Госдепартамента США по правам человека от 8 апреля 2011 года отношение Израиля к мигрантам было осуждено. Была раскритикована работа Отдела по миграции, операция «Хахзара хама», риторика членов Кнессета по отношению к мигрантам, и даже употребление слова «Мистанэним» (מסתננים), что означает «инфильтрант, нарушитель границы»[vii] [7]. Отчет во всем ссылается на данные негосударственных правозащитных организаций, которые обращают внимание общественности на нарушения прав человека: «Организация «Врачи за права человека» подсчитала, что только одна треть семей с детьми, которые не являются законными жителями, смогли приобрести медицинскую страховку»[viii] [8], «…согласно Горячей линии, дети лиц, ищущих убежища, в Эйлате не были приняты в местные школы в течение года».

В декабре 2011 года правительство утвердило план борьбы против осевших в Израиле нелегальных мигрантов. Согласно ему, работодателей, использующих наемный труд нелегалов, будут штрафовать на сумму до 75 000 шекелей, что воспрепятствует их трудоустройству. В октября 2013 года глава израильского правительства Биньямин Нетаньяху распорядился ускорить разработку закона, который позволит заключать в тюрьму незаконно проникших в страну трудовых мигрантов. В ходе заседания по этой проблеме, которое премьер-министр провел 17 октября, он отметил, что сегодня полностью пресечено проникновение нелегалов в Израиль, однако это будет невозможно осуществить в дальнейшем лишь с помощью пограничного забора. По его словам, нужны эффективные правовые и экономические инструменты[ix] [9]. «Высший национальный интерес состоит в том, чтобы предотвращать проникновение в страну новых нелегальных мигрантов и поощрять выезд тех, которые уже находятся в Израиле. Так мы и будем действовать»,- сказал он[x] [10].
Основная цель мигрантов — получить работу в Израиле и отправить часть денег на родину, поэтому был введен запрет на пересылку наличных средств заграницу без предъявления удостоверения личности. В Израиле отмечают, что эти меры никак нельзя назвать дискриминационными, ведь они призваны решить проблему национального масштаба.

В начале 2012 года Кнессет утвердил поправку (третью) в законе о предотвращении потока нелегальных мигрантов, которая касается административных процедур для предупреждения нарушения границы – разрешение держать их в тюрьме в течение трех лет  до 2015 года.

7 июня 2012 года районный суд Иерусалима дал разрешение на депортацию граждан Южного Судана обратно на родину[xi] [11]. Департамент населения и миграции объявил, что после вынесения приговора мигрантам дается неделя на самостоятельный выезд из страны, а после в течение трех дней оставшихся арестовывают.

В июне 2012 года Департамент населения и миграции заявил, что депортирует из страны 4 000 человек, среди которых 1600 граждан Кот-д’Ивуара, 1500 – граждане Южного Судана и 1000 – из других африканских стран[xii] [12].

Премьер-министр и министр внутренних  дела заявили, что отныне все нарушители, пересекающие границу незаконно, будут оставаться в Сахароним до вынесения вердикта касательно их статуса. Раньше их отвозили в Южный Тель-Авив. В июне 2013 года Кнессет принял поправку в Закон о предотвращении инфильтрации, которая ограничивала мигрантов в вывозе имущества с территории Израиля[xiii] [13].

В сентябре 2013 года Верховный суд отменил поправку  об аресте мигрантов на трехлетний срок. В настоящее время закон позволяет задерживать мигрантов на срок до одного года. В центре для содержания нелегальных мигрантов они получат медицинское обслуживание  и социальное обеспечение с пособием.

В отчете Центра исследования Израиля, опубликованном в мае 2014 года обращается внимание правительства на то, что следует не только депортировать мигрантов, но и обеспечивать их социальными льготами и здравоохранением. Государство Израиль является еврейским и демократическим государством, которое должно заботиться о слабых, в том числе мигрантах, находящихся в стране. Также следует увеличить численность полиции в районах концентрации мигрантов.

В законе, принятом в декабре 2014 Кнессетом, постановлено, что нелегалы будут пребывать в течение трех месяцев в тюрьме Сахароним, после выяснения их статуса они передаются в объект Холот в Негеве. Холот – это центр открытого содержания нелегальных эмигрантов.  На территории центра могут находиться 3 360 человек, и их передвижение по территории ничем не ограничено. В центре имеется поликлиника, в которой постоянно присутствуют врач, фельдшер и медбрат, дома со всеми удобствами, магазин, столовая, культурные и спортивные площадки. Каждый, находящийся в центре также получает 500 шекелей в месяц на карманные расходы. Единственного, чего они не могут – работать.

Также правительство поощряет выезд из страны денежными наградами. Выплата для тех, кто покидает страну, составляет 3500 долларов. В феврале 2014 года 1705 нарушителей границы уехали из Израиля, в январе — 325 человек, в ноябре – 63 человека.

Итогом успешной политики правительства по предотвращению нелегальной миграции является ограничение потока мигрантов. Заградительный забор на границе с Египтом сыграл важную роль в решении этого вопроса. Однако, на данный момент в стране остаются уже проникшие через границу, которых Правительство отправляет в центры содержания. В политике по отношению к мигрантам есть бреши – долгое расследование статуса мигранта, возможность подачи мигрантом апелляции в течение 9 месяцев. За такой длительный срок мигрант просто пропадает, ассимилируется. Успешной мерой властей является ограничение для нелегальных мигрантов денежных переводов  в другие страны.  Поскольку большинство нарушителей приехали за работой для обеспечения своих семей в африканских странах, невозможность отправить на родину заработанное является эффективной мерой, делающей бессмысленной их пребывания в стране. Центры открытого содержания помогают в случаях, когда нужно сконцентрировать нелегалов в одном месте для контроля, одновременно создавая приемлемые условия для проживания. Спонсирование добровольного отъезда также помогает государству освобождаться от нелегальных мигрантов, однако, в незначительных количествах. Мигранты понимают, что возможность постоянного заработка лучше не менять на одноразовую выплату премии за выезд из страны.

 

[i] [14]                       http://www.vesti.ru/doc.html?id=165571

[ii] [15]                      http://www.vesti.ru/doc.html?id=165571

[iii] [16]             Plitim ve mevakshei-miklat be Israel. Tmunat matsav September 2008,  Ha-forum le zhuiot plitim. /Беженцы и лица, ищущие убежища, отчет 09.2008, Форум по правам человека.

[iv] [17]            DUAH № 58. Ha -Agaf le bikoret Ha- medina./Отчет № 58, Отдел государственных исследований

[v] [18]             DUAH mirkaz ha-mehkar ve ha-medina, may 2010./ Отчет центра исследований государства, май 2010.

[vi] [19]            DUAH mirkaz ha-mehkar ve ha-medina, may 2010./ Отчет центра исследований государства, май 2010.

[vii] [20]           http://www.haaretz.co.il/news/education/1.1614167 [21]

[viii] [22]                  http://www.state.gov/j/drl/rls/hrrpt/2010/nea/154463.htm

[ix] [23]                     http://www.rosbalt.ru/main/2013/10/18/1189392.html

[x] [24]                      http://mignews.com/news/politic/world/071014_212646_89843.html

[xi] [25]            ASAF. Irgun siua le plitim ve le mivakshei miklat be Israel.  Atira. Петиция в Министерство внутренних дел организации помощи беженцам.Оригинал текста: http://www.humanrights.org.il/articles/3407488.PDF

[xii] [26]           Adkon Ahron. Ha-megorashim be drom sudan: haim hadashim im elef iro. 18.06.12. Ynet.  Адкон Ахрон. Беженцы из Южного Судана: новая жизнь с тысячей евро.  Оригинал текста: http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4243818,00.html

[xiii] [27]          Hok le mniat mistonenut. Knesset. http://main.knesset.gov.il/Activity/Legislation/Laws/Pages/LawPrimary.aspx?t=lawlaws&st=lawlaws&lawitemid=2000760