- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новый министр финансов Алжира: реформатор или могильщик алжирской экономики?

Вслед за произошедшими в мае перестановками в правительстве Алжир готовится к серьезным изменениям, которые непосредственно отразятся не только на экономической стратегии страны, но и всех сторонах ее жизни.

Речь в том числе идет о мерах, объявленных 1 июня премьер-министром АНДР Абдельмалеком Селлалем и направленных на «поощрение, поддержку и упрощение инвестиционному бизнесу создавать национальное богатство и рабочие места».

В переводе на русский язык это означает постановку задач спасения национальной экономики от дальнейшего падения и сохранения социального мира в стране.

Говоря о декларированных планах запуска реформ экономики страны, необходимо обратить внимание на фигуру нового министра финансов АНДР. Указание поставленных ему А.Селлалем задач и обозначение поддерживающих его сил позволяет предугадать направления дальнейших преобразований.

Во-первых, новый министр финансов Абдеррахман Бенхалфа, назначенный на место Мохаммеда Джелляба, больше похожего на «классического» представителя алжирского госчиновничества, считается «ставленником банкиров» вообще и их структуры (Организация банков и финансовых учреждений или ABEF) в частности.

Кроме того, алжирские источники называют его «либералом» и классическим сторонником «сбрасывания» в трудной финансово-экономической ситуации «балласта» в виде «ненужных» расходов. В нынешней ситуации это означает как минимум серьезное урезание большинства социальных и даже модернизационных программ.

Причина – дальнейшее ухудшение экономической ситуации в стране. Соответствующих индикаторов появилось более чем достаточно. О тяжелом положении свидетельствует и то, что платежный баланс Алжира в первом квартале 2015 года составил 1,7 млрд долларов против 1,8 млрд за тот же период 2014 года.

Разумеется, ранее озвученные оценки, согласно которым при текущем сохранении положения дел с энергетической отраслью и ценами на энергоносители Алжир сможет существовать без внешних заимствований до начала 2019 г. можно считать слишком пессимистичными (согласно расчетам аналитической группы Nabni, работающей в том числе на государственные структуры страны, при нынешней ценовой конъюнктуре на энергоресурсы к концу 2019 г. золотовалютные резервы АНДР сократятся до уровня менее 10 млрд долларов).

И именно за этот очень небольшой четырехлетний срок страна должна качественно решить свои явно перезревшие проблемы.

Впрочем, первые действия А.Бенхалфы больше похожи не на подготовку к декларированным реформам, а на осуществление функций «антикризисного менеджера» с банальным урезанием бюджетных расходов и их оптимизацией, а также установление более внимательного контроля за использованием средств казны в условиях прогрессирующего кризиса.

Среди них – осуществляемые им меры по снижению импорта зарубежных автомобилей. Для этого были введены заградительные пошлины и ограничения на ввоз определенных категорий легковых машин, признанных алжирскими правоохранителями «небезопасными».

Это направлено не только на сокращение утечки капиталов за рубеж и наполнение бюджета, но и на стимулирование перевода иностранными представителями производства в Алжир. Отчасти подобные действия можно признать успешными – сложившаяся ситуация во многом и вынудила руководство компании «Пежо» согласиться на строительство своего завода на алжирской территории.

Кроме того, в будущем такие же ограничения будут приняты и по алкоголю, абсолютная часть которого также привозится в страну из-за рубежа.

Еще одна мера нацелена на сокращение потребления электроэнергии внутри страны. Однако без повышения ее стоимости для населения, которое чревато усилением социальной напряженности, делает эту меру маловероятной .

Следующим на очереди в реализации новаций нового министра финансов стала подготовка «Закона о страховании». Генеральный директор Страхового альянса страны Хассена Хелифати в связи с этим призывает власти пересмотреть данные планы. По его мнению, данный закон «обгоняет реальности национальной экономики». Соответственно, если он не будет отменен или исправлен, страховая реформа,   «нас задушит».

Между тем, на пути реализации этих «преобразований» имеется ряд достаточно крупных и опасных подводных камней. Среди них – усиление оттока капиталов из страны. Одна из главных причин этого явления состоит в почти тотальной зависимости Алжира от привозных товаров, на закупку которых страна уже тратит сумму в более чем 60 млрд долларов в год и которая по итогам 2015 г. может превысить 70 млрд долларов.

По сути, власти страны оказываются в «вилке» между выросшими потребностями страны и снижением валютных поступлений. В этих условиях власти стремятся искусственно снизить утечку капиталов из страны, но осуществляемые ими меры способны лишь дополнительно усугубить проблему.

Подобная ситуация вынуждает Зубира Бенхамуша, авторитетного эксперта-экономиста мозгового центра страны Nabni критически относиться к планам правительства осуществлять меры жесткой экономии и осуществления реформ в экономическом секторе. И он подвергает сомнению, что новому министру финансов удастся реально воплотить планы Абдельмалека Селлаля, заявленные 1 июня.

Речь в том числе идет о снижении налогов на прибыль компаний (IBS) и профессиональную деятельность (TAP). Соответствующие изменения закона, разработанные министром финансов, алжирский парламент должен рассмотреть в июле.

Показательно, что эти заявки руководство многих алжирских компаний оценило положительно, но без большого энтузиазма, поскольку местная бюрократия традиционно «спускает на тормозах» все самые смелые начинания местных реформаторов, включая самого Селлаля.

Еще один момент – реализация мер Бенхалфы, касающихся повышения стоимости электроэнергии в стране, автомашин и алкоголя, и пр., нанесет удар по планам правительства развивать собственный туристический сектор, изначально увеличив потенциальную стоимость отдыха в Алжире.

Таким образом, нынешние антикризисные меры больше напоминают лихорадочные метания, способные лишь ухудшить ситуацию и нанести удар по целому ряду отраслей.

Учитывая неуклонно возрастающую численность населения Алжира, можно предположить, что усиление оттока средств будет в дальнейшем продолжаться, а попытки искусственного ограничения проникновения на алжирский рынок иностранных товаров встретят мощное сопротивление как со стороны населения, так и зарубежных партнеров.

В данном случае это означает возникновение дефицита, чреватого ростом социальной напряженности, способной сильно подстегнуть протестные настроения и вызвать настоящую «арабскую весну» в стране.