- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Проблемы этнически смешанного города в Израиле: пример Акко

Подавляющее большинство жителей Израиля – как евреев, так и арабов -проживает в этнически однородных населенных пунктах. Городов, официально считающихся этнически смешанными, всего шесть. Это Иерусалим (63,2 % — евреи, 35,3 % — мусульмане, 1,5 % — христиане), Рамла (77,6 % — евреи, 17,8 % — мусульмане, 4,5% — христиане), Лод (71,6 % — евреи, 27,3 – мусульмане, 1,2 % — христиане), Хайфа (89,4 % — евреи, 5,4 % — христиане, 5,1 % — мусульмане), Акко (69,6 % — евреи, 27,3 % — мусульмане, 2,9 % — христиане, 0,2 % — друзы)[i] [1].

Поскольку население шестого официально смешанного города – Яффо статистически учитывается вместе с населением Тель-Авива, муниципалитетом которого он управляется, получить точные данные об этноконфессиональном составе населения этого города сложнее. Во всяком случае, по данным 2008 года, в Яффо проживали 46 500 человек, из которых 30 тысяч были евреями, а 16 тысяч — арабами. При этом подавляющее большинство яффских арабов (порядка 80 %) были мусульманами.

К упомянутым городам следует добавить Нацрат-Илит. Этот город был основан в 1956 году как чисто еврейский город – в противовес близлежащему арабскому Назарету. Однако в результате миграции из Назарета в Нацрат-Илите появилось заметное арабское меньшинство. На сегодняшний день 80,8 % населения города составляют евреи, 13 % христиане и 6,1 % — мусульмане. Несмотря на это, еврейские жители и городские власти категорически возражают против каких-либо внешних, «официальных» проявлений этнически смешанного характера города. В Нацрат-Илите нет никаких образовательных или религиозных нееврейских учреждений. В этом отношении христианских и мусульманских жителей обслуживает соседний Назарет.

В контексте темы этнически смешанных населенных пунктов Израиля можно упомянуть так же:

  1. Город Маалот-Таршиха (80 % — евреи, 9,6 % — христиане, 9,3 % — мусульмане, 0,4 % — друзы). Следует отметить, что город Маалот-Таршиха является единым целым только административно. В рамках единого муниципалитета объединен еврейский поселок городского типа Маалот и населенное арабами село Таршиха.
  2. Кооперативную деревню Неве-Шалом в региональном совете Матэ-Иегуда (27 еврейских и 27 арабских семей, более половины последних составляют христиане). Этот населенный пункт бы основан в 1969 году специально с целью развития взаимопонимания и мирного сосуществования между евреями и арабами по инициативе доминиканского монаха Бруно Гусара, египетского еврея по происхождению (название деревни переводится с иврита как «оазис мира»). Соотношение между евреями и арабами 50 % — 50 % в Неве-Шалом поддерживается скурпулезно.
  3. Село Пкиин в Галилее (78,2 % — друзы, 20,6 % — христиане, 1,1 % — мусульмане и отдельные еврейские семьи). Пкиин – единственное село Израиля, в котором еврейское население сохранялось непрерывно со времен Второго Храма до новейшего времени. Большинство пкиинских евреев оставили село во время арабского мятежа 1936-39 гг. Из старожильческого еврейского населения в нем осталась только часть клана Зейнати. В 1990-х — начале 2000-х годов в Пкиине стали селиться новые еврейские семьи. В 2007 году друзы учинили антиеврейские беспорядки, в результате которых часть евреев покинула свои дома. К Пкиину примыкает мошав Пкиин га-Хадаша (Новый Пкиин), населенный исключительно евреями – репатриантами из Марокко и потомками старожилов Пкиина (ок. 500 человек). Однако административно мошав не подчиняется местному совету Пкиина, а входит в состав регионального совета Маале-Йосеф.
  4. По сути, смешанным населенным пунктом является и город Хеврон, в котором наряду со 160 тысячами арабов (по данным палестинского ЦСБ за 2007 год) проживают около 1 тысячи евреев. Однако Хеврон разделен административно: 80 % его территории находится под контролем Палестинской национальной администрации, а 20 % — включая все еврейские жилые микрорайоны и религиозные святыни – под контролем Израиля. К востока к Хеврону примыкает чисто еврейское городское поселение Кирьят-Арба (более 7 тысяч жителей), имеющее свой собственный муниципалитет.

На этом список этнически смешанных (официально или неофициально) населенных пунктов Израиля в наше время исчерпывается. В не таком уж далеком прошлом, какую-то сотню лет назад ситуация была иной. Тогда евреи и арабы жили вместе, помимо перечисленных выше населенных пунктов (за исключением Нацрат-Илита и Неве-Шалома, которые тогда еще не были основаны), так же в Газе, в Иерихоне, в Шфаръаме, в Шхеме (Наблусе), в Тверии, в Цфате, в Бейт-Шеане и в ряде других населенных пунктов Эрец-Исраэль/Палестины. Конец относительно мирному сосуществованию двух этнических групп был положен антиеврейскими выступлениями арабов в 1921, 1929 и в 1936-39 годах. Подавляющее большинство евреев вынуждено было покинуть те населенные пункты, в которых они составляли меньшинство. В ходе войны Израиля за независимость арабским населением были полностью оставлены Тверия, Цфат и Бейт-Шеан (из которого до этого пришлось бежать еврейскому меньшинству).

В следствии сильнейших различий в религии, обычаях, бытовой культуре и ментальности, а также в связи сохраняющейся напряженностью межэтнических отношений в стране в целом функционирование этнически смешанного города в Израиле требует постоянного преодоления целого ряда специфических именно для него трудностей. Приведем в качестве примера город Акко.

После Первой мировой войны, когда Эрец-Исраэль/Палестина оказалась под управлением Великобритании, Акко представлял себя окруженный крепостными стенами город с населением в 6500 человек, 100 из которых были евреями. По традиции, евреи Акко возглавлялись своим собственным мухтаром. В 20-е годы в городе поселились сотни евреев-репатриантов, преимущественно рыбаков из Греции и из России. В то время в Акко проживал в частности Иехиэль Вайцман, отец будущего президента Израиля Хаима Вейцмана. Во время антиеврейских выступлений 1929 года большинство евреев покинули город, однако часть из них (в основном старожилы) осталась.

В 30-х – 40-х годах прошлого века среди узников тюрьмы Акко было множество евреев, боровшихся против британского владычества в рядах подпольных организаций Эцель и Лехи. Здесь же британцы осуществляли казни приговоренных. 4 мая 1947 года бойцы Эцеля атаковали тюрьму с целью освободить своих товарищей. 27 заключенных членов Эцеля и Лехи были освобождены. 9 бойцов погибли, а 5 — были ранены и попали в плен в ходе этой операции, потрясшей не только Акко, но и британское общественное мнение. Сам же город был тогда почти чисто арабским. По данным переписи 1945 года, в Акко было 12360 жителей, из них — только 50 евреев.

Согласно решению ООН о разделе подмандатной территории Палестина, Акко должен был войти в состав арабского государства. Начавшиеся по всей стране столкновения между арабами и евреями привели к тому, что еще остававшиеся в городе евреи покинули его. Еврейские конвои, направлявшиеся в изолированные кибуцы Западной Галилеи, подвергались в Акко нападениям. Поэтому силы Хаганы блокировали город. 16 мая 1948 года, когда британский гарнизон покинул его, начался штурм. Акко обороняло только местное арабское ополчение. После продолжавшихся около двух суток боев город капитулировал. В Акко осталась лишь треть довоенных арабских жителей. Остальные бежали в Ливан и в арабские села Галилеи.

В 50-х – 70-х годах ХХ века за пределами окруженного крепостной стеной Старого города Акко были построены новые жилые кварталы, которые заселили еврейские репатрианты. Акко стал смешанным еврейско-арабским городом.

Однако внутри самого этого города развивались и развиваются разнонаправленные демографические процессы. Первоначально часть евреев проживала в брошенных арабскими беженцами домах Старого города, однако в 60-х – 70-х гг. большинство евреев оставили эти дома и переехали в новые кварталы к северу от крепостных стен. Опустевшие дома были заняты арабами, преимущественно мусульманами, переселившимися из сел. Несколько позднее евреи стали оставлять построенные в 1950-е года районы за пределами Старого города, ставшие кварталами бедноты. Оставленные квартиры и в этом случае заселяли арабы. Таким образом, построенный в свое время в качестве еврейского квартал Шхунат-Вольфсон стал преимущественно арабским. Наблюдался и отток еврейского населения в другие города, прежде всего, в расположенную южнее Хайфу, большой промышленный и университетский город, предоставлявший лучшие возможности трудоустройства. Тенденция сокращения доли евреев в населении города приостановилась в связи с прибытием в Акко значительных групп новых репатриантов из СССР в 1990-годах.

Тем не менее, арабские националисты открыто говорили и говорят о возможности «отвоевания Акко», о том, что Акко может стать первым смешанным городом в Израиле, в котором арабы станут большинством. Для этого они призывают «всех палестинцев» (практически же арабов из сел Галилеи) покупать квартиры и дома в Акко. В качестве примера возможности успеха такого предприятия, сочетающего экономические мотивы с национальными, постоянно приводился квартал Шхунат-Вольфсон, построенный для евреев, но ставший, по сути, арабским.

В ответ на это раввин Акко Йосеф Яшар призвал открыть военную иешиву («ешиват гесдер») в синагоге квартала Шхунат-Вольфсон, которую собирались тогда закрыть из-за того, что в ней почти не осталось прихожан. В 2002 году в Шхунат-Вольфсон приехали из Маалота первые 30 учащихся военной иешивы. В настоящее время в ней обучается более 200 человек, приехавших главным образом из района Тель-Авива и Иерусалима. Они, так же, как и семьи раввинов и преподавателей иешивы, проживают в том же квартале Шхунат-Вольфсон. Здесь же остаются жить после женитьбы со своими семьями и некоторые бывшие учащиеся иешивы. В 2011 году было построено постоянное здание иешивы и общежитие для ее учащихся.

Учащиеся военной иешивы ведут на волонтерских началах социальную работу широкого спектра в неблагополучных кварталах Акко (с детьми, с подростками, со стариками), проводят уроки и молитвы в синагогах, патрулируют улицы в качестве добровольцев «гражданского патруля» (парамилитарной организации, помогающей полиции). Поскольку большинство учащихся иешивы проходит службу в боевых частях ЦАХАЛа, их вклад в обеспечение безопасности на улицах Акко заметен.

Все это в целом привело к тому, что немногочисленное еврейское население, еще остававшееся в квартале Шхунат-Вольфсон, перестало сокращаться. Изменение демографических тенденций в квартале вызывает раздражение арабских националистов. Они называют учащихся военной иешивы и связанные с ней семьи «поселенцами» и обвиняют их в попытке «иудаизации Акко», чего те и не отрицают. В праздник Симхат-Тора 2006 года в Шхунат-Вольфсон произошла массовая драка между арабскими жителями и учащимися иешивы. Арабов возмутило шумное шествие в честь еврейского праздника по улицам квартала, населенного преимущественно арабами.

После Судного дня 2009 года арабы подожгли офис иешивы. Правда, это была лишь частью массовых столкновений между евреями и арабами по всему Акко, спровоцированных тем, что арабская машина въехала с громкой музыкой во время самого священного в еврейской религии поста в квартал, заселенный преимущественно евреями. Евреи закидали эту машину камнями. Тогда арабы начали бить витрины еврейских магазинов и машины на центральной улице города (к этому их призвали муэдзины с минаретов Старого города). В ответ, после окончания Судного дня евреи напали на дома арабов, проживавших в преимущественно еврейских кварталах. Арабские жители были вынуждены покинуть свои дома и бежать. Одновременно с этим происходило множество более мелких инцидентов на почве межэтнической розни (в том числе и упомянутый поджег офиса иешивы в Шхунат-Вольфсон). Власти были вынуждены перебросить в Акко подразделения «пограничной стражи» (аналог ОМОНа), чтобы не допустить дальнейшего разрастания межэтнического конфликта.

С тех пор серьезных конфликтов с применением насилия на межэтнической основе в Акко не было, хотя время от времени напряженность дает о себе знать.

Следует отметить, что поселенческая активность религиозных сионистов, ранее направленная почти исключительно в Иудею и Самарию (Западный берег, пользуясь арабской терминологией), а так же на Голанские высоты, все больше дает о себе знать именно в смешанных городах. Военные иешивы, предармейские религиозные курсы («мехина кдам-цваит»), поселенческие религиозные «ядра» («гаръин торани» действуют не только в Акко, но и в Яффо, в Лоде, в Рамле, в Нацрат-Илите, не говоря уже об Иерусалиме и Хевроне. И везде они совершенно сознательно направляются туда, откуда прочие евреи уходят, — в неблагополучные кварталы, прежде всего в кварталы, из которых еврейское население вытесняется арабским – с целью переломить неблагоприятные для сионистского движения демографические тенденции.

Единственным исключением среди этнически смешанных городов Израиля в этом отношении является Хайфа, для которой характерно достаточно благополучное сосуществование евреев и арабов. Этому есть ряд причин:

  1. Хайфа обладает очень большим экономическим и культурным потенциалом. Город привлекает еврейское население и безо всякой идеологии.
  2. Процент арабского населения в Хайфе низок в сравнении с другими этнически смешанными городами Израиля.
  3. Более половины хайфских арабов составляют христиане, которые в целом проявляют тенденцию к бесконфликтному сосуществованию с еврейским большинством. Значительную часть местных мусульман составляют последователи секты «Ахмадия», для которых характерна аналогичная тенденция.

[i] [2] Необходимо отметить, что в число евреев автор данной статьи включает так же тех, кто определяется официальной израильской статистикой термином «другие», под которым подразумеваются, как правило, репатрианты, не рассматриваемые в качестве евреев с точки зрения традиционного еврейского права – Галахи (дети евреев от нееврейских матерей, супруги евреев), но фактически представляющие собой часть еврейского национального коллектива, в котором они живут и с которым самоидентифицируются.