- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об открытии нового Суэцкого канала

6 августа в Египте состоялось официальное открытие нового Суэцкого канала.

Проложенное параллельно старому каналу 72 километровое русло (35 км было выкопано с нуля, а остальной участок составили работы по расширению и углублению существующего канала) было построено всего за один год. Для сравнения, на строительство старой водной артерии, длина которой 160 км, в 19 веке понадобилось более десяти лет.

Как заверяют авторы проекта, новое гидротехническое сооружение позволит осуществлять двустороннее непрерывное движение судов, что, в свою очередь, сократит время прохождения через канал с 18 часов до 11 часов и увеличит пропускную способность канала с 49 до 97 судов в сутки. В дальнейшем с юга на север суда будут следовать по старому, а с севера на юг по новому руслу. Глубина нового канала составляет 24 м, что позволит проходить даже супертанкерам.

«Дублер» Суэцкого канала обошелся Египту в 8,2 млрд долл. Для финансирования стройки четыре государственных банка АРЕ выпустили облигации под 12% годовых. Важно отметить, что инвестиции могли осуществить только египетские инвесторы. При этом руководство страны преподнесло это решение как возможность для каждого египтянина быть причастным к данному проекту. Показательно, что ажиотаж вокруг облигаций начался с первого дня их реализации в сентябре прошлого года. За 9 дней было собрано более 8 млрд долл.

Работы велись круглосуточно при масштабном участии инженерных частей египетской армии. На объекте было задействовано более 40 000 рабочих (в строительных работах старого канала участвовало 100 000 рабочих). Дренажные работы проводили компании США, ОАЭ, Дании и Бельгии.

Как известно, Суэцкий канал обеспечивает 8% мирового морского грузооборота, играет ключевую роль в снабжении Европы ближневосточной нефтью, а для Египта является вторым после туризма источником валютных доходов. Согласно специальному докладу египетского государственного агентства по статистике, за минувшие десять лет доход страны от эксплуатации канала составил почти 47 млрд долл. За тот же период по каналу прошло 182,2 тыс различных судов, которые в общей сложности перевезли 8,3 млрд тонн грузов. Каир рассчитывает, что с введением в строй второй очереди, а также созданием логистического «хаба» и индустриальных зон на прилегающих территории, годовая выручка от эксплуатации Суэцкого канала к 2023 году увеличится в два с половиной раза и составит не менее 13,2 млрд долл. (в настоящее время этот показатель равняется 5,3 млрд долл.).

Планируется также, что по берегам водной артерии на площади в 76 тыс кв. км будут сооружены судоверфи, заводы по производству контейнеров, автосборочные цеха, а также будут прорыты автомобильные и железнодорожные туннели в районе Исмаилии и Порт-Саида. Все это позволит создать для египтян миллион новых рабочих мест.

Однако, судя по всему и это не предел. Накануне глава администрации Суэцкого канала адмирал Мохаб Мамиш заявил, что Египет намерен построить еще и третью судоходную ветку Суэцкого канала. Он уточнил, что речь идет об «отдельном судоходном русле протяженностью 9,5 км, которое протянется восточнее города Порт-Саид». По этому руслу корабли смогут проходить в двух направлениях одновременно, его глубина у Порт-Саида позволит пропускать суда с максимальной осадкой.

Как и торжественная закладка канала в прошлом году, нынешняя церемония открытия была помпезной. Сообщается, что на ее проведение было потрачено 30 млн долл. Программа включала авиашоу и грандиозный салют. Тысяча артистов было задействовано в постановке оперы «Аида», которая, к слову, была заказана Дж. Верди именно к открытию канала 145 лет назад, однако не была закончена в срок.

На этом символизм не закончился. Президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси провел по новому руслу президентскую яхту «Аль-Махруса», которая была первым судном, прошедшим через Суэцкий канал, во время его открытия в 1869 г.

В торжественной церемонии открытия приняли участие высокопоставленные делегации из 121 страны. Среди присутствующих было 29 государственных лидеров. Как заявлял накануне министр иностранных дел АРЕ Самех Шукри, на церемонию были приглашены все страны, в том числе и «заклятые друзья» Египта — Турция и Катар. Следует отметить, что в отличие от Анкары, Доха не проигнорировала приглашение и была представлена министром транспорта.

Прогнозировано, на уровне президента страны была представлена Франция, как своего рода «куратор» от Евросоюза в южной части Средиземноморья. Показательно также, что Саудовская Аравия была представлена не на самом высоком уровне – заместителем наследного принца, министром обороны Мухаммедом бен Сальманом.

Сообщалось, что безопасность во время церемонии обеспечивали свыше 10 тыс стражей порядка.

Не обошлось, правда, и без небольшого конфуза. К торжественной церемонии были выпущены памятные почтовые марки, на которых вместо Суэцкого канала был изображен Панамский канал.

Для того, чтобы поощрить египтян в праздновании события, правительство сделало день инаугурации канала выходным, а также бесплатным проезд в поездах и общественном городском транспорте.

Как и руководство АРЕ, называющее пуск второй линии Суэцкого канала «новым рождением» страны и «возвращением на карту мира», не скупились на похвалы и представители международных экономических организаций. Так глава миссии Международного валютного фонда в Египте заявил, что реализация данного проекта превратит страну в «центр мировой торговли в регионе».

В свою очередь, критики режима заявляют, что деньги лучше было бы потратить на улучшение инфраструктуры Каира и других египетских городов, страдающих от перенаселения.

Материалы, высказывающие мысль о сомнительных экономических выгодах от строительства нового канала вышли также в ряде ведущих региональных СМИ, подконтрольных конкурентам Египта на Ближнем Востоке (особенно в данной связи усердствовала катарский телеканал«Аль-Джазира»).

Впрочем, даже критики вынуждены были признать несомненные политические дивиденды, которые получил нынешний «армейский» режим АРЕ. Завершив проект за год (изначально планировалось, что строительство канала займет три года) А.Ф.ас-Сиси сумел доказать, что в отличие от своих двух предшественников, он имеет волевые качества для решения стоящих перед страной проблем. Несомненно, что завершение проекта, являющегося национальной гордостью и осуществлявшегося под лозунгом «подарок Египта миру», увеличило политическую поддержку египетскому президенту.

Однако, чтобы эту поддержку не растерять, кроме грандиозных «строек века», президенту и его команде стоит также и «спускаться на землю», где уже пора вплотную заняться борьбой с тотальной коррупцией в стране. Только в этом случае заработанные от эксплуатации «народного канала» средства почувствует в своем кармане каждый представитель египетского народа.