- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Дискуссия о влиянии философских концепций Ахмада Фардида на политическую элиту ИРИ. Часть 1

Идеология Исламской Республики Иран, созданной в 1979 году, опиралась не только на исламскую философско-правовую традицию. Как и на большинство исламских «модернистов» на аятоллу Р.Хомейни и его сподвижников оказала влияние и современная западная философия, транслируемая через «светских» ученых Ирана. Одним из таких известных и неоднозначных ученых являлся философ Ахмад Фардид (1909-1994). Немалое влияние оказала его философия и на иранских «технократов».

А.Фардид родился в г. 1909 году в г. Язд. Он изучал философию в университете Хадельберга и в Сорбонне, а затем занимался научной и преподавательской деятельностью в Тегеранском университете. А.Фардид приобрел известность благодаря переводу работ М.Хайдеггера на персидский язык.

Существуют две противоположные точки зрения на роль А.Фардида в Исламской революции 1979 года и в процессе последующего формирования государственного аппарата ИРИ. Одна из них, представленная Махмудом Садри, его бывшим студентом, ныне доктором социологии и профессором в Техасском женском университете. По мнению      М.Садри, Фардид был эмоциональным и искренним философом, оригинальным интерпретатором идей западных и восточных мыслителей, таких как М.Хайдеггер и Д.Т.Судзуки и, являясь оппонентом усиления западного культурного влияния – «Опьянения Западом» (Гарбзадеги), не имел интереса к политической деятельности.

Другая позиция, представлена Абдулкаримом Сурушем (р.1945). А.Суруш – иранский религиозный философ, член Культурного совета революции с 1979 по 1983 года. Являлся советником различных государственных органов и организаций. С начала 2000-х годов вследствие обострившихся разногласий с высшим руководством ИРИ, вынужден жить на Западе, преимущественно в США и Канаде. Согласно взглядам А.Суруша, вся «исламская» риторика А.Фардида была лишь прикрытием для философии социального дарвинизма в ее националистической трактовке, которая, по мнению некоторых мыслителей, являлась его истинной философией. Р.Хомейни стал для А.Фардида  идеальным «фюрером» и только по этой причине он приветствовал Исламскую революцию. Его почитание Сокрытого имама было лишь способом продвинуться к вершинам власти. А.Фардид якобы отвергал все, что было связано со свободами личности, демократией и справедливостью. Единственным способом и средством для достижения политических целей являлось, по его мнению, насилие. Противники А.Фардида указывают также на его иррациональный антисемитизм и пессимизм. Однако самым тяжелым обвинением является то, что А.Фардид и его ученики, составившие костяк «силового» аппарата ИРИ, стояли у истоков массовых репрессий в отношении инакомыслящих, вели и ведут жестокую борьбы против оппозиции не стесняясь в средствах, чтобы обеспечить полную покорность населения «вождю–фюреру». Борьба эта должна вестись (опять же преимущественно насильственным путем)  для победы над мировым сионистским заговором.

Если не брать во внимание всю противоречивость личности А.Фардида ряд фактов признается как его сторонниками, так и его противниками.  Первое, он оказал серьезное влияние на умы революционной молодежи, причем как светской, и так религиозной, включая духовенство. Противники А.Фардида перечисляют среди его последователей Али Хаменеи, аятоллу М.Т.Месбаха-Язди, бывшего президента ИРИ М.Ахмадинежада.

Второе, он и его ученики были обласканы новой властью и стали проводниками «культурной революции». Третье, его последователи до сих пор занимают высшие государственные должности в ИРИ, в то время, как многие из его противников вынуждены по тем или иным причинам проживать вне Ирана.

А.Суруш подчеркивает особу связь и политическую преемственность, которая сложилась между М.Т.Месбахом-Язди, А.Хаменеи и самим А.Фардидом, в том числе и после его смерти в 1994 году.  Согласно позиции западных аналитиков «точкой соприкосновения»  между вышеперечисленными лицами было общество «Ходжжатие», членами которого был Фардид и, по слухам, Месбах-Язди (хотя данный факт он отрицает).

Общество «Ходжжатие» было создано в 1950 году шейхом Халаби с разрешения аятоллы Боруджерди для укрепления позиций традиционного шиизма и противодействия бахаистскому прозелитизму. После Исламской революции, в 1983 году по требованию Р.Хомейни оно было распущено. Однако, в западной прессе после победы на президентских выборах М.Ахмадинежада, муссировались слухи о его тайном возрождении.

А.Суруш в своем интервью, данном в 2006 году утверждал, что общество «Ходжжатие» не имеет прямого отношения к формированию консервативного крыла  иранской правящей элиты. Основным источником радикальной идеологии, следствием которой было усиление репрессивной политики в отношении оппозиции, расширение юридических и фактических полномочий силовых структур, была именно философская школа, основанная А.Фардидом.  По словам А.Суруша, М.Т.Месбах-Язди уже долгое время не занимается научной деятельностью по состоянию здоровья  и в силу своего образования не имеет глубоких знаний фикха, истории, не говоря уже о современных науках и поэтому, по сути, он, является лишь последователем идей А.Фардида. То же самое можно сказать и А.Хаменеи и М.Ахмадинежаде. Нынешний лидер Ирана никогда не отличался глубокими богословскими познаниями и получил титул «аятолла» и «марджа-и-таклид» скорее вследствие приближенности «к телу» Р.Хомейни, после того, как основной преемник вождя Исламской революции Х.А.Монтазери, попал в опалу.

По мнению, А.Суруша, радикальная антисемитская риторика А.Хаменеи и М.Ахмадинежада, является следствием их искренней (?) веры во всемирный сионитсткий заговор, унаследованной от А.Фардида. Кроме того, еще одной характерной чертой философии А.Фардида является ее апокалиптический характер, который имел место в политической риторике Верховного лидера ИРИ и бывшего иранского  президента.

Несмотря на приведенные выше факты, сделать однозначный вывод о степени влияния А.Фардида на правящую элиту Ирана сложно. Для того, чтобы быть более объективными необходимо привести и доводы сторонников философа.