- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О программе религиозного образования в Иране

Религиозное образование в Иране можно разделить на пять ступеней:

  1. «Дурусе мукадамати» – подготовительное, начальное обучение
  2. «Сатхе» – основная ступень
  3. «Харедж» – вопросы, выходящие за рамки основ религии
  4. «Дурусе тахасуси» – специальное образование
  5. «Дурусе джанби» – углубленное изучение по специализации

 

  1. «Дурусе мукадамати» – имеет 3 ступени, основная из которых

«омузеши забане араби» — изучение арабского языка (состоящая из разделов: «сарф» (-морфология), «нахв» (-синтаксис), «маани» (-раскрытие значения, заключенного в стих и «белый» стих), «баян» (-красноречие),  а также раздел «мантек» (-логика)  и «фикх» ( -юриспруденция)

 

Основные книги, изучаемые на этой ступени:

-«Джамаль мукадамат» —  изучение арабского языка

-«Сиюти» — пояснения для понимания стиха

-«Мугкни» — богатсво арабского языка

-«Аль -мантек» — логика

 

В это время проводятся уроки для совершенствования родного языка фарси и факультативные занятия «Усули-ль акаед» (- вероубеждение, но здесь все логические доводы существования Аллаха, которые принимают все мусульманские течения) .

 

Обучение на этой ступени может длиться от 1 года до 3 и даже до 5-ти лет.

Цель обучения: совершенствование персидского и арабского языков, совершенствование «Усули-ль акаед ислами» (- основ вероубеждения и расширение доказательной базы существования Бога)

 

  1. Ступень «Сатхе» (-основная ступень обучения по программе) состоит из 2-х ступеней: а) «Эльме усуле »  (- связь логики и основ законодательства)  б) «Эльме фикх» (- извлечение законов из религиозных источников Корана, хадисов, исторической  практики и т.п. )

 

На ступени «Эльме усуле » изучаются книги:

«Маалемуль усуль» — основы фикха (основа всех знаний, методика законопроизводства)

«Усулель истембат» — познания Корана и соотношение его заветов в отношении нужд настоящего дня

«Усули-ль фикх» — основы методики логического законопроизводства

«Расоэль» — несколько томов относительно определенных разделов законодательства в ряде случаев в виде вопросов и ответов, автор шейх Азам Ансори

«Кифаяталь усуль» — последнее мнение относительно «Усули-ль фикх»,  автор Охунд Хуросони

 

На ступени «Эльме фикх» изучаются книги:

«Шархе люм’»- специальные разделы Ахкама (исполнения религиозных обрядов),

«Макасеб» — экономические разделы исламского законодательства

На этой ступени реализуются цели: совершенствование понимания тем «фикха» и основ религии (что было еще  изучено на стадии «Мукадамати»), ознакомление с приемами анализа Корана и Хадисов, изучение «Усули-ль фикх», углубленное изучение «Акаед» и изучение факультативных наук (естественно-научное направление и гуманитарные науки), изучение методики работы с общественной информацией с т.з. различных наук.

Обучение на этой ступени длится от 4 до 7 лет.

  1. «Дарсе харедж» — как правило, на этой ступени нет определенных предметов и программы, но есть несколько книг, которые обязательны для изучения, как например:

«Кифаяталь усуль», «Усули-ль фикх», «Джавахеруль калям» (-все мнения вероубеждения, что были ранее, мнение ученых прошлого относительно определенных тем), «Тахрируль василе» (-научная работа аятоллы узма для народа, по всем основным жизненным вопросам от религиозного обряда и до социально-экономических вопросов), «Орватуль воска» — (методическое пособие для аятолл которым предстоит написать свое «Ресоле», отличается  своеобразным очень подробным изложения вопросов законотворчества, автор Саед Мухаммад Казым Табатабаи Язди)

Эти книги уже изучались на предыдущей ступени, но в данном случае разбираются некоторые частные вопросы.

Поскольку на этом этапе, по большей части, обучающиеся проводят самостоятельную научно-исследовательскую деятельность, поэтому термин «обучение» здесь принципиально использовать нельзя, скорее «изучение».

Это самая высшая степень в стенах «Хузее эльми» (духовного университета).

Цель продолжения обучения на этой ступени — получение звания «муджтахида».  И, как правило, уже сам муджтахид или аятолла (руководитель этого «Хузее эльми») преподает в том графике, как ему представляется разумным и где посчитаем нужным (может в стенах своего учебного заведения, в мечети, у себя дома или в своем офисе).  На этом этапе  обучающиеся должны в обязательном порядке освоить два направления «усули-ль фикх» и «фикх», а так же получить  глубокие знания относительно принципов законотворчества на основании Корана, традиций, разума, «иджма» (- обоюдного мнения ученых).

Цель этого этапа обучения – научиться законотворчеству.

И хотя на этом этапе, как говорилось выше, нет программы, тем не менее после исламской революции к этому этапу были добавлены еще несколько ступеней: «Тафсире Коран» (- пояснение слов Корана на основании толкования значения арабских слов и исторических событий), «Калям» (-исламская философия основных  и второстепенных понятий религии), «Таблиг» (-религиозная пропаганда).

Эта ступень длится  до 6 лет.

 

  1. «Дурусе тахасуси» — занятия по специальности связаны больше не с «фикхом», а с направлениями  «Тахасуси тафсир» (- специальное толкование Корана два вида: 1- углубленное изучение арабского языка и второе — изучение исторических обстоятельств, в которых были ниспосланы те или иные аяты Корана), «Калям» , «Философи ислами» (- исламская философия), «Альмуль-хадис» (-хадисоведение) , «Эльме риджаль» (- цепь передатчиков хадисов), «Таблиг».

Эти предметы предназначены для тех, кто достиг «иджтихада» и уже имеет звание муджтахид, то есть специалист по фикху. Эти предметы для них не являются обязательными. Муджахид сам выбирает предметы , которые ему интересны, поэтому эти занятия в большей степени индивидуальны. В этот период для него нет учителя, он сам занимается своей специализацией, посещая аятолл и высшие духовные собрания.

В результате обучающийся должен написать по этой специализации книги, давать уроки и общаться с народом, выступать на научных конференциях по вопросам, которые изучал.

Его научная и организационная деятельность оценивается народом, последователями, его учениками, духовными специалистами.

  1. «Дурусе джанби ва омуми» – углубленное изучение по специализации. Эти уроки даются частично (блоками) на каждой ступени обучения, включают в себя предметы «Усули-ль акаед», «Тафсире Коран», «Эктесад» (-экономика), «Фарханге меляль» (-традиции разных народов), «Улюме Корани» (- направления изучения Корана: особенности передачи аятов, для чего тот или иной аят, формулировка слов в Коране и многое другое, что помогает понять «Тафсире Коран»), «Ахляк» (-нравственность), «Мантык» и другие предметы для пополнения знаний об окружающем мире, но эти предметы не являются обязательными, по большей части человек занимается ими факультативно.

 

Методы и приемы обучения в «Хузее альмие»

 

Сразу надо отметить, что несмотря на то, что сегодня существует огромное количество различных методов и приемов обучения, особенно в сфере гуманитарных наук, тем не менее преподавание именно в исламских учебных заведениях ведут традицию и древнюю историю, начиная с 13 века, и были в большей части усвоены европейцами, но не все, в силу не знания языка и культуры восточных народов. Кроме, того и сами «Хузее эльмие» не распространяются о своих учебных программах, а тем более методах и приемах преподавания. Единственный путь постичь это, только самому пройти все эти ступени обучения.    

 

Методы и приемы обучения на стадии «Дурусе мукадамати» и на ступени «Сатхе »  одинаковы.

Пояснение темы в «Хузее эльмие» не дается сразу, а имеет несколько этапов:

— До начала изучения,

— В течение обучения,

— После прохождения занятий.

На протяжении всех этих ступеней происходит изучение нового материала.

То есть дома учащийся читает тему из учебника (темы идут последовательно) и сам ее разбирает, когда приходит в класс учитель полностью дает урок, рассчитывая , что будут вопросы и уточнения, того, что не понял ученик еще дома. Считается, что если учащийся дома, изучая тему понял только 20 % это нормально, потому что  остальное 80% пояснит учитель на уроке.

На следующем занятии учитель проводит повторение и разбор, того, что было не понято и снова поясняет и разбирает наиболее сложные моменты. Потом начинается диспут и если учитель понимает, что уже разбираются сложные вопросы, ученики сами путем диспута и доказательств находят ответ или учитель дает его сам, тогда становится понятно, что тема усвоена. Часть, когда проводится диспут, очень важна и называется «Мубахесе». Вторая часть урока посвящается следующей теме, которая так же была прочитана дома. Поэтому иметь учебник и присутствовать на каждом занятии обязательно, изучение самостоятельное, т.ж. обязательное. Новая тема не дается учителем, пока не будет полностью понятна и изучена старая тема всеми учениками. Поэтому, как правило, в классе очень мало учеников. Почему этот способ обучения применяется в «Хузее эльмие)  есть два объяснения: ученик сам выбирает себе учителя, который обычно сам определяет книги и методику преподавания, но в конце курса все ученики, у какого бы учителя ни изучали предмет и какие бы книги, методы и приемы при этом ни были б использованы, все сдают одинаковый экзамен. Особенности этого принципа обучения: свобода выбора учителя и книги для изучения предмета, участие в диспуте, который очень важен для глубокого познания темы. Кроме того эти диспуты – споры могут проводиться между учащимися и между учителем и учеником , ученик может спрашивать учителя или дать свое видение этого вопроса, в любом случае это очень поощряется.

 

Те, кто закончил обучение «Дарсе мукадамати» и начал обучение на ступени «Сатхе» должен давать уроки для тех, кто изучает «Дарсе мукадамати». В «Хузее эльмие» учитель не является направляющим учебно-познавательного процесса: ученик сам должен стремится изучить тему, на диспуте показать уровень владения ею, а учитель, направляет диспут, поднимает новые вопросы, и если только сами ученики не могут найти ответ, то дает ответ на него сам. То есть учитель не выполняет роль ведущего, а направляет ученика к получению ответа до тех пор ,пока тема не будет им полностью усвоена и понята. И только потом начинается разбор следующей.

Учителя используют старые методы, и когда этот ученик начинает преподавать, то начинает находить новые приемы , поэтому этот принцип обучения способствует полному и исчерпывающему пониманию темы, а также всегда совершенствуются приемы преподавания, отвечая новым требованиям времени и используются новые достижения техники и психологии. Только на уроках в «Хузее эльмие», особенно на ступени «Сатхе» могут подниматься самые смелые вопросы, обсуждаться самые насущные проблемы напрямую с учителем и вестись горячие диспуты, но за стенами «Хузее эльмие) об этом  говорить настрого запрещено.

После этих начальных ступеней, каждый ученик, кто хочет продолжать религиозное  обучение избирает себе аятоллу. У каждого аятоллы для тех, кто хочет достичь иджтихада, есть свои методики преподавания, так некоторые , объявляют, что используют очень старинные методы, кто-то новые, кто-то нетрадиционные, так есть метод   «аятоллы Бороджерди»,   метод «имама Хомейни», метод «Себахши» (– три части), метод «Чехар бахши» (– четырех частей)

 

Следующие ступени, начиная с «Дарсе харедж» учащийся не проходит в стенах медресе, здесь каждый ученый, который читает курс для слушателей, цель которых иджтихад, применяет свои методы обучения и использует свой набор учебной литературы. Но именно этот отрезок заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку это уже сфера обращения между учеными, которые руководят страной.

 

Выводы:

Коран, как основной источник знаний для мусульман, содержит знания из фикха и ахкама -10% , остальное посвящено иным тематикам, но программа духовного образования построена в большей части на изучении именно этих 10 % и занимает большую (самую активную) часть жизни учащегося. В Иране в традиционном духовном медресе («Хузее эльмие»), не изучаются естественные и гуманитарные науки, а западная философия вообще запрещена. Получается, что если ранее человек  не получал светского образования и пошел после школы обучаться в «Хузее эльмие», то даже после окончания «Сатхе», его знания относительно устройства окружающего мира очень бедны и ограничены только этими 10% фикха, в то время как от духовного лица требуется пояснения многих жизненных насущных проблем из разных сфер. Поэтому Турция, Малайзия, Кувейт, Катар и ряд других мусульманских стран, стараются наряду с религиозными предметами вводить и гуманитарные и точные науки. Но все же содержание мусульманского религиозного образования остается мало связанно с окружающим миром и повседневностью.  В Иране эта ситуация еще больше усугубляется, так в последнее время наблюдается тенденция издавать упрощенные варианты выше перечисленных основополагающих исламских книг, поскольку они написаны на арабском языке, а местное население это носители персидского языка, поэтому вводятся переводы и даже упрощенные варианты, но от этого теряется и немалая часть информации. По некоторым предметам вводятся ежедневные тесты (аналог американской системы, которой никогда не было на Востоке), особенно  заметно его не рациональное применение на этапе совершенствования языка фарси. Каждый месяц проводятся мини экзамены по изученному блоку тем, чего ранее так же не было, и поэтому учеба часто напоминает эстафету по сдаче экзаменов, а не постижение духовной Истины. Тем не менее следует отметить и наличие метода блокового изучения материала, его построение от простого к сложному, метод «ракушки» и многие другие, которые очень хорошо были усвоены иранцами в «Хузее эльмие» или еще европейцами было усвоено давным –давно.

Из вышесказанного следует, что основополагающие принципы обучения в «Хузее эльмие» очень богаты и позволяют даже экспериментировать путем введения новых методов и способов преподавания, от чего впрочем не теряют своей высокой эффективности, даже если, что-то применяется не рационально, чего нельзя сказать относительно европейских и российских учебных заведений. Поэтому, по мнению автора, не содержание программы обучения «Хузее эльмие», а ее принципы, методы и способы должны заслуживать особого изучения и использования для преподавания в первую очередь гуманитарных наук в России. А как, известно, с повышением гуманитарного знания, начинается морально-нравственный рост населения и прогресс во всех остальных наукоемких отраслях (медицине, технике, строительстве и др)