- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Участники фондового рынка Израиля

В число профессиональных участников фондового рынка Израиля входят эмитенты, андеррайтеры, дистрибьюторы, инвестиционные консультанты, портфельные управляющие и маркетинговые агенты.

 Андеррайтеры

Андеррайтер – юридическое лицо, осуществляющее руководство эмиссией ценных бумаг и их распределения. Он изучает инвестиционные планы компании, определяет справедливую цену на ценные бумаги, по которой они поступят в публичную продажу, от своего имени рекомендует инвесторам их приобретать и собирает заявки на покупку. Андеррайтером не могут выступать коммерческие банки, страховые учреждения или пенсионные фонды, однако контролируемые ими компании могут.

Договор с андеррайтером может быть 2 типов:

твердое обязательство (firm commitment) – андеррайтер обязуется приобрести все ценные бумаги, предлагаемые для первичного публичного размещения, и перепродать их на фондовую биржу. При этом он перепродает ценные бумаги дороже, чем их скупает, т.е. просто зарабатывает на спекуляции. Весь риск продажи ложится на андеррайтера.

максимальные усилия (best efforts) – продажа максимально возможного числа ценных бумаг нового выпуска без финансовой ответственности. Андеррайтер снимает с себя часть риска в случае, когда часть ценных бумаг продать не удается.

Деятельность андеррайтеров в соответствии с Законом 1968 г. и инструкцией, разработанной Министерством финансов №5753-1993 от 11.07.1993 г., контролируется министром финансов Израиля.

Собственный капитал андеррайтера не должен быть менее 1,2 млн шекелей, его ответственность подлежит страхованию, при этом страховка действительна в течение трех лет с момента последнего проспекта, гарантированного андеррайтером. В отношении андеррайтеров установлены строгие требования отчетности.

В настоящее время в Израиле проходит реформа андеррайтинговой деятельности.

1.В стране действует требование о публичной продаже ценных бумаг в условиях равенства для всех (т.е. посредством тендера), по окончании проведения реформы предполагается, что возможность продажи ценных бумаг без тендера, как это происходит сегодня в США, также будет доступна (но только институциональным инвесторам).

2.Среди других положений реформы – отмена требования о публикации цены предложения в проспекте эмиссии. Сегодня израильский эмитент должен получить разрешение на размещение проспекта не менее чем за пять рабочих дней до даты публичной продажи ценных бумаг. Это требование призвано дать разумным инвесторам время для изучения стоимости ценных бумаг, предлагаемых компанией, но оно слишком продолжительно с точки зрения цен и событий, происходящих на рынке капитала, поэтому на практике в Израиле часто заявленная в проспекте эмиссии цена отличается от той, которая предлагается в день продажи.

3.Предлагаемые реформой изменения запрещают компаниям, связанным с коммерческими банками, выступать в качестве ценового андеррайтера.

4.В рамках вносимых поправок предлагается облегчить работу иностранных андеррайтеров в Израиле. Одно из предложений – заменить существующие квалификационные требования, предъявляемые на Тель-Авивской бирже (TASE), на те, которые применяются к иностранным андеррайтерам в стране их происхождения.

Дистрибьюторы

Это юридические лица, принимающие на себя обязательство реализовывать ценные бумаги за комиссионное вознаграждение. Требования, предъявляемые к дистрибьюторам, также устанавливаются Министерством финансов Израиля.

Инвестиционные консультанты

Инвестиционные консультанты – лица, прямо или косвенно занимающиеся оказанием консультативных услуг инвесторам относительно целесообразности вложения, владения, продажи или покупки ценных бумаг. Деятельность инвестиционных консультантов подлежит лицензированию.

1.Если инвестиционные консультанты — это физические лица, то они должны удовлетворять следующим требованиям: быть не моложе 21 года; иметь израильское гражданство или быть израильским резидентом; не иметь судимости; сдать профессиональные экзамены и пройти иные процедуры, предусмотренные нормативными актами; пройти стажировку; соответствовать страховым правилам.

2.В случае, если в качестве инвестиционного консультанта выступает компания, то она должна обладать собственным капиталом в предписанном нормативными актами размере, предоставить страховку, банковскую гарантию, депозит, информацию о ценных бумагах на Тель-Авивскую биржу, а также не осуществлять андеррайтинг.

 

 

 

Портфельные управляющие

Так называются лица, занимающиеся управлением инвестиционными портфелями. Деятельность портфельных управляющих, по уставу TASE, подлежит лицензированию.

Те из них, кто являются физическими лицами, должны отвечать тем же требованиям, какие предъявляются к инвестиционным консультантам и маркетологам. Корпорации, занятые в портфельном управлении, обязаны удовлетворять следующим требованиям: не осуществлять андеррайтинговую деятельность, проводить операции на Тель-Авивской фондовой бирже, а также различные виды депозитов в израильской или иностранной валюте, вкладывать инвестиции в сберегательный план, утвержденный министром финансов и финансовым комитетом Кнессета. Акционерный капитал корпорации должен быть не менее суммы, предписанной соответствующей инструкцией. Она также должна предоставить страховку, банковскую гарантию, депозит или ценные бумаги в количестве, по ставкам и на условиях, установленных правилами TASE.

Инвесторы

Институциональные инвесторы

Институциональными инвесторами считаются резервные, пенсионные, страховые и паевые фонды. Эти участники фондового рынка, зачастую аффилированные с банками, обладают более 60% активов на рынке капитала и большей частью государственного долга. Институциональные инвесторы (за исключением паевых фондов) вкладывают большую часть свободных финансовых средств в государственные ценные бумаги, привязанные к инфляции, по заказу израильского правительства.  

С одной стороны, консервативный и регулируемый характер инвестиций институциональных участников израильской биржи делает их устойчивыми к колебаниям на рынках акций и зарубежного долгового рынка. Однако, они не диверсифицируют свои инвестиционные портфели, что лишает рынок акций влиятельных игроков. Из-за вложений в инструменты с практически нулевым риском институциональные инвесторы не уделяют достаточного внимания вопросам корпоративного управления, что является признаком неэффективности.

Резервные фонды

Важную роль на рынке капитала в Израиле играют резервные фонды. Это крупные инвестиционные фонды, которые зачастую контролируются дочерними компаниями коммерческих банков. Через них домашние хозяйства получают налоговые льготы. Фонды, как правило, требуют от инвесторов держать деньги на счете в течение 15 лет с момента его открытия. Резервные фонды предназначены для стимулирования долгосрочных сбережений и обладают низким риском погашения.

Фонды такого типа являются крупнейшими в Израиле держателями активов домохозяйств. Известно, что в 1998 г. резервные фонды контролировали 28% капитала домохозяйств в стране. В 2010 г. они получили право вкладывать до 50% свободных денежных средств в акции частных компаний любого типа, однако за ними сохранялось обязательство инвестировать другую половину в государственные долговые ценные бумаги. В 1998 г. максимальный допустимый лимит владения иностранными ценными бумагами был увеличен в 2,5 раза — с 2% до 5%. На начало 2000-х вложения израильских резервных фондов в акции – около 15% от общего объема их инвестиций, а в иностранные ценные бумаги менее 1%.

Пенсионные фонды

Несмотря на большой потенциал, пенсионные фонды не являются в Израиле крупными игроками на рынке ценных бумаг. Тем не менее, реформа пенсионной системы, проведенная в 2003 г. в стране, расширила инвестиционные возможности фондов и значительно изменила их портфельную стратегию, что положительно сказалось на общем состоянии финансовой системы и фондового рынка в Израиле.

Страховые компании

Израильский сектор страхования долгое время развивался под контролем государства. Его реформирование прошло только в конце 1990-х гг. Известно, что в этот период страховые компании контролировали около 12% всех активов на рынке капитала. До проведения реформ они инвестировали все свободные денежные средства в государственные облигации. По новым требованиям, разработанным Министерством финансов Израиля, страховые компании должны были вкладывать 50% денег в свободнообращающиеся государственные облигации и максимум 15% в акции, котирующиеся на TASE. Предполагается, что с увеличением доли новых инвестиционных планов страховые компании страны будут значительнее влиять на ситуацию на местном рынке капитала.

Паевые фонды

Паевые фонды представляют розничный продукт с коротким горизонтом инвестирования, поскольку их деятельность направлена на получение прибыли от вложений, а не на сохранение сбережений. Примерно 88% активов ПИФов управляются компаниями, связанными с банками. В конце 1990-х гг. в Израиле функционировало порядка 350 подобных фондов. Они контролировали 5% рынка капитала страны. Паевые фонды, как правило, инвестируют в акции и облигации, находящиеся в свободном обращении, однако за их деятельностью также осуществляется контроль со стороны государства.

Иностранные инвесторы

Проведенные в последнее десятилетие реформы финансовой системы Израиля способствовали существенному улучшению инвестиционного климата, что привело к увеличению доли иностранных инвесторов, работающих на рынке ценных бумаг страны. В основном, это выходцы из США.

Коммерческие банки

Роль коммерческих банков на израильском финансовом рынке значительна ввиду особенностей экономического развития страны. Они продолжают оказывать огромное влияние на движение капитала в Израиле, в том числе на рынке ценных бумаг, который не способен составить серьезной конкуренции банковскому сектору.

Высокая роль банков – отличительная черта израильского рынка капитала. В силу того, что движение капитала оказывает значительное влияние на финансовый и нефинансовый рынки, эффективное функционирование финансовых посредников – важное условие экономического роста страны.

На международных финансовых рынках функционирует большое количество разного рода небанковских организаций, что стимулирует развитие конкуренции между ними и снижает издержки на оказываемые ими посреднические услуги. Это повышает эффективность всей экономики.

Доли трех крупнейших банков Израиля по видам финансовых услуг представлены ниже в таблице 2.

Банки Инвестиц.фонды Резервные фонды Размещение
Депозиты Активы под управл. Активы под управл. Кол-во размещений
Поалим: 30%  36% 41% 27%
Леуми: 30% 31% 19% 24%
Дисконт: 18% 13% 13% 14%
Всего: 78% 80% 73% 65%

 

На протяжении 1990-х и начала 2000-х гг. на финансовом рынке Израиля стали появляться международные финансовые институты, что способствовало развитию конкуренции и доступности новых финансовых продуктов. Тем не менее, зарубежные инвестиционные банки, выходившие на израильский рынок, в основном ориентировались на сегмент размещений израильских компаний с целью выхода на международный рынок капитала, тогда как на местном рынке продолжали доминировать израильские банки.

В рыночной структуре, существующей сегодня в Израиле, коммерческие банки контролируют все виды финансовых услуг, что создает ниже обозначенные барьеры для развития эффективно функционирующего рынка капитала в стране:

— небанковские структуры практически застыли в своем развитии

— слабость небанковских финансовых институтов сделала израильский бизнес почти  полностью зависимым от банков. Это привело к тому, что решения о кредитовании принимаются ограниченным кругом лиц, что сужает область доступных финансовых ресурсов.

— высокая стоимость капитала и ограниченный экономический рост в стране.

— высокий уровень зависимости от банков подвергает чрезмерному риску финансовую стабильность Израиля.

Уровень концентрации в коммерческих банках, возможно, не сказывался бы сильно на эффективности функционирования финансового рынка в стране, если бы не наличие структурных конфликтов в системе принятия решений. Высокая степень участия банков в оказании финансовых услуг провоцирует конфликты интересов банков и их клиентов.

— банки, одновременно являясь инвестиционными консультантами и управляющими ПИФов, зачастую рекомендуют своим клиентам инвестировать в собственные фонды, вместо того чтобы предлагать им наиболее выгодные решения.

— банки, одновременно занимаясь кредитованием и являясь гарантами размещения, нередко размещают ценные бумаги для того, чтобы привлеченными средствами погасить долг.

— банки, одновременно являясь гарантами размещения и управляющими ПИФов, часто продают ценные бумаги финансовым игрокам под их контроль, нарушая функции фидуциара ( доверенное физическое или юридическое лицо, которому поручено управление инвестициями, имуществом другого лица.).

— банки, одновременно занимаясь кредитованием физических и юридических лиц и  управляя ПИФами, предпочитают инвестировать в компании, которые состоят в должниках банка, чтобы снизить свои кредитные риски.

— для управления активами, вложенными клиентами, банки обращаются к аффилированным компаниям вместо того, чтобы искать наиболее выгодное предложение.

Несмотря на неоднократные попытки Министерства финансов Израиля ликвидировать выше перечисленные риски через создание оградительного забора между различными финансовыми функциями, конфликт интересов банков и клиентов продолжает существовать и сохраняет свою актуальность в стране.