- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Сможет ли Амин Мазузи сделать главную алжирскую компанию Sonatrach эффективной?

Учитывая тот факт, что экспорт энергоресурсов по-прежнему дает Алжиру почти 98 процентов валютных поступлений, особый интерес представляют действия нового генерального директора основной энергетической компании страны Sonatrach Амина Мазузи, назначенного на эту должность в мае 2015 г.

Необходимо отметить, что главные задачи, поставленные перед ним сразу после его назначения премьер-министром Абдельмалеком Селлалем – «восстановить престиж компании, используя свои опыт и знания». То есть, в переводе на русский язык, он фактически должен добиться роста производства нефти и газа, чтобы компенсировать потери отрасли в результате почти двукратного падения цен на нефть.

Необходимо напомнить, что на фоне неуклонного снижения добычи энергоресурсов в Алжире в последние годы параллельно еще большими темпами падал их экспорт. Это было обусловлено увеличением их внутреннего потребления.

В результате еще с 2007 г. страна стала испытывать проявления экономического кризиса, резко усилившегося со второй половины 2014 г. в связи с обрушением нефтяных цен. Принимая во внимание то, что алжирскому руководству в среднесрочной перспективе не удастся заменить источники валютных поступлений, ситуация в госкомпании Sonatrach представляется особенно значимой для сохранения в Алжире стабильной ситуации.

Важно отметить, что в последние годы в руководстве Sonatrach происходила частая смена руководства, заметно нарушавшая работу. Так, например, Абдельхамид Зергуин, проработавший там 2.5 года, в июле 2014 г. был заменен Саидом Сахнуном, на место которого, в свою очередь, без внятного объяснения власти поставили менее чем через год Амина Мазузи.

Всего же с момента прихода к власти президента Абдельазиза Бутефлики сменилось восемь глав Sonatrach на фоне по меньшей мере четырех крупных коррупционных скандалов, затронувших не только руководство данной компании, но и представителей правительства.

И, судя по всему, новое назначение на место руководителя ведущей компании страны стало возможным лишь благодаря нынешнему энергетическому кризису. В противном случае у представителей правящего режима нашлись бы другие кандидатуры для замещения данной должности, как это и происходило в «тучные» годы высоких цен на нефть и газ.

По оценкам алжирских экспертов, сам Мазузи никогда не имел подобных амбиций и вынужденно принял новое назначение.

Одной из причин его назначения, по мнению некоторых алжирских экспертов, стало то, что Амин Мазузи с новым министром энергетики, Салахом Хебри, также являющегося «технократом», создает «завершенную комбинацию» в преддверии ожидаемой экономико-управленческой перестройки страны.

Следует указать, что нынешний глава Sonatrach обладает, казалось бы, достаточным образованием и опытом для эффективного исполнения своих обязанностей. Например, у него имеются обширные связи во Франции после долгих лет обучения там в самых престижных технических вузах Парижа.

Соответственно, это назначение породило надежды у французской стороны на расширение имеющихся связей. Тем более, что сразу после этого, в июне, президент Франции Франсуа Олланд получил приглашение посетить Алжир.

Однако было бы ошибочно считать Мазузи лишь «французской креатурой». Так, после обучения в Париже он провел более двух лет в Лондоне, где был прикомандирован к представительству Sonatrach при компании British Petroleum (ВР). Кроме того, он также присутствовал на многих семинарах и международных конференциях, посвященных насущным вопросам развития энергетики, проведенных в других западных странах. Он представлял на них Алжир, параллельно оттачивая свои профессиональные знания.

Необходимо отметить, что Мазузи имеет и опыт непосредственного руководства производством. Так, ранее он, занимая пост директора по стратегии и планированию Sonatrach, фактически отвечал за добычу на ведущем газовом месторождении страны Хасси Мессауд. И это назначение стало важной ступенью в его дальнейшем карьерном продвижении, несмотря на то, что там в последние годы отмечалось продолжение снижения газодобычи. Что, однако, не мешает его коллегам по Sonatrach высказываться о нем как о «неутомимом труженике».

В любом случае, согласно оценкам независимых экспертов, сочетание профильного образования и практического опыта позволило Мазузи стать одним из самых выдающихся специалистов в энергетическом секторе. А наработанные связи с иностранными коллегами позволяют рассчитывать на продуктивное взаимодействие с ними на новом посту.

Первым индикатором относительно его дальнейших действий стала демонстрация готовности применить в компании свой оригинальный стиль управления, контрастирующий с мерами его предшественников, особенно Шакиба Халиля, при котором люди в Sonatrach продвигались не «по опыту и знаниям», а по знакомству. Именно при нем уровень коррупции в компании достиг своего апогея.

Мазузи не скрывает, что в ближайшие месяцы намерен сосредоточиться на «ребрендинге компании путем установления в ней прозрачного управления». По его мнению, это позволит ей быть более эффективной и избежать той бесхозяйственности и коррупционных скандалов, которыми было отмечено руководство Шакиба Халиля и которые не удалось преодолеть сменившим его руководителям.

Несмотря на очевидные «плюсы» назначения на данный пост Амина Мазузи, его успешной работе в Sonatrach препятствует ряд моментов. В частности – возникает вопрос относительно улучшения ожидаемой производительности компании и энергоотрасли в целом: как Мазузи, так и Хебри необходимо не только полностью перестроить прежнюю коррупционную модель их функционирования, но и попросту выгнать значительную часть неэффективных работников или хотя бы сделать так, чтобы они не мешали реализации их инициатив.

Пикантным моментом служит то, что практически все они были назначены на эти привилегированные должности благодаря имеющимся у них связям. Соответственно, ввиду своего непрофессионализма, неумения, а подчас и нежелания реально работать эти фигуры тормозят развитие компании и Министерства энергетики.

Это трудновыполнимая задача, учитывая тот факт, что эти назначенцы так или иначе связаны с крупными фигурами в руководстве страны. И, по сути, именно они во многом участвовали в контролировании ситуации в этом стратегически важном ведомстве и следили за перераспределением денежных потоков.

Причем произошедшие в мае – августе перемещения по иерархической лестнице в руководстве страны и госкомпаниях не стали свидетельством резкого изменения прежних подходов к назначениям на ключевые посты.

Так, при более пристальном рассмотрении ситуации выясняется, что назначение того же Мазузи не выбивается из, во многом ущербной, прежней революционной традиции управления страной, когда важные должности занимали лица, так или иначе связанные с «поколением муджахидов Освободительной войны 1954 – 62 гг.»

Нынешний глава Sonatrach Амин Мазузи не является исключением. Он сын «алжирского Нельсона Манделы», Мухаммеда Саида Мазузи, «узника французского колониализма с 1945 по 1962 гг.» и министра труда при президенте Хуари Бумедьене.

И сохранение такой преемственности назначений во власти служит дополнительным индикатором относительно стремления правящего режима сохранить свои приоритеты по сохранению и консервации его управленческих традиций, препятствующих полноценному развитию Алжира.

К этому следует добавить прежнее разноплановое видение стратегии дальнейшего развития отрасли Амина Мазузи с Салахом Хебри. В частности, об этом свидетельствовало их разное отношение к альтернативной и сланцевой энергетике.

Если ранее новый глава энергетической компании видел необходимость развивать добычу «обычных» нефти и газа, то новый министр отрасли, напротив, прежде высказывался в пользу ставки на «нетрадиционные» источники энергии.

Это дополнительно усиливает актуальность вопроса: получит ли этот энергетический «тандем» карт-бланш для осуществления реальных изменений от властей, необходимый для хотя бы частичной реализации поставленных перед ними мега-задач и гарантий невмешательства в их работу со стороны администрации президента и силовиков.

Подобная угроза ввиду усиления конфронтации между кланами во власти и очевидных расхождений самих Хебри и Мазузи является актуальной.

Однако даже в случае, если им удастся преодолеть бюрократическое сопротивление и решить во многом общую с Россией проблему – «дефицита управления» – Алжир это уже не спасет. За время, пока эти показатели могут быть достигнуты (ясно, что даже при самом лучшем раскладе на это уйдут годы), рост энергопотребления в стране усилится и сведет на нет их вероятные достижения.

Так, например, незначительное увеличение добычи в 2014 г. энергоресурсов страна совершенно не почувствовала, что было обусловлено не только падением цен на них, но и увеличением внутреннего потребления ввиду запуска новых инфраструктурных проектов и продолжающегося роста населения.

И, наконец, сколько бы не были успешны и образованны новые лидеры энергетической отрасли, без реальной помощи со стороны центральных властей их усилия будут тщетными. В частности, речь идет об отмене ограничительного законодательства в отношении иностранных инвесторов, без вложений которых рассчитывать на изменение динамики добычи не следует.

Судя по заявлениям премьер-министра страны Абдельмалека Селлаля, это должно произойти в октябре 2015 г. Однако подобные обещания представители алжирских властей дают уже последние три года и пока они реализованы лишь в отношении разработки и разведки сланцевых энергоресурсов.

Тем не менее, пока желающих воспользоваться этим новшеством практически не наблюдается, что во многом связано с падением стоимости нефти и газа на мировом рынке и дальнейшими ее колебаниями.

Вместе с тем, в выводы и планы алжирских лидеров может вкрасться и другая серьезная ошибка. Так, например, они недоучли возможное увеличение в обозримой перспективе нефтегазодобычи в Иране и особенно Ираке, способное заметно скорректировать планы по развитию энергетики страны.

Исходя из всех этих соображений, можно с высокой долей вероятности предположить, что Мазузи Амину вряд ли удастся добиться реализации тех амбициозных задач, которые были поставлены перед ним алжирским руководством, несущим полноту ответственности за столь резкий упадок энергоотрасли, имеющей ключевое значение для существования правящего режима и страны в целом.