- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Стратегия развития сети интернет в Исламской Республике Иран

Контроль и надзор за использованием сети интернет в Иране стал бурно развиваться в эпоху президентства М.Ахмадинежада. В западные СМИ то и дело просачивается информация об осуждении тех или иных лиц за преступления, совершенные ими в сети интернет. Один из известных случаев – смертный приговор казни в конце августа 2014 года иранского блоггера Сохейля Араби за оскорбление пророка Мухаммеда в социальной сети Фейсбук по ст.262 УК ИРИ, предусматривающей наказание в виде смертной. Каждый такой случай «будоражит» западную прессу, которая вновь и вновь начинает обсуждать проблему цензуры интернета в ИРИ.

Крупные западные правозащитные организации, такие как «Фридом Хаус»  и «Репортеры без границ»  внесли Иран в список «стран – врагов» свободного интернета, обладающей одной из наиболее сложных в техническом отношении систем контроля активности пользователей сети интернет.

Общее количество пользователей сети интернет в ИРИ насчитывает примерно 25 млн  при населении в 77 млн чел.  В стране действуют около 150 организаций, обеспечивающих доступ в интернет. Большинство из них- частные, но тем не менее, наиболее крупные провайдеры, такие как например DCI принадлежат лицам, близким к Корпусу стражей исламской революции.

Общее руководство государственной политикой в информационной сфере осуществляет Высший совет по информационному пространству, под руководством президента, включающий представителей Верховного лидера, КСИР, профильных министров. Каждый провайдер для предоставления услуг доступа в интернет должен получить лицензию Иранской государственной  телекоммуникационной компании. Каждый блоггер обязан зарегистрироваться в Министерстве культуры и исламской ориентации.

Специализированные органы контроля информационного пространства появились в Иране сравнительно недавно. В 2011 году было создано специальное подразделение полиции по контролю за созданием и передачей информации (ФАТА) в г. Тегеране под командованием  бригадного генерала К.Хандианфара. К весне 2012 года  аналогичные подразделения должны быть созданы в каждой провинции Ирана. Создание такого подразделения объяснялось властями необходимостью борьбы с широко распространившимися преступлениями в информационной сфере, такими как мошенничество, незаконный доступ к персональным данным, взлом и вывод из строя  персональных ЭВМ. Однако помимо вышеназванных целей, западные обозреватели указывают, что главной задачей иранской кибер-полиции является контроль над активностью иранцев в интернете и пресечение деятельности оппозиционных интернет-ресурсов.

В ноябре 2012 года иранское правительство объявило о начале работ по созданию Национальной информационной сети.  Преимуществами национального интернета, по мнению иранских властей, является «чистый» контент, соответствующий «религиозным и революционным ценностям», который не нуждается в цензуре, а также  высокая надежность и устойчивость перед лицом вирусных атак. Также отмечается, что скорость доступа к национальной информационной сети будет гораздо более высокой, нежели сейчас.

Здесь надо отметить, что скорость доступа в интернет в Иране искусственно ограничена до 128 кб/с (но реально порой и 80 кб/с не бывает), видимо в целях ограничения доступа к аудио и видео файлам, исключение составляют студенты и ученые, которые получают доступ к высокоскоростным каналам после предоставления соответствующих документов. На особом положении находятся крупные торговые организации, которые имеют vip доступ к сетям интернет (нефтяные, металлургические и фармацевтические концерны).  На практике же в 2009-2010г.г., особенно в религиозных учебных заведениях, высокоскоростной доступ в интернет имели только руководитель и некоторые помощники. Это создавало и создает серьезные препятствия для реализации дистанционных образовательных программ и работы с электронными библиотеками.

Стратегия информационной политики, сформировавшаяся при «позднем» Ахмадинежаде во многом схожа с  китайской. Так в Китае запрещен доступ ко многим популярным интернет сервисам, таким как Google, Youtube, Twitter. В то же время существуют  местные аналоги, которые восполняют потребности местного населения, а также  используются и китайцами, проживающими за рубежом.

Серьезной проблемой на пути реализации данного плана является недоверие иранцев отечественным интернет-сервисам. Это происходит вследствие четко наметившейся при Ахмадинежаде тенденции злоупотребления  представителями силовых структур своими должностными полномочиями и массовым нарушением прав человека в исламской трактовке этого термина. На Западе стал широко известен трагический случай со смертью от побоев С.Бехешти, задержанного сотрудниками ФАТА. Другой случай – арест С.Араби произошел уже после избрания президентом Х.Роухани. Иранские правозащитники отмечают, что при задержании С.Араби сотрудники ФАТА, проникли в его дом, выбив дверь, хотя хозяин и члены его семьи сопротивления не оказывали. При вынесении приговора, суд не принял во внимание положения ст. 264 УК ИРИ о том, что в случае если человек высказал оскорбления в адрес Пророков или Имамов, находясь в состоянии невменяемости, гнева, оговорки, или цитируя кого бы то ни было, то к нему не применяется наказание в виде смертной казни. Еще при Ахмадинежаде были случаи блокировки сайтов и предъявлении обвинений даже его сторонникам.

Политика нового президента Ирана и его правительства  в информационной сфере не является однозначной и последовательной. Роухани, еще будучи кандидатом в президенты Ирана, обещал своим избирателям ослабление контроля государства над личной жизнью частных лиц, в том числе и их активностью в интернете. В частности он заявил следующее, что те люди, которые выступают за введение дополнительных ограничений использования ресурсов интернета, зачастую руководствуются отнюдь не высокими моральными побуждениями, а прагматическими политическими интересами.

На данный момент ,очевидно, что Х.Роухани не удалось и не удастся быстро переломить тенденцию расширения цензуры в интернете, за которой стоит могущественное «силовое» лобби. Не стоит забывать, что тотальный контроль интернета предполагает освоение огромных объемов бюджетных средств, которые иранскин силовики не отдадут без борьбы. Однако от успешности государственной политики в сфере контроля над интернетом во многом зависит, как будущее самого президента Роухани, так и развитие иранской науки, промышленности и культуры.