- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Реформа шиитского религиозного образования: идея и ее практическое воплощение

Система религиозного образования в современном Иране, поддерживаемая финансовыми и организационными ресурсами государства постоянно растет и развивается. Наиболее крупным центром исламского образования  является г. Кум, который еще с XVI века является религиозным центром для мусульман-шиитов. Однако сегодня традиционный облик медресе Кума начинает меняться. В настоящее время сюда приезжают не только студенты из Ирана, Ирака, Афганистана и Пакистана, но из Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, России и стран СНГ. Как и раньше религиозные дисциплины здесь преподаются исходя из доктрины шиитского масхаба иснаашарийя.  Однако сейчас помимо традиционных и новообращенных шиитов, в Кум приезжают и сунниты, и люди, просто интересующиеся иранской культурой, которым, однако, приходится соблюдать формальности иранской исламской культуры.

Международный университет «Аль- Мустафа» был создан в 2007 году. Однако проблема унификации учебных программ в медресе Кума встала сразу же после Исламской революции. Традиционно присвоение той или иной ученой степени подтверждалось письмом о том, что то или иное лицо обладает знаниями в такой то области и заверялось подписями тех, у кого тот или иной ученый проходил обучение, как правило известных муджтахидов.  В зависимости от того, какому муджтахиду принадлежало медресе, отличались и учебные программы.

Однако в связи с тем, что после Исламской революции, представители духовенства обязаны были занимать определенные государственные должности и многообразие позиций по тем или иным  этическим и правовым вопросам, исторически имевшее место в Куме, стало препятствием на пути развития государственного аппарата ИРИ.

Для устранения острых противоречий между богословами, обсуждения дальнейших путей развития правовой системы и системы религиозного образования  была создана неформальная группа, состоявшая  из ведущих муджтахидов, рахбара и представителей высших органов государственной власти.

Кроме того, требовалась серьезная корректировка учебных программ медресе для того, чтобы их выпускники могли выполнять практическую работу в органах государственной власти. Для этого необходимо было унифицировать учебные программы для присвоения соответствующей квалификации в той или области религиозного знания, ввести единую систему экзаменов и дипломы государственного образца, на подобие тех, что выдавались в «светских» ВУЗах.

Такая работа велась целенаправленно еще с начала 1990-х годов, однако она встретила ожесточенное сопротивление духовенства, ревностно отстаивающего свою независимость от государственного аппарата Исламской Республики (ведь ее так же составляли определенные люди из духовенства). Они прекрасно понимали, что в случае успеха данные реформы приведут к лишению их возможности самим определять содержание учебных программ медресе и к ликвидации независимых от государства религиозных фондов, в которых муджтахиды аккумулировали значительные финансовые ресурсы.

Во время правления «либерального» президента М.Хатами тенденции по насильственной унификации религиозного образования практически сошли на «нет».  Иная картина сложилась после прихода к власти Махмуда Ахмадинежада. Одним из влиятельнейших муджтахидов, поддержавших на выборах М.Ахмадинежада был Мохаммад Таки Месбах Язди, член Совета экспертов, органа избирающего рахбара, член Высшего совета культурной революции, член Ассоциации преподавателей Духовного научного центра г. Кума, председатель Международной ассоциации Ахль-аль-Бейт, а также директор собственного Образовательного и исследовательского института имени Имама Хомейни.

Аятолла Месбах Язди,  имея углубленное образование в области исламской философии и толкования Корана уже давно интересовался проблемой реформирования исламского образования. Еще в 1987 году он опубликовал статью под названием «Основы и принципы образования в Исламе» . Несмотря на то, что Месбах Язди, известен, как ультраконсерватор в своей статье среди «практических принципов исламского образования он называет «воспитание у обучаемого чувство самоуважения» (п.2), предоставление ему «свободы выбора» в образовательном процессе» (п.7), а также важность изучения и преподавания студентам религиозных учебных заведений естественных и общественных наук».

Реализовать подобную программу модернизации традиционного шиитского религиозного образования аятолла Месбах Язди попытался в начале 1990-х годов, создав Образовательный и исследовательский институт имени Имама Хомейни. В 1995 году данный институт, финансируемый непосредственно рахбаром ИРИ аятоллой Али Хаменеи, первый из медресе г.Кума решением Высшего совета культурной революции получил официальную аккредитацию и вместе с ней право выдавать дипломы бакалавра, магистра и доктора государственного образца. В институте изучаются и преподаются не только  «исламские науки», а также психология, сравнительное правоведение, социология, экономика, управление, история.  В качестве преподавателей приглашались ученые не только из Ирана, но и из-за рубежа. В частности в данном медресе преподает американский философ Мухаммад Легенхаузен.

Появление первого «образцового» исламского медресе нового типа не изменило общую картину религиозного образования в г. Куме. Оказав активную поддержку Ахмадинежаду на президентских выборах, Месбах Язди обеспечил содействие своей программе реформ как со стороны «светской» части государственного аппарата, так и со стороны рахбара.

Начиная с 2007 года началось активное наступление на традиционную систему религиозного образования Кума, при поддержке всей мощи репрессивного аппарата ИРИ. При этом, особо подчеркивалась историческая преемственность и связь новых учебных заведений с многовековой традицией шиитского религиозного образования. Однако это является правдой лишь до определенной степени.

Одним из ярких символов перемен, происходящих в системе  медресе Кума является Международный университет «Аль Мустафа». Данное учебное заведение было организовано на основе объединения нескольких  медресе под руководством объединенной администрации с целью повышения образовательного и научного потенциала религиозных учебных заведений, привлечения студентов из-за рубежа,  и, одновременно с этим усилению идеологического контроля над процессом религиозного образования в Куме.

Процесс создания «Аль-Мустафы» был запущен «сверху», по указанию президента Ахмадинежада, при поддержке  рахбара Али Хаменеи, который номинально возглавил университет. Идейным вдохновителем создания университета был, разумеется, аятолла Месбах Язди. В первую очередь, была создана единая структура управления и финансирования. Несмотря на огромный «административный ресурс», преподавательский состав учебных заведений, подлежащих ликвидации, еще в течении двух лет продолжал оказывать пассивное сопротивление реформе. Примечательно, что дипломы на бланке «Международного университета «Аль-Мустафа»» стали выдавать только в 2009 году. Долгое время удавалось «держаться» женским медресе «Бент-аль-хода» и «Бент-аль-улюм», особо сложная ситуация разворачивалась с медресе «Джамет-уль-Захра» (оно принадлежало муджтахедам, но изначально было модернизировано, преподавание велось на фарси, иногда на английском или арабском языках, именно оно снискало огромную популярность как среди иранцев, так и иностранцев. Поэтому учиться там было почетно и ,соответственно, туда шли огромные пожертвования. Медресе финансово было не только не зависимо, но в принципе было изначально порождением самого нового порядка после Исламской революции, управлялось советом директоров и имело систему обучения и собственные учебники),      но тем не менее, к 2010 году процесс объединения был в общем завершён. Открыты представительства университета за рубежом: в Европе, Индии, Северной Америке

Однако это не решило многих проблем, которые стали очевидны еще при создании университета. Так для успешной реализации утвержденных учебных программ, была необходима учебная литература, которой подчас просто не было.

Так, например, в университете не было учебников по арабскому языку даже для персоязычных студентов, не говоря уж об англоязычных или китайцах, которых в «Аль-Мустафе» было немало. В такой ситуации преподавание арабского языка велось арабами из числа духовенства – коренных жителей Кума «по  старинке» на основе собственного преподавательского опыта. Некоторые из них использовали учебную литературу на арабском языке.  В такой ситуации успех обучения зависел от «багажа» знаний, с которыми студент поступил в университет. Разумеется, что людям не имеющих базовых знаний арабского языка,  обучение давалось очень тяжело, с учетом того, что без знаний этого языка не возможно изучить и сдать остальные дисциплины: Коран, хадисы, основы фикха и прочее. Кстати, учебная литература по основам фикха  в первые несколько лет существования университета также отсутствовала, а те учебники, которые были впервые выданы студентам в 2010/2011 учебном году, по их отзывам отличались крайне низким качеством изложения материала.

Преподавание всех дисциплин велось в университете «Аль-Мустафа» исключительно на персидском языке, хотя декларировалось возможность обучения на английском. В итоге, все это приводило к конфузу, когда преподаватели не могли преподавать, потому, что студенты их не понимали, а студенты не могли изучать и сдавать экзамены, по той же самой причине. Возможно, в последние два года в этой сфере произошли изменения. Хотя исходя из того кадрового «голода», который испытывал университет в 2007-2010 годах, когда студенты привлекались в качестве переводчиков, ситуация вряд ли кардинально поменялась. Так как в университете «Аль-Мустафа» был крайне низкий уровень преподавания персидского языка, как иностранного (как правило, преподаватель, работающий с иностранцами, мог быть даже просто сельский учитель, который преподавал в начальной школе алфавит, но главное, чтобы он был верен своей стране и религии, ведь общение с иностранцами, крайне не однозначно могло завершиться, а вдруг не из иностранца сделают шиитского проповедника, а иностранец изменит воззрение учителя, поэтому вопрос качества преподавания отходил на второй план) – таким образом, порочный круг замыкался.

На качестве обучения также негативно сказывалось и слабость материально-технической базы ВУЗа, в частности, отсутствие высокоскоростного выделенного канала сети интернет, что создало трудности для реализации программ дистанционного обучения.  Высокоскоростного доступа в интернет  не было и в самом Куме вплоть до настоящего времени за исключением выделенных каналов государственных учреждений. По данному поводу до сих пор ведется ожесточенная дискуссия в среде духовенства, обзор которой заслуживает отдельной статьи.

Новая администрация на деле не справлялась с управлением огромного «хозяйства» университета. Структурные подразделения университета, не говоря, уж об иностранных представительствах и филиалах продолжали жить «своей жизнью».

В настоящее время руководство университета прилагает всевозможные усилия для того, чтобы преодолеть трудности, с которыми оно столкнулось. Формируется штат переводчиков, из числа выпускников университета оставшихся в Иране, которые осуществляют перевод учебной и научной литературы с персидского на европейские языки и на русский. Совершенствуется материально-техническая база, проводятся меры по выстраиванию вертикали управления учебным заведением.

Смягчение идеологического контроля со стороны государства, связанное с приходом к власти нового президента Хасана Роухани также положительно сказалась на деятельности университета, снижая уровень тенденциозности и политической ангажированности образовательных программ.