- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Российская военная операция в Сирии: взгляд из Пекина

Действия российских войск в Сирии с начала октября 2015 г. являются предметом анализа и обсуждения правительствами и средствами массовой информации многих государств, в том числе и Китая. Общая оценка китайских военных специалистов: операция ВКС РФ в Сирии полностью отвечает требованиям международного права и интересам Сирии и РФ на Ближнем Востоке. В КНР отмечают, что западная коалиция не достигла успехов, нанося воздушные удары по позициям «Исламского государства» (ИГ), при этом планомерно «очерняет» действия России по борьбе с международной террористической группировкой, а антиправительственные силы в Сирии либо поглощены ИГ, либо активно взаимодействуют с ней и потому неудивительно, что несут потери от ракетно-бомбовых ударов ВКС РФ.

По информации китайских СМИ с авиабазы «Хмеймим» в воздушном пространстве Сирии на Су-30СМ действуют летчики 120-го смешанного авиационного полка (Забайкальский край, аэродром Домна), а истребители-бомбардировщики Су-25 прибыли с авиабазы Черниговка-3 (Приморский край).

Официальный Пекин пристально наблюдает за действиями ВКС РФ в Сирии и анализирует все элементы операции.

Во-первых, китайские военные эксперты подчеркивают, что российская авиационная группировка состоит как из современных, так и из устаревших типов самолетов и вертолетов, количество которых не позволит успешно выполнять задачи в случае необходимости борьбы с ИГ на территории Ирака.

Во-вторых, анализу подвергается и номенклатура применяемого авиационного ракетно-бомбового вооружения, проводится сравнение с продукцией национального ОПК. Китайские специалисты вынуждены признать, что образцы ВВТ, изобретенные еще в СССР, очень эффективны при небольших доработках. Также китайские военные обращают внимание, что «устаревшие» российские технологии «спутникового наведения» для корректируемых боеприпасов позволяют эффективно поражать наземные цели без дополнительной «лазерной подсветки».

В публикациях китайских СМИ сообщается, что Россия смогла не только сохранить технологический задел по военной авиации, но и развить технологии на основе полученной от зарубежных ВС информации. Примером такого образца ВВТ является применяемый ВКС РФ в Сирии истребитель завоевания господства в воздухе Су-30СМ, который является серьезно модернизированной версией машин Су-30МКК и Су-30МКИ. Кстати, в 2015 г. индийские летчики на российских истребителях одержали безоговорочную победу в учебных боях над английскими «Еврофайтер Тайфун».

Китайские специалисты указывают, что присутствие Су-30СМ в небе Сирии сделало его практически закрытым для действий авиации ВВС Турции, США и других стран и степень этой «закрытости» будет расти с увеличением количества таких машин. Серьезную опасность для ИГ и других  антиправительственных сил Сирии представляет Су-34, оснащенный самой современной аппаратурой РЭБ, которая защищает самолет от обстрела зенитными ракетами.

Китайские журналисты и эксперты указывают, что у ИГ и других группировок накоплены значительные запасы переносных зенитно-ракетных комплексов советского, американского и китайского производства и поэтому ВКС РФ необходимо придерживаться избранной тактики применения авиации, которая выработана с учетом «афганского» и «грузинского» опыта.

По мнению китайских специалистов, Россия в ближайшее время направит в Сирию до 36 самолетов Як-130, которые обладают отличными тактико-техническими характеристиками (полезная бомбовая нагрузка 3 тонны, практический потолок 12 500 метров) и позволят российским пилотам получить опыт их боевого применения и выработать новые тактические приемы по борьбе с наземными целями.

В руководстве КНР сформировалось две точки зрения по вопросу об участии в борьбе с ИГ.

Первая точка зрения — Китаю не следует оставаться в стороне и принять участие в борьбе с ИГ. Основанием для такого суждения, очевидно, служит оценка степени боеготовности единственного полка палубной авиации ВМС НОАК. Официальный Пекин может направить к сирийским берегам авианосно-ударную группировку в составе авианосца «Ляонин», двух эсминцев «тип 052Д», трех-четырех СКР «тип 054» и двух дизель-электрических подводных лодок «тип 039/041», а также судов обеспечения. Кроме того, Китай может договориться с руководством Ливана по использованию воздушного пространства с целью нанесения ударов по ИГ.

Однако есть и иная точка зрения – китайские скептики указывают, что авиационная группировка «Ляонина» в настоящий момент состоит только из одной эскадрильи палубных истребителей «Цзянь-15» и двух вертолетных эскадрилий по противолодочной обороне и радиолокационного дозора (вертолеты «Чжи-18»). Для достижения состояния полноценной боеготовности данная группировка должна включать еще одну эскадрилью истребителей, эскадрилью самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и звено вертолетов поиска и спасения пилотов.

В ответ на эти замечания китайские военные указывают, что пилотам ВМС и ВВС НОАК не хватает реального боевого опыта, к тому же применение собственных образцов ракетно-бомбового вооружения позволит сделать хорошую рекламу для потенциальных покупателей и пробиться в те секторы рынка вооружений, где господствуют США, Россия и страны ЕС.

Следует отметить, что в условиях развития наступления Сухопутных войск ВС Сирийской Арабской Республики под прикрытием ВКС РФ боевики ИГ сменят тактику ведения боевых действий, либо будут отступать в направлении Турции, Иордании или Ирака. В последнем случае боевики ИГ максимально сохранят свою численность и достаточно оперативно окажутся у границ КНР, вооруженные и готовые к новым «свершениям». При отступлении боевиков в Ирак усилится угроза для нефтяных промыслов, нефтеперегонных заводов и даже нефтяных терминалов в портах. В случае поражения ВС Ирака очевидны инвестиционные потери нефтегазовых компаний КНР, исчисляемые десятками миллиардов долларов.

Для борьбы с ИГ официальный Пекин поставляет ВС Ирака разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты «СН-4», однако китайские военные специалисты считают, что надводные корабли ВМС НОАК могут обстреливать позиции ИГ крылатыми ракетами из акватории Персидского залива (использовать опыт кораблей Каспийской флотилии ВМФ РФ), а для действий ВВС официальный Тегеран может предоставить свои авиабазы.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что официальный Пекин будет готовиться к нанесению ударов по ИГ и ожидать официального обращения за помощью от иракской стороны.