Процесс мирного урегулирования в Ливии по-прежнему находится в «подвешенном состоянии». Создается впечатление, что пока специальный представитель ООН по Ливии Б.Леон осуществляет челночные поездки между Женевой и марокканским Схиратом в попытках наладить хоть какое-то взаимодействие, стороны конфликта уже внутренне для себя все решили. И не только они. Похоже, что Вашингтон и Брюссель также неофициально уже перелистнули эту страницу ооновского посредничества.
Одна из главных фигур антиисламистского сопротивления генерал Х.Хафтар не питает иллюзий в отношении своего политического будущего в случае реализации планов Б.Леона по созданию правительства национального единства. Ему там места точно не найдется, поскольку на этом настаивают как исламисты, так и западные страны. Позиция последних в этой связи вообще вызывает массу вопросов, поскольку Х.Хафтар является одним из немногих военных в Ливии, который мог бы при соответствующей поддержке объединить восточные и западные кланы. Не все, но значительное большинство. Подозревать его в диктаторских замашках можно, но это на сегодняшний момент имеет вторичное значение. Но генерал решил действовать на опережение и не полагаться на случай. Как видится, не без тесной координации своих действий с Каиром. Он последовательно собрал в городах командиров высшего и среднего уровня Аль-Биар и Аль-Бейдже с целью обсуждения своих планов по созданию военного совета вместо палаты представителей в Тобруке, полномочия которого истекают 20 октября. Этот план набирает все больше сторонников в Тобруке, как внятная альтернатива наступающему вакууму власти. В частности, главный претендент на пост премьера правительства “национального единства” Абу Бакр Баира, долгое время считавшийся Б.Леоном одним из главных своих сторонников в Тобруке, резко поменял свою позицию и перешел в лагерь Хафтара. То же самое сейчас декларирует и нынешний спикер палаты представителей А.Салах Исса.
В стане исламистов также растет число сторонников отказа от планов спецпредставителя ООН. В самом начале процесса ярыми и безусловными его противниками были только полевые командиры из Триполи А.Бельхадж и Салах Бади. Теперь к ним присоединился спикер Всеобщего национального конгресса (ВНК) Нури Абу Сахмейн. Он официально вышел из процесса мирных переговоров в марокканском формате 7 сентября с.г. Таким образом он протестовал против попыток Б.Леона провести сепаратные переговоры с рядом полевых командиров с запада Ливии. Еще два авторитетных представителя ливийских «Братьев-мусульман» Али Саллаби и Абдул Рахман аль-Свейли, которых Б.Леон обхаживал особенно тщательно, неожиданно выдвинули собственные проекты мирного урегулирования. В частности, они выдвинули требование о формировании правительства национального единства до проведения выборов в Палату представителей или же сразу же после них. По плану ООН, эти процессы должны были разнесены по времени более чем в два года.
Брюссель же рассматривает ситуацию в рамках противодействия незаконной миграции и борьбы с ливийским филиалом «Исламского государства» (ИГ). На острие копья в данном случае выступает координатор внешнеполитической деятельности Ф.Могерини, которая отстаивает еще и узкоитальянские интересы. Она в самом скором времени собирается выехать в Алжир с целью обсуждения планов по организации переговорного процесса и алжирского участия в возможной военной операции. Рим при этом настаивает на своем руководстве возможной интервенцией, вне зависимости от ее целей: борьба с незаконной миграцией или противодействие ИГ. Все это ставит жирную точку на миссии Б.Леона. По данным в кулуарах ООН его в самом скором времени может сменить на этом посту Мартин Клобер, который сейчас руководит миротворческой миссией ООН в Конго, где ему подчинено порядка 20 тыс. военных-миротворцев. То есть на место Б.Леона планируется поставить человека, который имеет опыт проведения полувоенных операций.
Подводя предварительные итоги деятельности Б.Леона, следует отметить, что его миссия с самого начала была обречена на провал. Прежде всего, по причине коренного неприятия его планов со стороны как восточных, так и западных полевых командиров. Последние крайне ревниво относятся к процессу своего инкорпорированная во властные и экономические структуры страны, и планы Б.Леона по введению миротворческого контингента ООН для обеспечения жизнеспособности правительства национального единства они рассматривают с точки зрения ущемления своих собственных интересов. Мирный процесс предусматривает и роспуск всех частных армий, что лишает полевых командиров единственного на сегодняшний день универсального механизма отстаивания своих интересов. Против этого категорически выступают не только сами командиры, но и их зарубежные спонсоры (АРЕ и ОАЭ — восточные кланы; Катар и Турция — западные), которые не готовы прекратить или сократить объемы поддержки своим креатурам. Б.Леон также был лишен реальных рычагов воздействия на строптивых полевых командиров в формате введения против них персональных санкций ООН типа заморозки их активов или запрет на поездки в Европу и США. Это блокируют в Совете Безопасности ООН Москва и Пекин, что в принципе не исключает введения западными странами собственных санкций. Но и по этому вопросу в Европе единства нет. В этом плане в некотором смысле решающим будет запланированное на октябрь с.г. европейское совещание по вопросам миграции, на котором предстоит обсуждение и ливийского конфликта. Но его лучше решать комплексно. А для этого европейцам и американцам надо четко признать, что все их предыдущие действия по свержению режима Каддафи и попыток автоматически перенести опыт европейской демократии в Африку потерпели фиаско и изначально были ущербными. Это, пожалуй, тот самый главный первый шаг, без которого все остальные действия будут или алогичными, или носить характер полумер. Западным странам не просто трудно признавать свои ошибки. Они не готовы их исправлять даже при наличии серьезных рисков дестабилизации Европы в силу той турбулентности на Ближнем Востоке и Африке, которую они сами во многом и породили.