- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль на мировом рынке ценных бумаг

Фондовый рынок — это важнейший механизм, который обеспечивает эффективное функционирование всей экономики. Через него, наряду с банковским сектором, происходит привлечение свободных денежных средств для развития производства и покрытия дефицита федерального и регионального бюджетов, перелив капитала из затухающих в быстро прогрессирующие отрасли промышленности, осуществляется контроль за темпами инфляции.

Сегодня сформировались два основных способа, с помощью которых денежные средства перераспределяются через финансовую систему от владельцев сбережений к заемщикам: прямой (континентальный, характерной страной-представителем которого является Япония) и косвенный (или рыночный, англо-американский). [1] Первый из них ориентирован на вовлеченность банков в корпоративное управление, для него характерен высокий уровень концентрации акционерных капиталов при небольшом количестве акционеров и непубличности размещения ценных бумаг, слабо развитый вторичный рынок, высокая степень защиты от иностранного капитала. Для развития предприятий используются преимущественно национальные банковские кредиты. Второй способ представляет собой финансовую систему, ориентированную на рынок ценных бумаг и систему институциональных инвесторов (страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, траст-фонды, ПИФы). Он характеризуется ориентацией на публичное размещение ценных бумаг, высоким уровнем развития вторичного рынка, значимостью иностранных инвесторов, развитостью венчурного капитала и рынка слияний и поглощений, высокой степенью защиты интересов миноритариев.

Израильская финансовая система в силу исторического развития много лет принадлежала к континентальной модели, то есть банковский сектор доминировал в экономике и фондовый рынок являлся одним из наименее развитых сегментов финансового рынка. Это объяснялось высокой чувствительностью к административному контролю этого финансового инструмента, нежеланием государства терять контроль над финансовыми потоками, а также неразвитостью акционерной формы собственности в стране.

Однако, либерализация израильской экономики, начавшаяся в конце 1980-х годов, (курс на приватизацию, формирование институциональной структуры рынков, обеспечение большей открытости национального хозяйства, переход от этатистской системы к рыночному механизму) и прорыв в процессе ближневосточного регулирования в начале 1990-х годов улучшили инвестиционный климат в стране и сыграли существенную роль в увеличении роли фондового сектора. [2]

Интересную связь между типом финансовой системы и реальной экономики проследили американские экономисты Л. Зингалес и Р. Раджан. Они пришли к выводу, что финансирование через банковскую систему больше подходит для компаний с большим количеством реальных, осязаемых активов, так как материальные активы служат хорошим обеспечением при кредитовании в банках. Большой объем обеспечения решает проблему низкой ликвидности при банковском финансировании. В этом случае даже концентрация информации у банка и ее отсутствие у других участников рынка не является проблемой: наличие обеспечения автоматически делает фирмы высоколиквидными в глазах инвесторов на рынке. Финансирование через фондовый рынок наоборот лучше подходит для высокотехнологичных компаний, потому что в этом случае рынок больше внимания придает ожидаемым выгодам от новых технологий и не рассматривает отсутствие материального обеспечения как критический фактор.

Основываясь на этой идее, можно предположить, что еще одной причиной увеличения роли фондового сектора в израильской экономике в 1990-х – начале 2000-х годов является значительный прогресс в индустрии инноваций, широко применяемое венчурное финансирование, запуск программ государственно-частного партнерства Yozma, Magnet, Nofar, Tnufa, создание технологических инкубаторов при университетах и двунациональных фондов (в основном, с США, Великобританией, Канадой, Сингапуром и Южной Кореей). За быстрым ростом высокотехнологичного кластера в Израиль последовал приток иностранного капитала, инвестированный в ценные бумаги местных старт-апов на Тель-Авивской фондовой бирже, в стране активно создавались и расширялись венчурные фонды, привлекающие частные инвестиции в больших объемах и вкладывающие их в новейшие разработки израильских предпринимателей. Объем средств, инвестируемых в хай-тек проекты в стране, в последнее время ежегодно возрастает на 30-35%. Известно, что за 2014 г. $3,4 млрд израильского и зарубежного венчурного капитала вложено в инновационные проекты с повышенной степенью риска, что составляет 1,2% от ВВП страны (для сравнения в США этот показатель равен 0,3%). В настоящее время более 80 инвестиционных  фондов Израиля, тесно связанных с американским венчурным капиталом, входят в Ассоциацию венчурного капитала.

Несмотря на подъем израильского фондового рынка в 1990-х годах и обретение в течение последующего десятилетия значительной притягательной силы как для спекулянтов, так и для стратегических инвесторов, Тель-Авивская фондовая биржа по-прежнему выглядит достаточно скромно по абсолютным показателям на фоне крупных мировых финансовых центров. По итогам 2013 года она занимала лишь 30 место по общей капитализации среди всех членов ВФБ (Всемирной федерации бирж). Однако относительно размеров страны и ВВП (в 2013 г.Израиль занимал 25 место в мире по ВВП на душу населения) ее фондовый рынок являлся одним из самых развитых среди развивающихся рынков уже к 2004 году. [5]

По географическому признаку Израиль относится к региону Ближний Восток, который в целом за последнее десятилетие демонстрировал относительно хорошую динамику развития. Была значительно улучшена правовая система, в Израиле на протяжении ряда лет происходило реформирование рынка капиталов, на биржах арабских стран были введены в обращение исламские депозитарные расписки (ИДР), с помощью которых инвесторы осуществляют операции с ценными бумагами иностранных эмитентов на внутреннем рынке. Создание системы ИДР способствовало усилению интеграции между фондовыми рынками арабских стран, расширению круга потенциальных инвесторов, увеличению ликвидности рынков ценных бумаг и снижению стоимости финансовых инструментов.

Эти нововведения, внедренные за последние годы на ближневосточных фондовых площадках, позволили увеличить рыночную капитализацию 14 крупнейших арабских бирж за 2012 г. в общей сложности на 7% (с $884 до $944,2 млрд). По итогам 2013г. регион (в основном за счет Турции, Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара и Израиля) занял второе место по развитости в группе развивающихся рынков после Юго-Восточной и Восточной Азии, опередив Латинскую Америку и Восточную Европу. [6]

Разброс в развитости различных рынков Ближнего Востока остается очень большим. Особенность функционирования фондовых рынков исламских стран региона — их подтверждение конкретными материальными активами и ресурсами, в частности полезными ископаемыми (чаще всего нефтью и природным газом), что делает арабские рынки ценных бумаг крайне зависимыми от мирового спроса на энергоносители и существенно ограничивает круг выпускаемых акций и облигаций.

Примечательно, что,  рынок ценных бумаг Израиля, который был признан государством с развитой экономикой в 1990-х годах, считался развивающимся вплоть до 2010 г. [7] Изменение статуса произошло благодаря  структурным реформам финансовой системы. Государство сыграло важную роль в перестройке рынка капитала, его быстром развитии и превращении в ликвидный и устойчивый рынок. Главным свидетельством его стабильности стали результаты, продемонстрированные им во время мирового кризиса 2008-2009 гг.

Предполагается, что сегодня израильский рынок ценных бумаг надо рассматривать в сравнении с развитыми и ликвидными рынками Европы и Северной Америки.

Диаграмма 1 Общая капитализация бирж членов ВФБ по итогам 2013 г.

310715 [1]

[1] Amable B., The diversity of Modern Capitalism// Oxford University Press, 2005, p.326

[2] Федорченко А.В., Развитие фондовых рынков на Ближнем Востоке// Современная конкуренция – М., 2007-№1.

[3] Rajan R., Zingales L. Banks and markets: The changing character of European finance// University of Chicago&NBER,  2002, p.70

[4] IVC Annual High-Tech Yearbook 2014// www.ivc-online.com/ResearchCenter/IVC-Publications [2]

[5] Кобызев Д. Фондовый рынок Израиля на фоне глобальной переоценки инвестиционных рисков// Вестник Московского университета, серия 13,востоковедение – М.,2010 — №1, с.23-34

[6] Lagoarde-Segot T., Lucey B. The capital Markets of the Middle East and North African Region// Emerging Markets Finance&Trade, 2008 – vol.44, №5, р.14

[7] По классификации International Finance Corporation и MSCI (Morgan Stanley Capital International)

[8] World Federation of Exchanges, Annual report, 2014. URL: www.world-exchanges.org