- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Развитие ирано-российских отношений после заключения соглашения по иранской ядерной программе

Развитие ирано-российских отношений после подписания соглашения между «шестеркой» международных посредников  и Ираном является весьма актуальной темой. Скорейшее снятие санкций  наталкивает на мысль на возможное усиление конкуренции между  Россией и Ираном в сфере торговли углеводородами. Однако, все не так просто.

В этом отношении знаковым событием явилось появление президента Ирана Х.Роухани на саммите стран БРИКС в Уфе. В ходе заседания он высказался следующим образом: «Я должен поблагодарить российскую сторону за усилия, прилагаемые ей в ходе переговоров по иранской ядерной программе и лично министра иностранных дел господина Лаврова». Безусловно, в ходе саммита БРИКС обе стороны примерно представляли, каким будет результат переговоров в Лозанне. Очевидно, что заявления, сделанные Роухани, были своего рода «заделом» на будущее.

Главной проблемой для Ирана после заключения соглашения с «шестеркой» является пункт об эмбарго на продажу Ирану вооружений. В условиях напряженной обстановки на Ближнем Востоке, постоянной гонкой вооружений между ключевыми игроками, прежде всего – Ираном, Саудовской Аравией и Израилем, вопрос о поставке вооружений является весьма актуальным для Исламской Республики.

Согласно тексту опубликованного соглашения, сроки ограничений на поставку вооружений и перечень вооружения, подлежащего ограничению, должен быть определен резолюциями Совета Безопасности ООН.  В данном случае Россия, Иран и Китай заинтересованы в скорейшей отмене всяческих ограничений на поставку оружия иранцам.

Учитывая, что Китай и Россия могут наложить вето на любой проект резолюции СБ ООН, Ирану имеет смысл продолжать курс на сближение с Россией, чем и занимается правительство Х.Роухани.

Россия со своей стороны уже анонсировало снятие запрета на поставку в Иран ЗРК С-300. Однако, не смотря на горячее желание российских поставщиков возобновить поставку вооружений в Иран, до принятия соответствующих резолюций СБ ООН, это представляется маловероятным.

Кроме того, инициатива России и Китая по немедленному снятию эмбарго на продажу вооружений, явно не встретит поддержку Вашингтона. Ключевую роль здесь играет лобби Пентагона. Как заявил председатель Объединенного комитета начальников штабов Мартин Демпси на заседании Комитета по вооруженным силам Сената: «Мы ни в коем случае не должны снижать давление на Иран в том, что касается торговли оружием и производства баллистических ракет». Министр обороны США Эштон Картер выразил сходную позицию: «Мы хотели бы временно ограничить их возможности (Ирана-авт.)  приобретать некоторые виды вооружений».

Таким образом, может сложиться ситуация в которой СБ ООН долгое время не сможет принять окончательного решения по срокам эмбарго на поставки вооружений в  Иран, так как Россия (и, скорее всего Китай), будут ветировать проекты резолюций, вносимых США и наоборот.

Более того, разногласия по данному вопросу могут привести к новому витку противостояния России и США, и действия Москвы будут зависеть во многом от того, насколько американцы пойдут на взаимные уступки по Украине и Сирии.

Тут возможно два сценария развития событий. Первый —  если США проявят гибкость и смягчат режим санкций в отношении российских компаний, то Россия, скорее всего, поддержит американцев по вопросу ограничения поставок вооружения в Иран, так как он не является ключевым покупателем российских вооружений. США могут также не отменять антироссийские санкции напрямую, а открыть для российского оборонно-промышленного комплекса рынки своих сателлитов. В данном контексте кажется весьма «уместным»  визит в Россию саудовского принца Мухаммеда бин Сальмана, в ходе которого были подписаны межгосударственные соглашения в сфере торговли углеводородами, космической сфере и сфере ядерных технологий. Представители королевства также присутствовали на Международном форуме «Армия-2015» и обсуждали возможность покупки российского вооружения.

Другой сценарий предполагает, что «благодарность» США за участие России в переговорах с Ираном, так и останется всего лишь «благодарностью» без каких-либо серьезных политических решений. В таком случае Москва может пренебречь мнением Вашингтона и, торпедируя американские резолюции в СБ ООН,  начать поставки оружия и иных материалов военного назначения в Иран.

При этом Россия не откажется одновременно поставлять оружие в Саудовскую Аравию, если представиться такая возможность, опираясь на так называемых «прагматиков» в местном истеблишменте. Учитывая достаточно весомые результаты  июньского визита, у Москвы сохраняется возможность для маневра.

Что же касается вектора иранской политики в отношении России, то здесь руководство ИРИ попытается получить максимум выгоды. Посол ИРИ в РФ Мехди Санаи, выступая на международном инвестиционном форуме в Иране, заявил, что «Ирано-российские отношения имеют стратегический характер и являются предметом особого внимания со стороны Духовного лидера Революции (Али Хаменеи-авт.)».

Он также отметил, что «(Между РФ и ИРИ-авт.) Заключено экономическое соглашение в области промышленных и энергетических обменов. Совместная экономическая комиссия объявила о проектах на сумму в 70 миллиардов долларов, которые, начиная с текущего года, должны быть реализованы в рамках данного соглашения, и мы надеемся, что очень скоро станем свидетелями выполнения всех обязательств. Неделю назад было заключено соглашение о сотрудничестве в области мирного атома, а также подписан контракт о втором и третьем энергоблоках Бушера. Эти проекты имеют большую экономическую ценность, и их реализация послужит изменению объемов товарооборота между двумя странами».

Это указывает на серьезный потенциал ирано-российских отношений в различных сферах и дает России возможность «смягчить» удар, который наносят по ее экономике санкции США и их союзников.