- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о проблеме морально-нравственных ценностей современного Ирана

Многие политики, бизнесмены и простые обыватели, кто общался с иранцами, подчеркивают наличие «иранских мусульманских » особенностей. Не верно их было бы называть чертами характера, традициями или иными словами, поскольку они  не присущи одному человеку или сословию и, по сути, не являются народной мудростью со своей глубокой историей.

Тем не менее, в связи с последними политическими событиями на международной арене этот вопрос заслуживает особого изучения и рассмотрения, поскольку в мировое политико-культурное  пространство выходит Иран, имеющий свои специфические особенности ментальности, которые придется учитывать всем остальным странам и народам, вступающим в контакт с представителями этого государства.

Попробуем разобраться, что это за особые манеры поведения иранцев, которые в значительной мере отличают их от иных восточных народов, но для этого придется обратиться к истории самосознания иранского народа и их системе ценностей.

Иран ведет свою древнюю богатую историю, поэтому культурное наследие его можно отслеживать за долгое время до появления основных мировых религий, как иудаизм, христианство и ислам.  Территория Ирана всегда изобиловала историческими событиями, которые разворачивались на ней. И конечно, это не может не отразиться на народном самосознании ее современных жителей даже с принятием новой системы исламских ценностей.

Сегодня иранцы считают, что ислам был привнесен на  их родину в момент завоевания арабскими мусульманскими «крестоносцами». И народ надолго запомнил эти кровопролития и насильственное насаждение мусульманской веры, затем унижающее правление арабских династий, которые долгое время воспринимались как чужеродные (об этом свидетельствуют картины, записки образованных обывателей, кстати, именно они последнее время все чаще обсуждаются в иранских соцсетях). Кстати отсюда и национальная неприязнь к арабам их языку, традициям и обычаям.  Длительное время ислам в Иране был искусственно введенной религией, которая была просто непонятна местным жителям и поддерживалась властями, за счет чего собственно  и существовала. Постепенно мусульманская система ценностей, которая описывается в Коране, вводилась в подсознание иранского народа. Но все-таки не была усвоена целиком, поскольку основным препятствием был арабский язык, на котором написан Коран, и на котором велись религиозные проповеди, и кроме того параллельно существовали национальные традиции, которые имели длительную историю и не могли быть стерты и забыты в одночасье, а им то и отдавалось предпочтение, просто потому что все еще жила ненависть иранского народа к арабам, которые насильственно навязали им иной уклад жизни. Именно тогда начало зарождаться два способа поведения: общественное, опирающееся на мусульманские ценности и принципы взаимодействия, и домашнее, которое все еще являлось продолжением национальных народных  традиций. Тогда то и стала появляться в самосознании иранцев некая двойная система ценностей.  Так, поддерживая сверху, ислам пытались ввести в жизнь иранского народа, но удалось это только с введением шиитских традиций.  А именно: в шиизме присутствует элемент почитания святых имамов, которые являлись носителями Истины, Справедливости и единственной народной надежды на лучшую долю как в этой жизни, так и после смерти.  Созерцание их горестной судьбе (аналогия с горестями, которые принесли арабы иранцам ) стало ключом к тому, что ислам хоть и в виде шиизма, но стал приживаться в самосознании народа. Но, тем не менее, продолжало оставаться две системы ценностей — народная и исламская, с приоритетом на стороне последней. Так, ислам вошел не только в стандарт общественного поведения , но и домашнего.

Век индустриализации стал поворотным событием в жизненном укладе иранского народа. Шах, ощущая необходимость в общественно-политических и технических преобразованиях, стал полностью ориентироваться на страны Запада, в том числе и резко вводить европейскую систему культурных ценностей. Получается, это была третья система ценностей, которая искусственно вводилась в Иране. Поэтому не удивительно, что это встретило непонимание и даже возмущение необразованного населения, поскольку западная система ценностей в ряде вопросов была противоположной представлениям местных жителей. Процесс обострялся еще и сумасшедшими темпами урбанизации, повлекшими отрыв крестьян от земли, их переездом в города и соответственно изменением обычного образа жизни. Тогда единственным пристанищем для потерянных в новом индустриальном мире новообразованных горожан стала религия. Не имея образования и широкого кругозора, они искали ответы на решение новых жизненных ситуаций и просто душевного тепла именно в ней. Так, Ислам стал оказывать основное влияние на  сердца и самосознание иранцев, сформировалась своеобразная мусульманская иранская  система ценностей, которая нашла отражение в домашнем поведении и отчасти в общественном (поскольку шах все же придерживался светского образа мысли и жизни). Эти времена можно назвать действительно золотым временем для Ислама в Иране, когда в душе и в  доме основной массы населения царила гармония — истинное почитание Аллаха, пророка Мухаммеда, Корана, откровенно читались молитвы, люди вопреки светской моде ходили в мечети, отношения между людьми строились на мусульманских принципах. Лишь  общество навязывало западную систему культурных ценностей и поведения. Конечно, была и светская прослойка общества, которая либо осталась верна языческим традициям (небольшие отдельные деревни), либо быстро переняла западный стиль жизни (зажиточные коренные горожане, имевшие возможность выезжать заграницу), но их было меньшинство. Верующие мусульмане и светские люди могли жить на одной улице и вести тот образ жизни, который считали нужным. Религиозное население осознавало свое большинство и единство, и, ощущая сильную веру в Пророка, имамов, лелеяло надежду на спасение души и возможность лучшей жизни и торжество справедливости, которую видели лишь в образовании исламского общества. Поэтому основная масса народа пошла за религиозными деятелями и поддержали Исламскую революция. В свою очередь Исламская революция означала выведение за пределы индивидуального самосознания и поведения в доме исламской системы ценностей и принципов поведения, и началось построение общественных отношений на религиозной основе. Так, исламская система принципов начала свое общественно-политическое существование. В настоящее время многие европейские, российские и даже иранские ученые пришли к выводу, что основной причиной свершения народной Исламской революции в Иране стало само желание  верующих мусульман вывести исламские ценности на уровень государственных и сделать принципы шиитского ислама принципами  общественных отношений.

Но стоит учесть, что старание каждого человека на религиозном пути зависит от его мировоззрения,  понимания этого пути, желания поклоняться, семейных традиций, исторического и культурного наследия, привычек, состояния здоровья и просто настроения. Ведь вера это все-таки индивидуальное духовное состояние, и не удивительно, что у каждого разная степень желания реализовать все религиозные заповеди в повседневной жизни. Именно поэтому построенная исламская иранская религиозная система общественных отношений, основанная на исламских законах, стала для кого-то радостным событием (для некоторого числа религиозных деятелей и религиозных фанатиков), а для большинства извращенной бюрократической системой в мусульманском обличии, поскольку изначально утопична и в итоге не ответила чаяниям верующих. До настоящего дня еще предпринимались попытки вспомнить свое историческое наследие (зороастризм), даже вспомнить золотой период, когда ислам вселился в сердца и дома людей, вернуть прежнюю систему ценностей, но это не получается. Поскольку уже прошло слишком много времени с эпохи язычества и великой Персидской империи, Авиценны, Омара Хайяма и др., даже не удастся восстановить и период шахского правления, слишком многое изменилось,   народные традиции прочно связались с религиозными исламскими.  А в свою очередь эта новая система ценностей была выведена из сердца людей и пределов их домашнего уклада  жизни в общество и политику.  Общественно-политический порядок тотального насаждения мусульманского образа жизни вызвал отвращение у народа и искоренил ту любовь и искреннюю веру, что жила в их сердцах и царила в домах до революции. Сегодня не секрет, что в Исламской Республике Иран самой острой проблемой стоит вопрос культурных ценностей, даже, пожалуй, в большей степени, чем ядерный вопрос, потому что люди разочарованы в исламе и ищут иные культурные ценности, которые их объединят, зададут новый вектор культурного и социального развития, станут новыми принципами построения общественных отношений. Сегодня иранцы продолжают жить в обществе, где отношения сверху регулируются исламскими принципами, но по большей части никто не является искренне верующим, поэтому вынужден внешне соблюдать все мусульманские традиции, иначе это будет плохим тоном, либо даже будет караться законом. Но с другой стороны самосознание иранского народа опустело, оно потеряно, отсутствуют морально- нравственные идеалы прошлого, а новых еще нет (это создает ситуацию анархического мышления, а соответственно и поведения).  Поэтому в настоящий момент официально на государственном уровне людей в Иране пытаются организовать в единое общество только путем навязывания мусульманских принципов сверху  и строго следят за их соблюдением, либо это регулирует механизм моральных принципов  общественных отношений, который продолжает опираться на мусульманские ценности, поскольку  иного пока иранцы просто не знают.  Следовательно, особенность современной исламской иранской традиции или как ее еще называют ментальности, самосознания состоит в отсутствие морально-нравственных норм, остатков традиционных народных и исламских ценностей, где общественные отношения  регулируются официальными исламскими иранскими законами.

Именно поэтому вопрос готовности иранцев к международному культурному взаимодействию стоит на первом  плане в Исламской Республике Иран, поскольку еще не известно, как это повлияет на самосознание иранцев после длительной изоляции от внешнего мира и какой путь дальнейшего культурно-общественного и политического развития они себе изберут. С другой стороны, не известно, как  повлияет и что нового привнесет эта необузданная иранская ментальность, вырвавшаяся из оков ислама и не имеющая пока никаких морально-нравственных принципов и ценностей, в общий фон культурно-общественных и политических отношений стран Запада и России.