- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Конфликт между Израилем и США по иранскому вопросу влияет на двусторонне военное сотрудничество

Разногласия между Израилем и США по поводу соглашения с Ираном привели к сильнейшей напряженности в отношениях между двумя государствами. Эта напряженность начинает проявлять себя ив сотрудничестве между армиями Израиля и США. На этой неделе в Израиле было сообщено, что израильская сторона отвергла американские предложения об углублении военного сотрудничества. Такие предложения были сделаны американцами в рамках подготовки к широкомасштабным американско-израильским стратегическим учениям «Дженифер Кобра 16», проведение которых назначено на начало 2016 года.

Среди прочего в рамках совместных стратегических учений предполагается отрабатывать использование американского военного потенциала в системе противоракетной обороны Израиля. Соглашение о проведении совместных учений «Дженифер Кобра 16» и об их дате было заключено уже несколько лет назад. В последние недели американские военные выдвинули израильтянам целый ряд предложений о беспрецедентном до сих пор углублении военного сотрудничества между двумя армиями в рамках намеченных стратегических учений. Однако израильская сторона, по решению политического руководства страны, отвергла эти предложения. Таким образом, возникла ситуация, представляющаяся многим и в США, и в Израиле парадоксальной: американцы готовы предложить больше, чем израильтяне готовы принять.

В минувший понедельник в Израиль прибыл с визитом министр обороны США Эштон Картер. Во время совместной пресс-конференции со своим израильским коллегой Моше Яалоном он в частности заявил, что «военное превосходство Израиля находится на высшей ступени в шкале предпочтений для Америки, для армии США и для меня лично». Эштон Картер подчеркнул, что, несмотря на острейшие разногласия между политическими лидерами двух стран, министерство обороны США продолжает и даже готово расширить военное сотрудничество с ЦАХАЛом. «Соглашение по ядерной программе (Ирана – В.Ч.) ничего не изменит для министерства обороны – наше обязательство защищать Израиль нерушимо, а союз между нами никогда не был крепче, чем сейчас».

Моше Яалон, со своей стороны, выразил резко отрицательную позицию Израиля по отношению к соглашению с Ираном, но в то же время сделал попытку по возможности затушевать конфликтность сложившейся ситуации. Он подчеркнул, что Израиль и США объединяют общие демократические ценности, и «даже самые глубокие разногласия – а такие между нами есть – не отменят большой и искренней дружбы. Между нами существуют глубокие разногласия по проблеме соглашения с Ираном, мы опасаемся того, что произойдет вследствие его подписания. Эти разногласия мы открыто обсуждаем между собой, наряду со множеством других важных вопросов».

Однако факт остается фактом: политическое руководство Израиля отказалось от предложения об углублении военного сотрудничества между двумя странами. Остается только гадать, идет ли речь о нежелании зависеть от американцев в таком критически важном для Израиля вопросе, как система противоракетной обороны, или же о попытке оказать на американцев психологическое давление накануне решающего голосования в Конгрессе по вопросу о соглашении с Ираном.

Следует упомянуть о том, что США на протяжение десятилетий оказывают помощь Израилю в вопросах обороны. С 1987 года в качестве компенсации за отказ (под давлением США) от реализации проекта строительства израильского самолета «Лави» ЦАХАЛ ежегодно получает от США прямую финансовую помощь в размере 2,5 миллиардов долларов. Однако при этом только 600 миллионов долларов из этой суммы обмениваются на шекели и идут на закупку вооружений и оборудования израильского производства. Остальные деньги из американской военной помощи должны тратиться на закупки в США. Таким образом, американцы одновременно тормозят развитие израильской военной промышленности, способной конкурировать на международном рынке с американской, усиливают зависимость Израиля от военным поставок из США и создают дополнительные рабочие места в американской военной промышленности. Эта ситуация не устраивает многих в Израиле и разговоры об отказе от американской военной помощи идут давно.

Весьма существенен для обеих сторон еще один аспект американо-израильского военного сотрудничества. Речь идет об американских военных складах, размещенных на территории Израиля. С точки зрения американских военных (совсем не обязательно совпадающей с точкой зрения американской администрации, особенно в периоды охлаждения и даже обострения двухсторонних отношений) еврейское государство представляет собой единственного надежного и стабильного союзника США на Ближнем Востоке. Американских военных баз в Израиле нет, но сами по себе упомянутые военные склады (точнее их содержимое) находятся в полной собственности США. Американцы могут рассчитывать на них в случае масштабного конфликта в регионе. Израильтяне без согласия американцев не могут воспользоваться содержимым этих складов. В случае продолжительного военного конфликта, когда собственные запасы исчерпываются и необходимы срочные поставки, американские склады могут выручить Израиль, но для этого, повторим еще раз, необходимо получить согласие американцев, что является еще одним фактором, усиливающим зависимость Израиля от США.

Политика президента Барака Обамы на Ближнем Востоке привела к беспрецедентному обострению отношений между Израилем и США и к нескрываемому недоверию израильтян к американской администрации. В Израиле сейчас постоянно звучит фраза: «В вопросах безопасности мы можем полагаться только на самих себя». Не исключено, что пик этого обострения еще впереди. В  таких условиях нельзя исключить возможности того, что давно ведущиеся в Израиле разговоры об отказе от американской военной помощи могут вылиться в конкретные шаги.