- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистан: операция по обеспечению безопасности в Карачи

День независимости Пакистана 14 августа 2015 г. ознаменовался масштабными празднествами в крупнейшем мегаполисе страны – Карачи (официальная столица Исламской Республики Пакистан до 1968 г.).  Беспрецедентные меры безопасности, тысячи полицейских и рейнджеров обеспечивали  спокойствие населения.

Громадный двадцатимиллионный порт-мегаполис широко раскинулся на побережье Индийского океана.    Будучи коммерческой столицей страны и одновременно главным городом провинции Синд,  Карачи ежегодно генерирует  до 65 процентов от суммарного дохода Пакистана.

Но Карачи имеет и оборотную сторону – социальное расслоение многонационального населения, волны мигрантов и временно перемещенных лиц в разные годы и, как следствие,  межэтнические, межконфессиональные, межпартийные и т.д. столкновения.  Здесь проживают  мухаджиры (беженцы из Индии и их потомки),  синдхи, белуджи, пуштуны, панджабцы и т.д. Соседство в силу разных причин часто бывает враждебным.

Столкновения на этнической почве  дополняются спонтанными стычками  между местными отделениями трех общенациональных политических партий:  Пакистанской народной партии (ПНП – преобладают этнические синдхи), Народной национальной партии (ННП —  пуштуны)   и Объединенного национального движения (ОНД —  мухаджиры). Местные жители постоянно являются свидетелями вспышек насилия, кровавых разборок между различными студенческими организациями, поддерживающих то или иное  политическое объединение.

Только с начала ХХI века город выдержал несколько волн мигрантов и временно перемещенных лиц. Одна из самых проблемных и многочисленных —  осенью  2001 – весной 2002 г., вскоре после начала  международной  антитеррористической кампании  во главе с США в Афганистане.  Потоки переселенцев (афганских и пакистанских этнических пуштунов)  потянулись из северных районов  через территорию всей страны на юг, на «завоевание»  Карачи.  В основном они селились в портовой части  мегаполиса. Это громадная территории, своего рода город в городе; часто семьи живут в контейнерах, здесь же готовят пищу на кострах.  В последние годы пуштунская община в Карачи выросла численно и, как следствие, ужесточилась  конкуренция за рабочие места с урду-говорящим местным населением, а также  за земельные участки на окраине.

Криминогенная обстановка в  городе заметно ухудшилась  в 2009 г. Летом  того года  пакистанская армия начала  военную операцию в долине Сват (расположена к северу от Исламабада).  Одной из первых  группировок боевиков, бежавших в Карачи из района боевых действий,  была «Талибан Свата» (Swati Taliban), фракция Движения Талибан Пакистана. Родственники, как принято на Востоке, обеспечили им безопасность и кров.     Спустя некоторое время, осмотревшись в городе, талибы начали  утверждать свое  влияние,  устраняя конкурентов, организовывая  целенаправленные убийства, похищали людей, поджигали  офисы политических оппонентов и т.д.

В 2008 – 2013 гг. правящая в те годы ПНП не уделяла должного внимания ситуации с безопасностью в городе, стараясь не замечать в Карачи  разгул насилия.

Полиция не справлялась собственными силами с масштабом  терактов,  уличными разборками между политическими оппонентами, оказалась бессильна перед межэтническими и межконфессиональными  столкновениями. К этому следует добавить  миграционные волны, которые выплескивали в Карачи  гражданских беженцев (их называют временно перемещенными лицами) и боевиков из  районов проведения  пакистанской федеральной армией  военных операций в различных агентствах Территории   племен федерального управления  (ТПФУ), пограничных с Афганистаном.

В  2013 г. влияние боевиков в городе достигло тревожного уровни.      Они насильственно отбирали  земельные участки, в первую очередь в беднейших районах  на окраинах города (доминируют этнические пуштуны), где отсутствовала  социальная  и транспортная инфраструктура, образовательные учреждения  и т.д.

Правящая в то время в Карачи политическая партия – Объединенное национальное движение подчеркивала связь  между  «ростом пуштунской общины» и «талибанизацией» города. Пакистанские СМИ писали, что         полиция побаивалась боевиков, и поэтому неохотно принимала меры против них.

В сентябре 2013 г. федеральное правительство премьер-министра Наваза Шарифа инициировало новую операцию в Карачи против преступных элементов. На помощь полиции были направлены отряды рейджеров. Им были предоставлены полномочия жестко действовать против лиц, в отношении которых  пакистанские военные и гражданские власти   имели доказательства в причастности    к целенаправленным убийствам, похищениям людей  с целью выкупа, вымогательству и совершению террористических актов.

Но и этих мероприятий  было недостаточно.  В начале июня 2014 г.  теракт в  аэропорту Карачи вновь потряс город.  К расследованию обстоятельств  и разработке превентивных мер подключился генштаб  пакистанской армии.

Операцией рейнджеров в Карачи руководил генерал-лейтенант Р.Ахтар.  В обеспечении законности и правопорядка многие видели его главную задачу. Он имел многолетний военный  опыт борьбы  против талибов в агентстве Южный Вазиристан (на границе с Афганистаном). Именно успешные действия Р.Ахтара к способствовали его продвижению по службе. В ноябре 2014 г. он получил новое назначение – руководителя Межведомственной разведки.

В декабре 2014 г. поддержание правопорядка,  ликвидация  бандформирований, пресечение воровства и грабежей стали одним из пунктов Национального плана действий, одобренного  федеральными властями.   Усиление режима безопасности в стране — следствие  теракта в Пешаваре 16.12.2014 г., повлекшего многочисленные жертвы. Тогда же  генштаб федеральной армии отдал приказ  командующему Карачинским корпусов генерал-лейтенанту Н.Мухтару очистить город от  террористических группировок и установить порядок  в мегаполисе.  С этой целью федеральная армия  сформировала Специальную группу безопасности (СГБ)   для проведения операций по поддержанию правопорядка. Отряды СГБ  были развернуты  на 30 жизненно важных  объектах  города.

Гражданские и военные власти страны, анализируя обстановку, пришли к заключению, что  «проблемы в Карачи отчасти являются результатом политического и межрелигиозного  соперничества»; поэтому призвали все   заинтересованные стороны внести свой вклад в поддержание  безопасности и правопорядка в городе, подчеркнув, что власти и полиция должны оставаться в стороне от  давления со стороны политических партий.

В конце августа 2015 г. в Карачи поспешили премьер-министр Наваз Шариф, а  через несколько дней и начальник  штаба сухопутных войск генерал Р.Шариф.  Гражданские и военные  чины  пришли к единому мнению, что ситуация с правопорядком и обеспечением безопасности в Карачи  в целом взята под контроль. В то же время обсуждался вопрос о переброске дополнительных спецподразделений  рейнджеров в город.