- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Марокко: август 2015 г.

Август в Марокко начался с серьезного предупреждения от французского эксперта Бернара Лугана, согласно которому последствия «ливийской раковой опухоли» и «большая угроза» исходящая от Алжира, сильно повлияют на безопасность королевства в ближайшие месяцы.

Как утверждал Б.Луган, «в настоящее время Марокко противостоит (натиску джихадистов-авт.), однако уже в ближайшие месяцы королевство станет целью атак новоявленного джихадистского движения «Единство и джихад в Магрибе Аль-Акса (Иерусалима)» (ЕДМИ), которое, как предполагается, связано с «Исламским государством» (ИГ)». Он отмечал, что такая приверженность ЕДМИ обусловлена тем, что отныне «Аль-Каиду» считают «слишком умеренной» исламистской организацией.

Про ЕДМИ известно, что она во многом стала наследницей «Воюющей исламской группы  — мароккканской» (ВИГ-М), впоследствии примкнувшей к «Аль-Каиде в странах исламского Магриба» (АКИМ). На это указывает ее состав — в ЕДМИ вошли главным образом марокканцы и бельгийцы марокканского происхождения, успевшие повоевать в Ираке и Ливии.

Ранее ЕДМИ успела напомнить о себе угрозами в адрес как марокканских «умеренных» исламистов типа министра юстиции Мустафы Рамида, так и в адрес марокканских левых, среди которых запомнился секретарь Социалистического союза народных сил (ССНС) Дрис Лахгар. Все они были приговорены к смерти.

Согласно прогнозу Б.Лугана, ситуация в Марокко «будет только ухудшаться, что связано с беспокойными соседями королевства, обустройством ИГ в Ливии,  параличем Европы и экономическим, политическим, социальным и моральным кораблекрушением Алжира».

Несколько дней спустя ЕДМИ пригрозила нанести удары в Марокко в преддверии намеченных на 14 сентября выборов в местные органы власти. Первыми в «расстрельном» списке оказались глава МВД Мухаммед Хассад и министр юстиции, исламист по убеждениям, М.Рамид.

Еще одним предсказанием отметился в августе французский географ Лоран Шалар. Сопоставив демографические проблемы и календарь событий «арабской весны», он пришел к выводу, что в Марокко революция может свершиться в период между 2017 и 2020 годами. По мнению француза, всем без исключения революциям периода «арабской весны» предшествовал наблюдавшийся 25 годами ранее пик рождаемости. В Марокко подобное совпадение придется на указанный период. Повсеместно на наблюдавшийся 25 годами ранее пик рождаемости накладывались наличие авторитарных властей и экономическийй кризис.

4 августа глава МИД Марокко Салахеддин Мезуар предписал работникам марокканских консульств несмотря на начало сезона отпусков оставаться на своих местах с тем, чтобы наилучшим образом обслужить тех работающих за пределами королевства марокканцев, которые намеревались провести отпуска на своей исторической родине, оставив там свои сбережения. Это предписание стало следствием гнева монарха, которому явно не понравились заевшиеся консульские работники, забывшие, кто их кормит. Для них были отменены отпуска, что полностью нормально в пик потока марокканцев, желающих побывать на исторической родине. Монарх потребовал уволить тех представителей консульского корпуса, которые забыли о своих функциях в угоду личным интересам. Ожидается, что паковать чемоданы придется примерно 70% работников консульского корпуса.

21 августа очередной инцидент с выходцем из Марокко, придерживающимся исламистских убеждений, произошел во Франции. В тот день 26-летний марокканец Айюб аль-Хаззани, ранее побывавший в Сирии, открыл огонь по пассажирам поезда Амстердам — Париж сразу после въезда состава на территорию Франции. Ранения получили два человека. Только благодаря смелости пассажиров поезда, среди которых были находившиеся в отпуске американские военные, террориста удалось обезвредить. Как оказалось, испанские спецслужбы давно предупредили своих французских коллег о потенциальной опасности этого человека. По большому счету, террорист готовил бойню. При нем оказался автомат Калашникова с 9 магазинами и автоматический пистолет. При обезвреживании террориста один американец получил ранения.

Как водится у подавляющего большинства террористов всех мастей и народов, на первых допросах марокканец утвержал, что свой огромный арсенал обнаружил случайно, и хотел лишь попугать им пассажиров поезда.

Про марокканца известно, что за время 7-летнего пребывания в Испании в период с 2007 по 2014 годы его трижды арестовывали за торговлю наркотиками — да здравствует свобода передвижения в Европе!

25 августа спецслужбы Марокко и Испании провели совместную операцию на территории двух стран, в ходе которой задержали 14 человек, причастных к сети по вербовке джихадистов для формирований ИГ, воюющих в Сирии и Ираке. Аресты были произведены в Мадриде, а также в марокканских городах Фес (5 человек), Касабланка, Надор (4 человека) и Эль-Хосейма.

27 августа двое французских журналистов, писавших о проблемных темах, связанных с Марокко, были арестованы в Париже по обвинению в попытке шантажа короля Марокко Мухаммеда VI. Согласно обвинению, они якобы потребовали от Рабата денег за то, чтобы не публиковать подготовленную ими книгу. Согласно адвокату Эрику Дюпонду-Моретти, защищающему интересы Марокко, журналисты якобы потребовали за молчание 3 млн евро.

На сей раз врагами Марокко выступили журналисты 68-летний Эрик Лоран (хорошо известны его книги о короле Хасане II, и в частности, «Память короля») и 41-летняя Катрин Грасье. Они уже опубликовали в 2012 году книгу «Король – грабитель» (издательство Seuil) с критикой в адрес Мухаммеда VI, в которой рассказали о бизнес-проектах монарха. Книга не была допущена к продаже в Марокко, после чего местная пресса регулярно представляла обоих как заклятых врагов королевства.

Арест журналистов был осуществлен сразу после их встречи с представителем Марокко в одном из парижских отелей. Причем отрицать что-либо они не смогли по определению — как писал парижский еженедельник «Жен Африк» (ЖА), на встречу с журналистами их собеседник, вхожий во дворец адвокат Хишам Насири принес два конверта, в каждом из которых было по 40 тысяч евро, а также звукозаписывающее устройство. Таким образом, журналисты были задержаны с поличным. Кроме того, в распоряжение ЖА некто — судя по всему, марокканские спецслужбы — передали записи телефонных разговоров между Х.Насири — адвокатом личного кабинета монарха, возглавляемого Муниром Маджиди,  и журналистами, которые предваряли передачу денег. Эти разговоры велись начиная с 23 июля. Все записи контактов Э.Лорана и Х.Насири подтвердили одно — инициатором сделки — неиздание книги в обмен на деньги — был журналист. В дальнейшем Х.Насири пытался лишь получить подтверждения того, что К.Грасье поддерживает замыслы своего коллеги.

Как сообщили в издательстве Seuil, выход книги планировался в январе — феврале 2016 года. После скандала с шантажом оно отказалось от этих планов.

Э.Лоран позднее объяснил свои действия «семейными» обстоятельствами — болезнью жены. К.Грасье была попроще — ей понадобились деньги на занятие любимой стратью — разведением лошадей.

Э.Лоран своими действиями фактически предал дворец, который он прославлял в лице покойного монарха Хасана II в своих предыдущих книгах «Память короля» и «Гений модернизации». И надо полагать, что его труд не остался неоплаченным — покойный монарх умел быть благодарным для тех, кого считал своими. Первая из упомянутых книг была фактически ответом монарха на книгу Жиля Перро «Наш друг король», которая в свое время наделала достаточно много шума.

Как заметил источник, близкий ко дворцу, которого процитировал ЖА, «если бы он (Э.Лоран-авт.) с самого начала сказал, что он нуждается в помощи для лечения жены, возможно, он получил бы ее, а может быть и нет».

Арест журналистов был произведен в одном из парижских отелей  после получения денег. Все происходило, как в заурядном детективе — за полчаса до встречи по требованию журналистов место встречи было изменено. Они видно прекрасно понимали, на что и против кого шли.

Теперь интересно проследить, как из всей этой истории выпутается унаследованный Мухаммедом VI от своего отца советник по финансовым вопросам Андре Азулай. Ведь именно он, как утверждает ЖА, в свое время ввел Э.Лорана во дворец, когда понадобилось подготовить книгу «Память короля».

В любом случае, в этом деле марокканские спецслужбы продемонстрирповали свойственное им умение не только проводить силовые операции, но и осуществлять элегантные действия по дискредитации противников режима.

Стоит напомнить, что предыдущий известный случай попытки шантажа дворца, которую попытался исполнить также имевший доступ в мешуар Хишам Мандари, закончился для него не очень удачно. Он был расстрелян неизвестными 4 августа 2004 года на одном из паркингов испанского городка Фуэнхирола. Понятно, что неизвестные остались таковыми.

Уже после 27 августа адвокат Э.Дюпонд-Моретти в интервью телеканалу RTL сделал интересное предположение о возможных мотивах, которыми реально руководствовались журналисты. Согласно его версии, они действовали по заказу некоей группы, вознамерившейся дестабилизировать Марокко. Этой же версии придерживаются, судя по всему, и марокканские спецслужбы. Как оказалось, сын Э.Лорана Самюэль ранее отметился достаточно противоречивыми книгами о джихадистском движении, с отдельными представителями которого он поддерживает тесные связи. В любом случае, дело о шантаже монарха не завершено, и впереди — новые интересные разоблачения.

В любом случае Париж в этой истории попытался сделать все, чтобы не осложнять в очередной раз двусторонние отношения с Рабатом, объявив о предстоящем 19 — 20 сентября визите президента Франсуа Олланда в Марокко. В указанные сроки он окажется в Танжере, где работают многие французские компании, обосновавшиеся в Марокко.

17 августа королевские ВВС потеряли истребитель «Мираж F1», разбившийся близ военно-воздушной базы в Сиди-Слимане на северо-западе Марокко. В результате летного происшествия жертв не было, пилоту удалось катапультироваться. Самолет упал в ненаселенной зоне. Проблемы на борту самолета возникли при его заходе на посадку и были вызваны стаей птиц «большого размера», сообщалось в коммюнике ВВС.

Еще одна «военная» новость августа связана с сообщениями о подготовке марокканскими инструкторами подразделений сил специального назначения Кот-д`Ивуар. Подготовка ивуарийских спецназовцев велась на территории Марокко начиная с 2011 года.

Подобное сотрудничество с африканскими странами — не новое явление. Еще  при покойном короле Хасана II марокканские специалисты обеспечивали личную охрану руководителей ряда африканских стран. В настоящее время офицерские кадры для африканских союзников Рабата готовятся в военной академии в Мекнесе, училище ВВС в Марракеше, училище ВМС в Касабланке, а также в Королевском колледже военных исследований в Кенитре.

В августе американское издание World Tribune сообщило, что в ходе предстоящего до конца года визита в Россию короля Марокко Мухаммеда VI может быть подписан контракт на поставку ВМС королевства подводной лодки типа «Амур-1650» проекта 677Э.

По данным издания, «переговоры на этот счет велись с 2013 года в несколько этапов». Стоимость сделки может составить около 300 млн евро.

По даннным разработчика субмарин этого проекта — ЦКБ морской техники «Рубин» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) — подводная лодка «Амур-1650» имеет меньшее водоизмещение по сравнению с подводными лодками проекта 636, состоящими на вооружении ВМС Алжира. Ее отличительные особенности — возможность залповой ракетной стрельбы по морским и наземным целям до 6 ракет в залпе,  наличие современного радиоэлектронного вооружения и гидроакустического комплекса с уникальной шумопеленгаторной антенной, способной обнаружить на большом расстояниии особо малошумные цели.

Уровень акустического поля подводной лодки «Амур-1650» в несколько раз ниже, чем у подводных лодок проекта 636, которые на сегодня считаются самыми малошумными в мире. Подводная лодка оснащена радиоэлектронным вооружением нового поколения, использующим достижения мировой радиоэлектроники последних лет.

Предусмотрена возможность оснащения подводной лодки воздухонезависимой энергетической установкой с электрохимическими генераторами, что позволяет значительно увеличить подводную автономность и дальность плавания. Такая установка с запасами реагентов размещается в специальном отсеке — модуле, который может быть встроен в подводную лодку как при посттройке, так и в ходе ремонта или модернизации. Подводная лодка может эксплуатироваться в любых районах Мирового океана, кроме районов со сплошным ледовым покрытием, при любых метеоусловиях, в мелководных и глубоководных акваториях.

Вооружение лодки — 18 ракет, торпед или мин, экипаж — 35 человек, предельная глубина погружения — 300 метров, автономность — 45 суток, длина — около 70 метров.

В российских компетентных структурах пока не комментировали сообщения зарубежных СМИ о возможной сделке.

Некоторые эксперты в российской кораблестроительной отрасли считают такую сделку маловероятной с учетом того, что Марокко традиционно приобретает военно-морскую технику в западных странах, и в частности, во Франции и США.

Марокко уделяет пристальное внимание укреплению и обновлению своих ВМС. Недавно королевство приобрело во Франции многоцелевой ракетный фрегат типа FREMM. В Рабате внимательно следят за развитием ВМС в соседнем Алжире, который к 2018 году будет иметь 6 подводных лодок проектов 636 и 877.