- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О вооруженных группировках «Джейш аль-ислам» и «Ахрар аш-Шам» в Сирии

В последнее время СМИ западных стран и монархий Персидского залива немало говорят об «умеренной оппозиции», составляющей большинство сопротивления президенту Башару Асаду и в первую очередь страдающей от российских авиационных ударов. Иногда даже звучит мнение о том, что, якобы, ни правительство Башара Асада, ни Россия не стремятся к борьбе с «Исламским государством» (ИГ), а лишь хотят ослабить или уничтожить противников Асада в борьбе за власть. В то же время объективный анализ антиправительственных вооруженных группировок в Сирии позволяет утверждать, что большинство из них придерживается жесткой салафитской ориентации, нетерпимы к религиозным меньшинствам и стремятся к государственному устройству, при котором Сирия будет не просто суннитской страной, а государством с жесткой салафитской идеологией. Правда, в последнее время некоторые из них активно «перекрашиваются» для того, чтобы силой отвоевав территориальные плацдармы, предстать к разделу власти на мирных переговорах, которыми закончится сирийская смута, в образе «фракций демократической оппозиции».

Одной из таких группировок является «Джейш аль-ислам», возглавляемая известным полевым командиром Захраном Аллюшем. Этот видный оппозиционный деятель родился в 1971 году в Думе (пригород Дамаска). Является сыном Абдаллы Аллюша, известного салафитского проповедника, с 2000 года постоянно проживающего в Саудовской Аравии. З.Аллюш закончил богословский факультет Дамаскского государственного университета (ДГУ), специализировался по шариатскому праву. С 1990-х годов принимал активное участие в организации салафитских кружков. Одновременно занимался бизнесом (коммерческие грузоперевозки). В 2009 году был арестован за антиправительственную деятельность, содержался в военной тюрьме Сейдная (Дамаск). В июне 2011 года освобожден по амнистии, и сразу же примкнул к вооруженной оппозиции.

Вскоре он создал вооруженную группировку «Лива аль-ислам» (Бригада ислама), взявшую на себя ответственность за резонансный теракт в Дамаске в июле 2012 года. В ходе взрыва в помещении Совета безопасности Сирии погибли несколько высших военных руководителей САР: министр обороны генерал Дауд Раджа, бывший министр обороны, советник президента Б.Асада по военным вопросам генерал Хасан Туркмани, руководитель военной разведки САР и шурин Б.Асада Асеф Шаукат, секретарь Совета безопасности Хишам Бахтияр. В сентябре 2013 года было объявлено о создании коалиции «Джейш аль-ислам», в которую вошли «Лива аль-ислам», «Лива ат-Тавхид», «Суккур аш-Шам», «Ахрар аш-Шам», Курдский исламский фронт и еще 40 более мелких группировок. Численный состав «Джейш аль-ислам» на тот момент оценивался аналитиками в 50 тысяч штыков. Коалиция заключила союз с «Джабхат ан-нусрой», который позже был расторгнут. В настоящее время отношения З.Аллюша с «Джабхат ан-нусрой» достаточно напряженные. Не сложились отношения и между З.Аллюшем и группировкой «Ахрар аш-Шам», которая позже полностью автономизировалась. В настоящее время реальный потенциал группировки «Джейш аль-ислам» составляет не более 10 тысяч боевиков. Они утеряли свои позиции на севере Сирии, однако удерживают контроль над Восточной Гутой (несколько важных пригородов Дамаска). Из-за постоянного потока беженцев количество населения Восточной Гуты в настоящее время трудно оценить. Приблизительно оно составляет от 350 до 500 тысяч человек.

Группировка Захрана Аллюша осуществляет периодические минометные обстрелы Дамаска, в ответ на которые правительственные силы подвергают Восточную Гуту бомбардировкам. Противники З.Аллюша уверяют, что он не ведет активных боевых действий против правительственной армии, отсиживается в Восточной Гуте, и ждет падения режима Б.Асада, чтобы первым войти в Дамаск. «Джейш аль-ислам» пользуется поддержкой, в том числе финансовой, со стороны Саудовской Аравии. В июне с.г. З.Аллюш в течение нескольких дней находился в Аммане, где проводил консультации с представителями саудовских, иорданских и американских спецслужб.

Идеология З.Аллюша изначально представляла собой разновидность крайнего салафизма. Первый флаг его группировки напоминал флаг «Аль-Каиды». В интернете был распространен видеоролик с его  проповедью, в которой он называл алавитов и шиитов не просто рафидитами (отступниками), а «магами» (маджус), т.е. огнепоклонниками, отказывая им тем самым в принадлежности к исламской вере. Он также призывал к их изгнанию из Сирии и возрождению халифата Омейядов. Вместе с тем, в последнее время З.Аллюш все чаще демонстрирует «гибкость». Недавно он выступил с фетвой против ИГ, заявил о приверженности демократии и необходимости проведения в Сирии парламентских выборов после свержения Б.Асада. Он также сменил свое прежнее черное знамя на флаг Сирийской Республики 1946-1958 годов.

Другой вооруженной группой в Сирии, не связанной официально ни с «Аль-Каидой», ни с «Исламским государством» является «Ахрар аш-Шам». «Ахрар аш-Шам» («Свободные люди Сирии») стала одной из первых вооруженных группировок, начавших борьбу против правительства Б. Асада в Сирии. О ее создании было объявлено в ноябре 2011 года. Первым лидером этой группировки стал Хасан Аббуд (Абу Абдалла аль-Хамауи), уроженец сельских районов провинции Хама. Костяк группировки составили сунниты провинций Хама и Идлиб, особенно их пограничного района (равнины аль-Гхаб). В 2004-2011 годах Х.Аббуд отбывал наказание в военной тюрьме Сейдная, где познакомился с Захраном Аллюшем. В 2011 году был освобожден по амнистии, объявленной правительством Б.Асада. 9 сентября 2014 года 20 полевых военных командиров «Ахрар аш-Шам» (большая часть военного руководства группы) погибли в результате взрыва во время заседания военного совета в местечке Рас Хамдан провинции Идлиб. Некоторые эксперты обвиняют в этом теракте «Джабхат ан-нусру», решившую таким образом обезглавить союзников-конкурентов. После взрыва действительно начался отток боевиков из «Ахрар аш-Шам» в «Джабхат ан-нусру».

Однако новому поколению полевых командиров удалось остановить этот процесс и вновь усилить данную группировку. Произошло это по двум причинам. Во-первых, в «Ахрар аш-Шам» нет иностранцев, она не подчиняется «Аль-Каиде» и поэтому пользуется популярностью среди части местных крестьян. Во-вторых, группировке удалось аккумулировать в своих руках значительные финансовые средства. Тремя важными источниками финансирования группы являются помощь со стороны Турции и Катара (катарские спецслужбы вообще подозреваются в создании этой организации), грабеж банков и контроль  участков турецко-сирийской границы. В результате экспроприаций в различных отделениях сирийского Центробанка боевикам удалось взять от 4 до 6 миллиардов сирийских лир. Контроль над КПП на сирийско-турецкой границе позволяет осуществлять поборы с коммерсантов и водителей-дальнобойщиков, регулировать потоки контрабанды. Определенную поддержку организации оказывают и ряд салафитских фондов из стран Персидского залива, в частности фонд шейха Хаджаджа Аджами.

Нынешним лидером группировки является Абу Яхья аль-Хамауи (Мухаммед аль-Масри). Вопреки своему прозвищу (Египтянин) он также является коренным сирийцем, уроженцем провинции Хама. Родился в 1981 году, инженер по профессии (закончил университет Тишрин в Латакии). В апреле 2015 года совместно с «Джабхат ан-нусрой» «Ахрар аш-Шам» создали коалицию «Джейш аль-фатх» («Армия победы»), направленную как против армии Б.Асада, так и против ИГ. Однако полного подчинения «Джабхат ан-нусре» не произошло. Спонсоры у двух группировок разные (катарцы у «Ахрар аш-Шам», саудовцы у «Джабхат ан-нусры»). Кроме того лидеры «Ахрар аш-Шам» постоянно заявляют, что коалиция носит временный характер на период боевых действий. После войны повестки дня у двух группировок будут различны. Численность «Ахрар аш-Шам» некоторыми аналитиками оценивается в 25 тысяч человек, что позволяет говорить о ней как об одной из крупнейших антиправительственных группировок.

В последнее время, как отметил исследователь джихадистских группировок в Мичиганском университете Айман Тамими, высказывания лидеров этой группировки и ее политические лозунги становятся все более умеренными. Однако причинами этого эксперт считает не осознание радикалами своих ошибок, а их прагматизм. Во-первых, руководство Катара в последний год подвергалось давлению со стороны Вашингтона за поддержку террористических организаций. В связи с этим кураторы в Дохе пригрозили лидерам «Ахрара аш-Шам» урезанием финансовых потоков, если они не сменят риторику. Во-вторых «Исламское государство» представляет реальную угрозу для более мелких джихадистских группировок. Свои радикальные высказывания его лидеры  подкрепляют не менее радикальной практикой, и здесь соревноваться с ними трудно. Единственный выход состоит в том, чтобы привлекать к себе консервативных, но не экстремистски настроенных суннитов. Однако это вовсе не значит, что со сменой лозунгов изменятся цели таких групп как «Ахрара аш-Шам» и их практика.