- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Проблемы этнически смешанного города в Израиле: пример Лода

Лод – один из древнейших городов не только Израиля, но и всего мира. Согласно данным археологических раскопок, он был основан 8 тысяч лет назад. Этот город несколько раз упоминается в Ветхом Завете и в Талмуде. Согласно Новому Завету, в Лоде похоронен святой Георгий-победоносец. В 351 году н.э. Лод был одним из центров восстания евреев против римского императора Констанция Галла. В 636 году он был завоеван арабами.

В начале ХХ века это был небольшой городок со смешанным населением – наряду с мусульманским большинством в нем проживали еврейское и христианское меньшинства. В 1921 году, в результате учиненного арабами погрома евреи были вынуждены покинуть Лод. Благодаря своему значению в качества важного железнодорожного узла Лод быстро развивался в период британского мандата. Его население выросло с 8 103 человек в 1922 году до 16 780 человек в 1944 году. Евреев среди них почти совсем не было.

Согласно решению ООН о разделе подмандатной британской территории Палестина (Эрец Исраэль) от 29 ноября 1947 года, Лод должен был войти в состав арабского государства. Однако в июне 1948 года Лод вместе с соседней Рамлой был взят израильскими войсками. При этом он подвергся значительным разрушениям. Большая часть населения покинула Лод. В нем осталась только 1000 арабов. Большинство из них составляли семьи работников железной дороги. После войны в город переселились из временных лагерей для приема репатриантов тысячи евреев, в основном выходцев из арабских стран. Параллельно шел процесс возвращения в Лод части бежавших из него во время боев арабских жителей, а так же переселения в него арабов из других захваченных евреями в ходе войны населенных пунктов и бедуинов из Негева.

С тех пор Лод стал и до сих пор остается смешанным городом с еврейским большинством и со значительным арабским меньшинством. Согласно данным на 2012 год, в этом городе проживала 71,1 тысяча человек, из которых 71,6 % составляли евреи, в том числе – 61,1 % — евреев в соответствии с определениями Галахи (традиционного религиозного еврейского права), а остальные – члены смешанных семей (дети еврейских отцов от нееврейских матерей и нееврейские супруги евреев), преимущественно репатриировавшихся из бывшего СССР, которые являются членами еврейского национального коллектива, но не определяются в качестве евреев с точки зрения Галахи; 27,3 % жителей составляли мусульмане и 1,2 % — христиане.

Лод считается одним из самых неблагополучных городов Израиля. Для него характерны следующие основные проблемы:

  1. Низкий социально-экономический уровень населения, как арабского, так и еврейского.
  2. Весьма высокий по израильским понятиям уровень преступности, особенно арабской.
  3. Массовое незаконное арабское строительство, сопровождающееся захватом государственных земель.
  4. Крайне напряженные межэтнические отношения, временами выливающиеся в акты прямого насилия (были моменты, когда в Лод для наведения порядка приходилось вводить подразделения Пограничной стражи — МАГАВ).

Следствием этой ситуации является отток еврейского населения, прежде всего, социально сильного (образованного, молодого и имеющего высокий уровень доходов) из Лода. В начале 90-х годов прошлого века в Лоде поселились тысячи новых репатриантов из бывшего СССР, несколько повысивших средний социокультурный уровень города, однако начало заселения в 1996 году нового города Модиин, основанного сравнительно недалеко к северо-востоку от Лода, привело к массовому переселению евреев из Лода в Модиин, ставший к настоящему времени одним из наиболее успешных в социо-экономическом, образовательном и культурном отношении городов Израиля.

При этом Лод представляет собой часть Тель-Авивской городской агломерации (Гуш-Дан), предоставляющей наилучшие в Израиле возможности трудоустройства. Таким образом, теоретически существует возможность превращения его в процветающий или, хотя бы, сравнительно благополучный город. На протяжение десятилетий правительства Израиля выделяли и выделяют значительные финансовые средства на оздоровление ситуации в Лоде. Нельзя не отметить того, что в последние годы ситуация в городе стала постепенно улучшаться. В частности это касается борьбы с преступностью, принимающей временами характер уголовного террора с применением огнестрельного оружия и бутылок с горючей смесью. Очагом этого уголовного террора являются арабские кварталы, а жертвами его становятся как еврейское, так и арабское население, причем последнее еще больше, чем первое.

Еще одним шагом в направлении превращения Лода в благополучный современный город стало утверждение этим летом комиссией по планированию и строительству МВД Израиля (в Израиле МВД не выполняет полицейских функций) нового перспективного плана развития города Лод. Этот план предусматривает улучшение транспортной инфраструктуры города, строительство жилья, общественных зданий, парков и т.д. Однако степень напряженности межнациональных отношений такова, что представители арабских жителей города (необходимо подчеркнуть, что речь идет только о мусульманах, поскольку арабоязычные христиане, как правило, поддерживают с еврейским большинством добрососедские отношения и предпочитают жить в еврейских кварталах) выступили против этого плана. 500 арабских жителей Лода уже подали протесты против него.

Вставший во главе них член так называемой «народной комиссии» Мухамед Шрики заявил по этому поводу в интервью газете «Фалястын», издаваемой ХАМАСом, что принятый план игнорирует потребности арабских жителей Лода и имеет своей целью, в первую очередь, привести к их выезду из города в рамках целенаправленной политики. По его словам, перспективный план развития Лода ставит своей задачей «задушить арабские кварталы, конфисковать арабские земли в городе и снести семь принадлежащих арабам домов».

Следует отметить, что снос семи домов это капля в море на фоне продолжавшегося десятилетиями незаконного арабского строительства в Лоде. Совершенно очевидно, что израильское МВД намерен узаконить задним числом большую часть построенных таким образом домов, однако при этом не допустить продолжения незаконного арабского строительства и захвата арабами государственных земель.

Нельзя не согласиться с тем, что израильские власти – как центральные власти, так и городской муниципалитет Лода, возглавляемый членом партии Ликуд Яиром Равиво (в 2013 году он стал первым демократически избранным мэром Лода после семи лет, в течение которых городом управляла назначенная МВД комиссия) стремятся сохранить преимущественно еврейский характер города. Новое строительство и стабилизация ситуации в Лоде в сочетании с его выгодным географическим положением могут привлечь в этот город тысячи еврейских семей, заинтересованных в проживании в районе Тель-Авива. А это в свою очередь приведет к сокращению доли арабов в населении города и, соответственно, к уменьшению их влияния в Лоде. Еще одним фактором, способствующим сокращению доли арабов в населении Лода, в случае реализации упомянутого перспективного плана развития может стать повышение цен на жилье в этом городе. С одной стороны, оно сильно ограничит возможности дополнительных миграций арабов в Лод, а с другой стороны, оно может подтолкнуть часть арабских жителей продать свои дома евреям и перебраться в чисто арабские населенные пункты, где цены на жилье ниже.