- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Борьба с радикальными исламистами в Эфиопии

Эфиопские власти выдвинули официальное обвинение в отношении двадцати исламистских активистов по обвинению в организации «заговора с целью свержения существующего строя и организации исламского правительства». Одновременно им вменяется в вину проведение радикальной религиозной пропаганды в различных частях страны, а также подготовки вооруженного восстания. Это обвинение было выдвинуто правоохранительными органами спустя всего несколько недель после задержания лидеров салафитского течения ислама в стране. В июле с.г. федеральный суд страны приговорил к различным срокам заключения (от 7 до 22 лет тюрьмы) 18 членов различных исламистских групп. Таким образом, эфиопские власти последовательно проводят курс на резкую минимизацию салафитского влияния в стране. Это касается не только собственно активистов, но и возможных источников их финансирования. Начаты несколько серьезных проверок финансовой деятельности хозяйственных структур, которые входят в «империю» саудовского миллиардера эфиопского происхождения М.аль-Амуди. В общем-то, как полагают в эфиопских спецслужбах, именно через его финансовые структуры идет подавляющая часть спонсирования т.н. «исламских кружков и школ», в которых долгое время преподавали присланные из Саудовской Аравии учителя. Именно экстрадиция пятерых из них в прошлом году вызвала массовые выступления эфиопских мусульман, заставивших Аддис-Абебу серьезно пересмотреть свое прежнее отношение к исламистской пропаганде в стране. До этого момента власти в основном обращали самое пристальное внимание на конкретную часть мусульманского населения страны в лице народности оромо, половина из которой исповедуют суннитский ислам. Оромо также не однородны, среди них существует несколько объединений. Озабоченность силовиков вызывала одна и самое крупное из них в лице «Народного фронта освобождения оромо» (НФОО), в принципе стоящее на четких сепаратистских позициях. Эфиопские власти несколько раз затевали различные кампании по инфильтрации племенной верхушки оромо во власть, но с учетом многообразности кланов внутри этой племенной группы, они приносили лишь промежуточный успех. За этой борьбой какое-то время остались незамеченными эмиссары из КСА, которые опирались, прежде всего, на очень мощные позиции М.аль-Амуди. Эфиопские власти рассматривали его как мощного инвестора, способного содействовать экономическому развитию страны. Это было отчасти справедливо, поскольку две трети объектов недвижимости построены за последние годы именно благодаря инвестфондам М.аль-Амуди. Но за это пришлось заплатить высокую цену, и эфиопские власти теперь это осознают в полной мере.

Нельзя сказать, что Аддис-Абеба наблюдала за благотворительной деятельностью М.аль-Амуди уж совсем индифферентно. В 2001 году властями было принято решение о создании альтернативного механизма по снижению влияния чисто салафитского направления ислама. С этой целью в Эфиопию были приглашены проповедники ливанской секты «Ахбаш», которые являются ярыми антагонистами саудовской экспансии во всем мире. Естественно, несопоставимой по объемам финансирования и степени проникновения. Секта «Ахбаш» уже долгое время осуществляет планомерную деятельность по легализации материалов о деструктивной деятельности джихадистских и салафитских структур не только в арабских странах, но и в Европе, и в меньшей степени в США. Действуют она очень наступательно, что вызывает весьма серьезное раздражение в Эр-Рияде. Представители «Ахбаш» не брезгуют передавать свои наработки европейским спецслужбам, и надо отметить, что к их сигналам о наличии ячеек в крупных европейских городах долгое время никто не прислушивался. Ситуация изменилась только после ряда резонансных терактов и возникновения «Исламского государства» (ИГ). В этой связи реакция Эр-Рияда на действия ахбашей становится все более и более жесткой. В данном случае они не брезгуют никакими методами. В этой связи достаточно вспомнить «дело Р.Харири», когда с явной подачи Саудовской Аравии были найдены материалы о причастности руководителей ливанского филиала секты к этому резонансном преступлении. Все эти обвинения, конечно, рассыпались, но на какое-то время деятельность секты в самом Ливане и ряде стран Европы была парализована. Для сведения скажем, что ахбаши никогда не практикуют участие в каких-то заговорах или политических убийствах. они исповедуют борьбу за умы, и в целом ряде случаев несомненно опережают здесь салафитских проповедников. И их деятельность в Эфиопии была, безусловно, результативной, что и спровоцировало салафитских проповедников из КСА пойти на крайние меры. А именно спровоцировать толпу мусульман на массовые протесты с целью побудить власти Аддис-Абебы прекратить деятельность секты «Ахбаш» в стране. Закончилось это ровно наоборот тому, что предполагали организаторы этих беспорядков. Власти не только не пошли на выдворение проповедников «Ахбаш» из страны, но и предприняли целый комплекс репрессивных мер в отношении салафитских проповедников. Саудиты были высланы из стран, уже прошло два процесса над группами их сторонников, был закрыт ряд исламистских школ, в том числе и главное учебное салафитское заведение «Аль-Аволия». Интересно, что одним из ключевых требований протестующих было предоставление этой школе независимого статуса от главного контролирующего и управляющего органа Эфиопии в вопросах ислама — Высшего совета по исламским делам. То есть предполагалось вывести салафитский сегмент пропаганды из-под контроля государства. Естественно, что такое положение вещей эфиопское руководство категорически не устраивало. И тенденция по ужесточению репрессий в отношении клерикальных проповедников и их последователей будет сохраняться в среднесрочной перспективе. Эр-Рияд и Абу-Даби, безусловно, будут продолжать прессинг на Аддис-Абебу и ее ближайшего союзника в регионе в лице Джибути. Последний по времени дипломатический скандал с отказом размещать свою базу в Джибути и отзывом послов хорошее тому подтверждение. Таким образом, Эфиопия превращается в еще одну площадку борьбы за умы мусульманской уммы, число которой в этой, изначально христианской, стране достигает 40% населения.