Мы уже сообщали о том, что с приходом нового короля КСА Сальмана и его команды произошли коренные сдвижки в вопросах руководства блоками экономического и военного сотрудничества. Это абсолютно логично, поскольку основой любой власти является контроль над центральными финансовыми потоками, и дистанцирование от них своих главных политических конкурентов есть «альфа и омега» современной политики на Ближнем Востоке, а уж в аравийских монархиях тем более. Так, сын покойного короля Абдаллы Мухаммед, которому в качестве «утешительного приза» оставили командование элитной Национальной гвардией, полностью лишился возможности каким-либо образом влиять на заключение оружейных и иных контрактов в интересах «своего» подразделения. Соответственно сменились и звенья казначеев и посредников в этих цепочках, что заставило западные страны спешно перестраиваться на ходу, устанавливая контакты уже с новыми людьми, выдвинутыми новой королевской властью в качестве основных контролеров заключаемых контрактов.
Так, французский блок сотрудничества, который рассматривается нынешним саудовским руководством в качестве основного конкурентного противника американскому влиянию в сфере ВТС, сейчас возглавил принц Аль-Валид бен Талал, одновременно являющийся совладельцем крупного фонда Kingdom Holding [1]. Его деятельность пользуется неофициальной, но мощной поддержкой президента Франции Ф.Олланда. Узловые контуры будущего двустороннего сотрудничества были намечены во время секретной встречи принца во французской столице в принадлежащем ему отеле «Георг V» 24 июня с.г. с рядом высокопоставленных представителей французских деловых и политических кругов. В частности, достигнута договоренность о создании совместного фонда, где партнером саудитов будет выступать французская Caisse des Depots et Consignations [2] (CDC), сейчас возглавляемая бывшим руководителем аппарата Ф.Олланда Ж-П.Жуйе. Принц оставил за собой право формировать линейку местных партнерсих фирм, за которыми закрепляется эксклюзивное право участвовать в совместных контрактах и назначать субподрядчиков. Одной из таких фирм является сталелитейная компания Zamil Group [3]. Париж, в свою очередь, создает пул из десяти уполномоченных французских фирм, которые будут иметь государственные гарантии в процессе сотрудничества с Эр-Риядом. Среди них такие гиганты бизнеса: Orange [4], Safran [5], Eiffage [6] and Engie [7] (бывшая Suez [8]). Они создадут необходимый инвестиционный рычаг для обеспечения заключаемых контрактов. Эта схема должна заменить собой предыдущий формат сотрудничества, предполагающая в качестве основного контрагента со стороны саудитов сотрудничество с Public Investment Fund [9] (PIF). Ее основным лоббистом выступал министр иностранных дел Франции Л.Фабиус, который со стороны Парижа выдвигал на первые роли в двустороннем сотрудничестве частную французскую фирму PAI Partners [10], под руководством Л.Зинсу. Но эта схема благополучно развалилась после смерти короля Абдаллы, как и его обещания инвестировать в будущие проекты около 20 млрд долларов США. Новый куратор сотрудничества с Парижем принц Аль-Валид уже выбрал в качестве своего «доверенного лица» на французском рынке в лице полусекретной и излишне не раскрученной фирмы Bucephale Finance [11], которая фактически является «ширмой» для французского военно-промышленного комплекса. Она уверенно занимает главные позиции в сфере оружейного бизнеса. Возглавляет ее Ж-М.Форнери, бывший советник Э.Балладюра, известного французкого политика, занимавшего пост премьер-министра с 1993 по 1995 год. Один из исполнительных директоров этой компании Каси Грин недавно стал и советником принца Аль-Валида. Назначение последнего на главную роль в сотрудничестве с Парижем произошло спустя некоторое время после прихода к власти короля Сальмана. Это решение было во многом неожиданным, поскольку с января с.г. во французском бизнес-сообществе упорно ходили слухи о том, что главную роль в будущем формате сотрудничества с КСА будет играть известный бизнесмен Мазер Савваф, возглавляющий консалтинговую фирму Global Holdings [12] и пользовался особым расположением в Министерстве иностранных дел Франции. Помимо этого М.Савваф считался представителем семьи Ладен в Европе и именно через него шли основные контракты этой группы с западноевропейскими бизнес-структурами, такими как Veolia [13], Bouygues [14] и Thales [15]. При этом группа Ладен никогда не заключала контракты напрямую, а всегда использовала в качестве «прокладки» структуру М.Саввафа.
Произошедшие изменения в структуре сотрудничества между КСА и Францией, по оценке экспертов, означают конец периода неопределенности в отношениях между двумя странами и переформатирования схемы двустороннего сотрудничества. Он продлился довольно долго, еще со времени тяжелой болезни короля Абдаллы летом прошлого года, когда все усилия французских бизнесменов и лично президента Ф.Олланда натыкались на стену непонимания и затяжек. Как представляется, такая политика вызвана воздействием на ситуацию будущего саудовского монарха, который не был заинтересован в заключении крупных контрактов ближним кругом короля. Таким образом, он блокировал возможность сохранения ими контроля над финансовыми потоками на среднесрочную перспективу. Это вызывало определенные сомнения обозревателей в жестко выраженной «проамериканской» ориентированности Сальмана. Как выяснилось, ларчик открывался просто, и речь шла только о конкуренции внутри самой саудовской элиты, но не более. Париж по-прежнему остается для Эр-Рияда универсальным средством сохранения своих позиций в Европе и естественным раздражителем для американцев. Отношения с последними имеют свои внутренние противоречия, и дело в данном случае не только в особой позиции Вашингтона по сирийской ситуации. В саудовской элите нет прежнего доверия к США как основному гаранту безопасности режима при любых условиях. Особенно с учетом беспрецедентных усилий Белого дома в отношении заключения ядерной сделки с Тегераном, что расценивается в Эр-Рияде чуть ли не как смена внешнеполитических ориентиров США в пользу Ирана.