Париж и Каир вроде бы договорились о продаже двух вертолетоносцев «Мистраль», которые ранее предназначались Москве. Рискнем предположить, что контуры указанной сделки обсуждались уже давно, и не только между Францией и Египтом, но еще и Россией, и Саудовской Аравией, так что в этой сделке четыре участника, а совсем не два, как видится на первый взгляд. Собственно, перспектива продажи «Мистралей» именно Египту обсуждалась во время встреч президентов АРЕ, Франции и РФ. Предположим, что и министр обороны КСА Мухаммед бен Сальман во время своего неожиданного недавнего визита в Москву эту тему затрагивал. Скажем сразу, что найден идеальный для всех сторон выход из очень щекотливой ситуации, который был чреват серьезными репутационными потерями для Парижа в первую очередь. Москва получила вместо не очень нужных ей кораблей живые деньги в полном объеме, что позволяет запустить при необходимости собственную программу строительства аналогов «Мистралей». Но пока, как показывает тот же сирийский опыт, в этом нет необходимости, и ВМФ спокойно обходится большими десантными кораблями. При этом Россия дала «добро» на продажу вертолетоносцев АРЕ с очень дальней перспективой. Корабли изначально делались под российскую навигационную и боевую технику и аппаратуру, а это означает продажу Египту не только всей демонтированной с «Мистралей» военной аппаратуры (включая контракты на ее дальнейшее сервисное обслуживание), но и поставку пятидесяти вертолетов Ка-52. Для других видов авиатехники вертолетоносцы приспособлены плохо. Франция в какой-то степени избежала репутационнных потерь, как страны-экпортера вооружения (хотя осадочек остался, безусловно), и потрафила США. Каир приобрел два корабля ранее невиданного для себя класса для восстановления своего реноме как крупной региональной державы. Не исключено их самое скорое задействование у берегов Ливии и в Йемене. Думается, именно с учетом последней перспективы Эр-Рияд и дал деньги на покупку многострадальных вертолетоносцев. То что, все условия этой многоходовой сделки были обсуждены до ее официального объявления между Москвой и Парижем, сомнений не вызывает. В этой связи можно поздравить российское руководство с очень выверенной и плодотворной комбинацией.
При этом Эр-Рияд финансированием покупки «Мистралей», безусловно, связывает Каир в рамках реализации своих попыток наконец-то создать «многонациональные силы» под эгидой Лиги арабских государств (ЛАГ). Эти попытки начали обретать какие-то реальные очертания в прошлом месяце во время саммита стран-членов этой организации. Продажа двух вертолетоносцев Каиру автоматически делает его главной и основной силой этой структуры. Но главный вопрос создания таких сил не решается покупкой боевых кораблей или иной техники. Мы выглядим в данном случае пессимистами, но по-прежнему не верим в создание долгосрочного военного альянса под эгидой ЛАГ. Этому противоречит сама природа арабского мира, который развивается только в условиях внутривидовой конкуренции. И дело здесь не в чисто технических проблемах, типа формирования общего командования и боевого слаживания воинских подразделений стран-участниц. Это, как раз. вопрос решаемый. Но в данном случае мы не верим «подчиненное положение»» того же президента АРЕ А.Ф.ас-Сисси, который покупкой «Мистралей» и строительством обводной ветки Суэцкого канала уже открыто примеривает на себя корону «нового Насера».
США в данном случае сыграли (пусть и невольно) роль пятого участника сделки. Они сделали для этого, как минимум, три шага. Первый — это стимулировали через украинский кризис экспансию НАТО на Восток, побочным явлением которого стали антироссийские санкции и срыв продажи «Мистралей». Второй — это упертая позиция по вопросу военного переворота в АРЕ, где военные отстранили от власти «Братьев-мусульман». Как теперь становится понятно, без предварительных согласований с Вашингтоном, который, в общем-то. в это время разработал, как ему показалось, оригинальную концепцию опоры на это глобальное движение, которое по первым итогам «арабской весны» приходило на смену одряхлевшим диктаторам на Ближнем Востоке. Концепция понимания не нашла не только у старых элит в арабских странах, но и у аравийских онархий, которые за исключением Катара вообще рассматривают «Братьев-мусульман» как вторую после Ирана угрозу своей национальной безопасности. К тому же в Эр-Рияде очень не понравилась та легкость, с которой США «сливал» своих старых союзников в регионе. Собственно отсюда это стремление создания сил ЛАГ, для того чтобы получить дополнительные инструменты и гарантии своей внешней безопасности. В саудовской элите уже нет прежней уверенности в том, что США решаться на войну с Ираном в случае его нападения на КСА, Эта упертая позиция Белого дома обрубила на время АРЕ американскую военную помощь и вынудила Каир обратиться к альтернативным от американских источникам получения вооружений и военной техники, в том числе и к России в первую очередь. Это, кстати, к вопросу о просчитанности американской внешней политики и умении выстраивать многоходовые комбинации, что в случае с Египтом привело к диверсификации поставщиков вооружения и отход от американского доминирования в этой области. То есть, применительно к Сирии умозаключения Вашингтона уж точно не стоит рассматривать как авторитетную истину в последней инстанции, поскольку положительный результат никто не гарантирует.
Третий и очень знаковый для аравийских монархий шаг — это форсирование заключения соглашения по иранской ядерной программе со стороны Вашингтона. Этот момент очень глубинно насторожил аравийские монархии, несмотря на все разъяснения и обещания «пряников» со стороны США. Сама сделка четко проводит водораздел в степени оценки «иранской угрозы» со стороны Эр-Рияда и заставляет форсировать создание системы безопасности, которая бы не так зависела от США. Отсюда и финансирование перевооружения АРЕ российским, во многом, оружием, планы о закупке в России средств ПВО, а также фактическое игнорирование неудовольствия Вашингтона по этому поводу. В общем-то не даром саудовский король Сальман до последнего тянул с визитом в США, и совсем неспроста в Эр-Рияде выстраивают сейчас новую сеть посредников по военным закупкам во Франции.