- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об открытии месторождения «Зор» у берегов Египта

30 августа 2015 г. многие российские и мировые СМИ распространили новость об открытии «супер гигантского газового месторождения мирового масштаба», расположенного в Средиземном море в исключительной экономической зоне Египта.

Об открытии сообщило руководство итальянской компании Eni, подразделения которой проводили геологоразведочные работы на этом участке. Компания является единоличным инвестором на этом участке, лицензия на работы была приобретена у египетского правительства в январе 2014 г.

Данные о «супер гигантских запасах» были получены в результате глубоководного разведочного бурения на блоке Шурук, расположенного в 190 км от берега. Со слов представителей Eni, результаты бурения (глубина которого составила 4 131 м) и сейсмического анализа указывают на то, что новое открытие может содержать в себе до 850 млрд куб. м газа. Это очень большая цифра – примерно треть от доказанных на настоящий момент газовых запасов  Египта, который занимает 4-е место в Африке по этому показателю.

Главный управляющий Eni Клаудио Дескальцы направился в Каир для встречи с президентом страны и членами правительства с целью обсудить дальнейшие перспективы месторождения и вопросы сотрудничества. Компания заявила о принятии мер с целью максимального ускорения работ на блоке и создания необходимой инфраструктуры.

Руководство компании, помимо оптимистичных лозунгов о перспективах Египта в связи с открытием, не скупилось и на саморекламу. В-частности, в комментариях господина Дескальцы указывалось: «Этот превосходный результат (открытие месторождения «Зор» — авт.) подтверждает наши технологические и инновационные способности быть немедленно востребованными и, самое главное, показывают сильный дух взаимодействия наших подразделений, что является основой нашего успеха…. Активность в области разведки — главный стимул роста компании: за последние 7 лет мы обнаружили ресурсов на 10 млн барр., из них 300 млн в первой половине текущего года. Это подтверждает лидирующие позиции Eni в этой сфере». Конечно, компания воспользовалась случаем, чтобы преподнести себя как надежного и перспективного в вопросах геологоразведки партнера мирового уровня. Обоснованно или нет – другой вопрос.

К слову, Eni является давним партнером Каира в области геологоразведки и добычи минеральных ресурсов. Их отношения начались в 1954 г. подписанием соглашения о сотрудничестве с правительством Гамаля Абделя Насера. Это было первым шагом в области международного сотрудничества для Eni. Документ материализовался в 1955 г.: компания приобрела несколько лицензий на исследовательские проекты на территории Синайского полуострова и приняла участие в строительстве нефтепровода из Суэца в Каир. В дальнейшие годы сотрудничество не прекращалось, а сегодня подразделения Eni осуществляют добычу на ряде крупных проектов: один – на западе в провинции Матрух, три – на средиземноморском шельфе, один – в Дельте Нила, один – в Красном море. Компания утверждает, что на ее долю в 2014 г. пришлось 28 % и 27 % от общих объемов добычи нефти и газа в Египте соответственно.

Сразу оговоримся, что делать обоснованные опровержения или подтверждения относительно открытия в настоящее время сложно – исчерпывающих геологических данных представлено не было, что в целом логично в связи с соблюдением коммерческой тайны. Судя по всему, уже имеющиеся результаты пока тоже не позволяют достоверно оценить потенциал нового месторождения даже для непосредственно вовлеченных специалистов – пока идет активная стадия геологоразведочных работ, и данные требуют более надежных подтверждений. Но даже в случае исполнения самых оптимистичных ожиданий об объемах сырья, пока преждевременно говорить о рентабельности, объемах, себестоимости добычи и транспортировки, а также сроках начала эксплуатации – слишком много технических и иных факторов, которые могут повлиять на эти процессы. Тем более, что удаленность и глубина «Зора» относительно большие, что потребует более крупных инвестиций.

Однако сообщение вызвало эффект разорвавшейся бомбы – СМИ заговорили о прекращении импорта Каиром газа (со ссылкой на египетских чиновников), о возможном возвращении стране статуса экспортера газа, и даже об угрозах позициям «Газпрома» на европейском рынке.

Очень много внимания в СМИ, особенно арабских, было уделено Израилю, который, по утверждению авторов, теряет надежду на экспорт газа в Египет и очень сильно пострадал экономически от нового открытия. Это было подтверждено рядом событий: после выхода сообщения в понедельник акции американской Noble Energy, инвестирующей в развитии израильского газового проекта «Левиафан» в Средиземном море, упали на 7 % на Нью-Йоркской бирже. Сильное падение акций испытали на себе и израильские компании Delek Group, Avner Oil и Ratio – общий его объем оценивается в 4,5 млрд шекелей (1,14 млрд долл). Связано это с тем, что, согласно логике инвесторов, обнаружение запасов такого уровня (если оно будет подтверждено) просто делает бессмысленным все инвестиции Израиля в свои месторождения (помимо «Левиафана» есть еще «Тамар») и перечеркивает все его перспективы как потенциального экспортера газа..

Отметим, что соглашение Израиля и Египта о поставках газа с месторождения «Тамар» по газопроводу пока не расторгнуто, а точной уверенности в поставках с «Левиафана» не было и до недавних событий. Кроме того, у Израиля есть теоретическая возможность в будущем начать экспорт газа в Грецию, Турцию и Палестину, поэтому делать столь скорые выводы об изменениях регионального рынка, на наш взгляд, преждевременно. Что касается биржевых скачков, то здесь все диктуются законами рынка, в которых поведение рядовых брокеров строится не на научных и геофизических данных, а на эмоциях и ожиданиях, которые задают направление цены, с соблюдением обязательного принципа «не ставить против тренда». Громко раскрученное сообщение о «супер гигантском месторождении» послужило искрой, которая и задала этот тренд.

Что касается Египта и его перспектив в связи с новым месторождением, то отметим, что страна недавно превратилась из экспортера в импортера энергоносителей, особенно – газа. Объемы пока относительно незначительны – до 90 % потребностей покрывается за счет собственного производства, но с учетом больших темпов роста внутреннего спроса и снижения добычи потребность в импорте будет только возрастать, а значительная часть эксплуатируемых сейчас месторождений близка к исчерпыванию. Для изменения ситуации нужно действительно обнаружение очень крупных и, что немаловажно, коммерчески рентабельных запасов. Последнее все более затруднительно в условиях снижения рыночных цен на углеводороды, что, конечно, не способствует инвестициям и оптимистичным настроениям. Кроме того, по оценке Eni, начало добычи на «Зоре» при самом лучшем сценарии начнется через 2,5 – 3 года (некоторые российские специалисты указывают, что эти сроки ввиду технических причин могут затянуться до 8-10 лет). Поэтому, если прекращение импорта Каиром в связи с новым открытием действительно возможно, то это произойдет не завтра.

Пока же авторитетные египетские аналитики заявляют о том, что новое месторождение привлечет больше инвестиций в страну – видимо, «раскрутка» события имела попутную еще и эту цель.

Ну и, наконец, о возможности превращения страны в экспортера и конкуренции «Газпрому» на европейском рынке.

Египет никогда не имел там крупных позиций. Основными покупателями его обычного газа  были Израиль, Иордания, Сирия и Ливан, а сжиженного – страны АТР.

Вернуть долю ближневосточного рынка будет непросто: разрываемая войной Сирия вряд ли будет задумываться о контрактах на поставки газа в ближайшее время, тем более, что возможности по обеспечению безопасности имеющегося газопровода у Дамаска ограничены; Иордания и Израиль вложили большие средства в строительства мощностей по приему СПГ, а полагаться на египетский газопровод после массовых инцидентов им будет непросто. Тем более, цены на СПГ имеют тенденцию к снижению.

Газопроводов в Европу у Египта нет и не предвидится, а их сооружение потребует больших инвестиций и временных затрат, не говоря уже о политических договоренностях. Поэтому, на экспорт сможет пойти только СПГ. Соответствующие мощности у Каира для этого имеются, но войти на европейский, да и любой другой рынок будет не просто: количество производителей и уровень конкуренции в мире повышаются, совершенствуются технологии сжижения и себестоимость процесса, в чем Египет занимает далеко не лидирующие позиции.

Еще один фактор – у Египта отсутствует собственный флот газовозов, что тоже затрудняет доступ на рынок. В 2013 г., когда дефицит энергоносителей стал ощущаться, Катар заявил о намерении безвозмездно отправить правительству М.Мурси несколько судов из своего флота для обеспечения импорта, но после переворота 2013 г. это решение было отменено.

Отметим еще одну особенность – это позитивная реакция арабских, особенно саудовских и эмиратских, СМИ, на сообщение Eni. В-частности, «Аш-Шарк Аль-Аусат» прямо указала, что превращение Египта в импортера газа было вызвано событиями 2011 г. и последовавшим за этим периодом нестабильности. Но последнее открытие есть «признак правильности экономической политики ас-Сиси». Видимо, событием поспешили воспользоваться и для политического пиара.

Подводя итог, отметим, что, безусловно, возможно все, и новое открытие при определенном раскладе может оказать значительное влияние на глобальный рынок природного газа. Однако, в любом случае результаты будет не ранее, чем через несколько лет. Пока же нет ни достоверных подтверждений, ни четких намерений, ни инвестиций, а только реклама и пиар.