- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ирак остается в орбите влияния Ирана

По данным аналитиков ЦРУ США, Ирак в ближайшее время останется основной зоной противостояния разнополярных сил в регионе. При этом последние действия иракского премьер-министра Х.аль-Абади по реформированию государственного аппарата и ротации в массовом порядке руководителей министерств и ведомств, а также ликвидация постов вице-президентов, один из которых занимал его предшественник Н.аль-Малики, они расценивают, как попытку максимально дистанцироваться от Тегерана, который, естественно, с таким сценарием не согласен и будет предпринимать все возможные шаги по его срыву. Скажем сразу, что расцениваем выводы американского разведсообщества как излишне оптимистичные и во многом подогнанные под официальную линию поведения Белого дома. В этой связи отметим, что соглашение по иранской ядерной программе, которую так лоббировала администрация президента Б.Обамы, в глобальном смысле помимо всех экономических моментов имеет цель воссоздания старой системы баланса сил в регионе. Примерно ту самую, которые сами же США благополучно разрушили в свое время, свергнув С.Хусейна. Помимо уничтожения противовеса Ирану в лице баасистского Ирака Вашингтон породил одновременно и еще целый ряд проблем, включая резкое обособление курдов с перспективой достижения ими в недалеком будущем государственной независимости (причем, не только в Северном Ираке) и скатывания Багдада в орбиту Тегерана. Этот вакуум системы сдержек, кстати, достаточно естественно восполнило «Исламское государство» (ИГ). В Белом доме выдают желаемое за действительное: Ирак в ближайшее время вряд ли станет играть ту же роль сдерживания иранского влияния, что и прежде. Основанием для выводов американского разведсообщества стали массовые чистки бюрократического аппарата исполнительной власти страны, во время которых своих постов лишились многие шииты. Этому предшествовали массовые социальные волнения, которые были связаны, прежде всего, с неэффективностью управления и коррупцией. Таким образом, Х.аль-Абади просто избавляется от плохих управленцев, и заодно от людей Н.аль-Малики, которые плотно сидели на командных министерских постах в среднем звене управления. Заявления иракского премьера о том, что на их место теперь будут брать исключительно по деловым качествам, вне зависимости от конфессиональной и племенной принадлежности, мы пока договоримся оценивать очень осторожно. Тот момент, что реформы поддержал духовный лидер иракских шиитов аятолла А.ас-Сисани, не говорит о том, что Багдад готовится отойти от союзнических отношений с Тегераном. Это пока свидетельствует лишь о том, что духовное шиитское руководство осознает опасность массовых социальных катаклизмов в результате неквалифицированного руководства.

В пользу своей версии происходящего американские аналитики указывают на возросшую активность аравийских монархий в Ираке. Эр-Рияд уже объявил о том, что спустя почти четверть века королевство открывает свое посольство в Багдаде и консульство в Эрбиле. Другие заливники безусловно последуют этому примеру, а Доха уже официально назначила своего нового посла в Ираке 11 сентября с.г. Одновременно с этими шагами последовали и иные жесты сближения. В частности, ЛАГ одобрила выделение Ираку консолидированного кредита в 500 млн долларов США для погашения социальных возмущений в условиях общемирового падения цены на нефть и соответствующего прессинга на бюджет Ирака. Это расценивается обозревателями как попытка ослабить иранское влияние на Багдад через известные и испытанные механизмы предоставления экономических преференций. И, кстати, за счет этого предложить свои услуги и в рамках посредничества по налаживанию диалога с суннитской общиной. Турция и Иордания также начали активизировать свои попытки по сближению с Ираком. В случае с Анкарой это происходит на фоне ухудшения отношений с президентом курдской автономии М.Барзани, что в принципе усиливает тренд именно на договоренности с официальным правительством Ирака. В настоящее время турки действуют широким фронтом и не обходят вниманием уже бывших вице-президентов У.ан-Нуджайфи и Аяда Алауи. Интерес иорданцев в данном случае прозаичен — они заинтересованы в создании системы коллективной с Багдадом системы безопасности в условиях экспансии сторонников ИГ на своих границах. Все это не может не тревожить Тегеран, и кое-какие меры воздействия на ситуацию он предпринимает. В частности, похищение 2 сентября с.г. боевиками иракской «»Хизбаллы» 18 турецких строителей. Примечательно, что в качестве условия их освобождения были выдвинуты требования вывода турецких войск из Ирака, прекращение закупок нефти у правительства Иракского Курдистана и снятие осады с сирийских шиитских городов Аль-Фуах и Кефрайя. Еще одну опасность иранцы видят и в возможной реализации законопроекта о Национальной гвардии, который был инициирован Н.аль-Абади еще в 2014 году. Он предусматривает создание условий для возрождения суннитских военизированных милиций, которые вместе с шиитскими аналогами должны составить костяк Национальной гвардии с центральным подчинением в Багдаде. Это несколько расходится с видением этой проблемы иранцами. Они выступают за создание именно иракского аналога ливанской «Хизбаллы», с четким подчинением шиитскому духовному руководству и осуществлением полного контроля над ее деятельностью. В этой связи уже созданные при активной помощи специалистов из КСИР иракская «Хизбалла» и «Ас-Саиб аль-Хак» всячески противостоят планам своего центрального подчинения армейскому командованию, что уже не раз вызывало открытые демарши со стороны министра обороны Ирака. При этом именно шиитские формирования являются наиболее подготовленными частями с надлежащей моральной мотивацией. Это позволило им одержать ряд серьезных военных успехов, в том числе во время боев за Тикрит и в окрестностях Рамади. Свою оппозицию планируемым структурным изменениям в системе подчиненности они не смущаются демонстрировать и с помощью чисто силовых методов. Например, ими было осуществлено похищение заместителя министра юстиции и директора департамента расследований в Багдаде 8 сенятября с.г. То есть налицо некий кризис отношений между частью старой шиитской элиты и сторонниками того же М.ас-Садра, которые и составляют костяк шиитских милиций. Но делать из этого далеко идущие выводы о том, что эти трения могут в конечном счете привести Х.аль-Абади в лагерь аравийски монархий было бы ошибкой. Тот же Н.аль-Малики тоже имел проблемы во взаимоотношениях с Тегераном и Дамаском, но когда возникла острая необходимость — встал на сторону общешиитского фронта. Вопрос в данном случае стоит не о личных амбициях, а о физической выживаемости конфессии.

Х.аль-Абади, может быть, и несколько раздражают порой навязчивые действия иранцев, но альтернативы физической защиты интересов шиитской общины в Ираке на сегодняшний день нет. И создание шиитской милиции были санкционированы теми же аятоллой А.ас-Систани и Х.аль-Абади не от хорошей жизни. Вопрос здесь не в разногласиях в части стратегии, а в вопросах создания устраивающей всех шиитских лидеров системы командования этой структурой. Но это нормально: в том же Ливане шииты представлены в вооруженном сегменте не только «Хизбаллой», но и «Амаль». Но это абсолютно не означает того, что часть шиитов пойдет на союз с суннитскими группами, пусть и внешне дистанцированными от ИГ. Вопрос нахождения компромисса с суннитской общиной не означает отказ от союза с Ираном в глобальном смысле. Тегеран после размораживания своих финансовых активов за рубежом становится на первое место в шиитской иерархии на Ближнем Востоке.