- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Король Сальман бен Абдель Азиз в Вашингтоне: первый комментарий в саудовской газете

3 сентября 2015 г. король Сальман бен Абдель Азиз прибыл в американскую столицу, — 4 сентября текущего годы должны состояться его переговоры с президентом Бараком Обамой. Многочисленные спекуляции последних месяцев, посвящавшиеся едва ли не разрыву саудовско-американского взаимодействия, не обрели черты реальности, — первый зарубежный визит саудовского монарха стал визитом в страну, с которой Саудовскую Аравию связывают узы стратегического партнерства.

Как характеризует этот визит саудовская пресса? 4 сентября 2015 г. наиболее влиятельное саудовское издание – газета «Аш-Шарк Аль-Аусат» опубликовала статью своего главного редактора Сальмана пд-Досри «Король Сальман в Вашингтоне». Ее основные положения не могут остаться незамеченными.

Итак, первая фраза этой статьи: «Как только Служитель Двух Благородных Святынь король Сальман бен Абдель Азиз после своего прихода к власти избрал Соединенные Штаты в качестве первого направления своих официальных зарубежных визитов всем пророчествам об окончании американо-саудовского медового месяца положен конец». Что же, автор статьи сразу же ставил все точки над «i». Да, продолжал он, «Эр-Рияд и Вашингтон во многом расходились, их позиции в отношении многих основополагающих проблем были различны, тем не менее, сегодня можно не сомневаться в том, что связывающее их историческое стратегическое партнерство не было сметено ветром перемен либо было заменено союзом с другими столицами».

Да, подчеркивал С.ад-Досри, продолжая тему саудовско-американских разногласий, «в последние годы отношения [между двумя странами] иногда охлаждались, иногда же существенно разнились, порой же разногласия между ними становились серьезными, однако более чем семидесятилетний прочный союз между обеими странами смог снять эти расхождения». Более того, замечал он, «все свидетельствует о том, что эти отношения в течение будущих десятилетий будут иметь тенденцию к продолжению, а не к снижению». Для главного редактора «Аш-Шарк Аль-Аусат» это обстоятельство связано с личность короля Сальмана бен Абдель Азиза: «Значение стратегического партнерства между Эр-Риядом и Вашингтоном лишь возрастет в эпоху правления короля Сальмана: он присутствовал в эпоху его становления, он знает суть расхождений и разногласий. Он знает также тайны силы партнерства и его слабые точки, он содействовал его укреплению и развитию». Итак, точки над «i» вновь поставлены, — король Сальман бен Абдель Азиз не будет менять приоритеты саудовской внешней политики, он убежденный сторонник сохранения полномасштабных контактов с американской стороной: «Его встреча с американским президентом Бараком Обамой станет четким посланием саудовской политики, доказывающим, что Эр-Рияд привержен курсу на развитие исторических, сильных и стратегических связей между обеими странами и действительно стремится к укреплению и углублению этих связей на основе взаимных интересов и учета ущерба, которому может подвергнуться одна из сторон».

Но, замечал С.ад-Досри, «важно и то, что саудовско-американские разногласия … касаются не целей или задач, а методов [их решения]». Это означает, по его мнению, что «саудовцы могут быть лишены права давления, используя соответствующие рычаги, с тем, чтобы воздействовать на американскую региональную политику в случае, если она наносит вред саудовским интересам». Более того, как он считал, «официальные круги в Вашингтоне понимают эту устремленность и считают, что она не будет препятствием [на пути развития двусторонних отношений]». Однако, каковы саудовско-американские разногласия?

Как считал главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат», они сводятся к трем основным проблемам современной ближневосточной политики. Это, во-первых, «стагнация в сфере арабо-израильского противостояния, решение которого в течение семи лет нахождения у власти президента Обамы ни на йоту не продвинулось вперед». Во-вторых, «отход Америки от сирийского кризиса, что заставляет сомневаться в честности и приверженности Вашингтона его обязательствам». Наконец, в-третьих, проблема Ирана: «Иранская экспансия, имевшая скромное начало, продолжилась при опоре на иранских региональных контрагентов, став впоследствии официальной иранской агрессивной стратегической политикой». В свою очередь, заключенное «соглашение по иранскому ядерному досье» вовсе не убеждает в том, что «Иран не способен нарушить его положения».

Существование этих разногласий (хотя речь и идет лишь об основных расхождениях между двумя странами) означает, как подчеркивал С.ад-Досри, что «было бы ошибочно представлять себе саудовско-американские отношения как опирающиеся на полное согласие обеих стран по всем вопросам». Тем не менее, эти отношения возникли в силу существования «основных взаимных интересов – обеспечения безопасности Залива и гарантий поставок нефти», хотя они и не сводятся «лишь к экспортно-импортным операциям, связанным с углеводородами». Более того, как замечал он, «эти два слова – “взаимные интересы” являются волшебными словами, способными позволить двусторонним интересам вновь обрести их теплоту и вернуть поезд на предназначенный ему путь». А «поскольку у Саудовской Аравии есть огромные интересы в Вашингтоне, а у Соединенных Штатов в регионе, где они определяются саудовской перспективой, постольку послание, связанное с визитом короля Сальмана в Вашингтон, может быть резюмировано одной фразой: “Ветер перемен никогда не затронет саудовско-американские отношения”».

Что же, это – последняя и окончательная точка над «i»!