- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Открытие представительства ЕС в Эрбиле и условия формирования отношений между курдской автономией в Ираке и Европой

23 августа в Эрбиле прошла церемония открытия  представительства ЕС в курдской автономии в Ираке (Регион Курдистан). До этого момента представительство интересов Европейского союза в автономии выполнял офис в Багдаде. Почти все источники отмечают, что данное событие стало результатом долгих и напряженных трехсторонних переговоров Эрбиля, представителей ЕС и официального Багдада. На открытие офиса, с визитом в Эрбиль прибыла покидающая в ближайшее время свой пост госпожа Яна Хубаскова, глава делегации ЕС в Ираке. Она представила премьер-министру регионального правительства Нечирвану Барзани нового главу миссии – Патрика Гезена.

Еще в мае этого года на встрече госпожи Хубасковой и президента курдской автономии Масуда Барзани лишь обсуждались планы по открытию офиса ЕС. Точная информация об его открытии появилась лишь в последние месяцы. Такая неопределенность свидетельствует о долгом согласовании деталей этого решения, не без участия официального Багдада.

Открытие представительства ЕС в Эрбиле стало очередным свидетельством того, что правительство Региона Курдистан неуклонно стремится повышать уровень международного сотрудничества автономии, вне зависимости от позиции Багдада. Сейчас в Эрбиле имеется 34 представительства зарубежных государств и организаций, в том числе и ряда стран-членов Европейского союза[1] [1]. Открытие офиса ЕС в Эрбиле в этом случае свидетельствует о наличии растущей потребности в выстраивании системных отношений на более высоком уровне. Стоит отметить, что большая часть уже открытых представительств ЕС ориентирована на развитие двусторонних отношений со странами, группами стран или международными организациями. Открытие офиса в Регионе Курдистан, де-юре считающимся частью Ирака, свидетельствует о фактическом признании ЕС необходимости выстраивания отношений с правительством автономии на двустороннем уровне, с учетом интересов Багдада, но без встраивания его в сам процесс взаимодействия. Впрочем, такое признание является констатацией свершившегося факта: ЕС уже оказывает помощь курдам в борьбе с «Исламским государством» (ИГ)[2] [2]. В августе прошлого года после совещания Совета министров иностранных дел ЕС страны Евросоюза приняли решение об оказании военной помощи курдским силам пешмерга в военной сфере – поставками вооружения и логистической поддержкой.

Правительство Региона Курдистан признает, что оно не способно справиться с силами «Исламского государства» самостоятельно и стремится к расширению иностранной помощи. Такая функция возложена на неофициальное «министерство иностранных дел» — департамент по международным отношениям автономии, возглавляемый Фалахом Мустафой Бакиром. Так, к примеру, в июле этого года им был совершен визит в Хорватию, где была проведены переговоры с министром обороны Анте Котромановичем. Министр заявил, что Хорватия остается привержена к участию в международной коалиции по борьбе с ИГ, и в рамках поддержки сил пешмерга готова предоставить военную, политическую и гуманитарную поддержку – в обучении военнослужащих и прохождении ими лечения[3] [3].

Однако, собирая «с миру по нитке» военную помощь, правительство Региона Курдистан вряд ли сможет добиться серьезных успехов. В борьбе с ИГ курдам требуется нечто большее, нежели признательность, выражение солидарности и ограниченная помощь со стороны мирового сообщества. До сих пор курдским силам не были произведены поставки тяжелых вооружений. Фалах Мустафа весьма выразительно продемонстрировал свое разочарование в опубликованной заметке в своем блоге на сайте газеты The Guardian, под заголовком «Одна лишь признательность со стороны британцев не поможет нам победить ИГИЛ – нам нужно тяжелые вооружение». Фалах Мустафа еще раз подчеркнул, что, несмотря на значимость воздушных ударов коалиции, их недостаточно для изменения ситуации. При этом, как им было отмечено, большая часть поддержки направляется официальному Багдаду, в то время как курдские ополченцы ведут войну «одной рукой, к тому же связанной за спиной… <…> Нам нужны танки, боевая техника и артиллерия для того, чтобы защитить наши дома и совместно с иракской армией бороться с ИГИЛ»[4] [4].

Ранее Фалахом Мустафой в интервью газете Le Monde уже было достаточно подробно описано, какая поддержка со стороны Европы нужна сейчас Эрбилю. Во-первых, это поставка тяжелых вооружений и сотрудничество в сфере военной разведки. Во-вторых, это помощь в решении гуманитарных проблем – в особенности проблемы беженцев, которых на территории Региона Курдистан насчитывается уже более 1,5 миллионов. В-третьих, это политическая поддержка – налаживание отношений с официальным Багдадом, с которым курды, несмотря на фактический союз в борьбе с исламистами находятся в сложном противостоянии. И, в-четвертых, это поддержка этнических и религиозных меньшинств, уничтожение которых является одной из основных задач «Исламского государства»[5] [5].

Насколько реальна поддержка стран Европы по заявленным пунктам? Что касается военной поддержки, то как отметил Фалах Мустафа, поставки тяжелых вооружений ограничены из-за неких «необоснованных опасений», так как «мы используем их против ИГИЛ для защиты нашей земли, и у нас нет намерения использовать их где-либо еще. <…> Мы можем стать независимыми в ближайшие годы, но это лишь делает еще более важными добрые отношения с Багдадом». Эти слова демонстрируют одну из причин ограниченной поставки вооружений курдам – опасения, что оно может быть применено против иракской армии если не для достижения независимости, то, по крайней мере, для установления контроля над спорными территориями. Поддержка в гуманитарной сфере со стороны Европы, которая пребывает в кризисе, связанном с колоссальным притоком мигрантов, также довольно ограничена.

Однако, общая заинтересованность европейцев в разрешении конфликта все же может вести к расширению поддержки. В отличие от США, которые вынуждены искать баланс между интересами официального Багдада, Турции и стран Персидского залива, Европа более свободна в своих действиях в отношении поддержки курдов. С учетом этого, расширение отношений между курдской автономией и странами ЕС на всех уровнях является важным средством в борьбе с «Исламским государством» в Северном Ираке.

 

1.http://dfr.gov.krd/p/p.aspx?p=37

2.http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1383679       3.http://rudaw.net/english/world/210720151

4. http://www.theguardian.com/commentisfree/2015/mar/13/british-isis-kurds-heavy-weapons-allies

5.http://www.lemonde.fr/europe/article/2014/10/29/il-ne-faut-pas-que-vaincre-l-etat-isiamique-militairement-il-faut-vaincre-son-ideologie_4514379_3214.html

[6]