- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: разногласия в верховном раввинате по поводу Храмовой горы

Нынешняя волна арабского террора в Израиле — прежде всего, в Иерусалиме, а так же в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией) началась под лозунгами защиты расположенной на Храмовой горе мечети Аль-Акса от евреев. Степень остроты обвинений в адрес евреев колеблется от намерения изменить сложившийся после 1967 года статус-кво на Храмовой горе до попыток разрушить упомянутую мечеть. Непосредственным поводом для подобных обвинений является подъем евреев на Храмовую гору, на безраздельное владение которой претендуют мусульмане. Среди заметных израильских политиков наиболее последовательно поддерживает подъем на Храмовую гору министр жилищного строительства Ури Ариэль (партия «Еврейский дом»).

На фоне нового витка насилия главный сефардский раввин Израиля  Ицхак Йосеф обнародовал в конце минувшей недели подписанное десятками раввинов письмо, в котором выражается отнюдь не новая точка зрения, согласно которой подъем на Храмовую гору в настоящее время запрещен евреям с религиозной точки зрения. Раввин Ицхак Йосеф пошел в этом направлении еще дальше. Выступая на массовом траурном мероприятии, посвященном памяти его отца, духовного лидера ультраортодоксальной религиозной сефардской партии ШАС, он в частности заявил: «Есть люди, считающие, что национализм важнее Галахи (религиозного еврейского права – В.Ч.). Поэтому надо повторить: великие законоучители многих поколений, десятки законоучителей писали, что запрещено подниматься на Храмовую гору. Так неужели же в них не было любви к Эрец-Исраэль? Национализм сбил их (евреев, поднимающихся на Храмовую гору – В.Ч.) с толку, и вот посмотрите, что получилось».

Таким образом, по словам главного сефардского раввина и его единомышленников, получается, что вина за взрыв арабского насилия лежит на евреях, поднимающихся на Храмовую гору. В этой связи главный ашкеназский раввин Израиля Давид Лау заявил, ссылаясь на специалистов в сфере борьбы с террором, что нет никакой связи между подъемом евреев на Храмовую гору и арабским террором. Причиной взрыва насилия является массированная подстрекательская агитация исламистов и руководства Палестинской национальной администрации (ПНА). Более того, что раввин Давид Лау признал, что дата, выбранная главным сефардским раввином для обнародования упомянутого письма, подписи для которого собирались в течение нескольких месяцев, была крайне неудачной, поскольку создавала ложное впечатление о связи между подъемом евреев на Храмовую гору и волной террора. При этом следует отметить, что сам раввин Давид  Лау придерживается той же самой точки зрения, согласно которой подъем на Храмовую гору запрещен в настоящее время с точки зрения Галахи. Таким образом, разногласия между двумя главными раввинами сводятся к политической, а не к сугубо религиозной проблематике, хотя следует отметить, что вообще публичная полемика между двумя главными раввинами – редкость.

Однако существует и большая группа раввинов, открыто заявляющих, что подъем на определенные части Храмовой горы разрешен и даже является религиозным долгом евреев. В чем суть этих разногласий? Проблема Храмовой горы с точки зрения современного иудаизма может быть сведена к следующим пунктам:

  1. Храмовая гора – самое святое место иудаизма. По этому вопросу разногласий нет.
  2. Подъем на Храмовую гору должен совершаться в ритуальной чистоте. Нынешнее поколение лишено соответствующей ритуальной чистоты, поскольку нет пепла описанной в Библии красной коровы. По данному пункту существуют разногласия, поскольку часть раввинов (в основном, но не только сионистской ориентации) считает, что в наше время мы располагаем историческими и археологическими данными, позволяющими определить, по каким частям Храмовой горы можно ходить даже без соответствующего ритуального очищения (например, по тем частям, которые представляют собой насыпь, сделанную в I в. до н.э. по приказу царя Иудеи Ирода Великого с целью расширить площадь Храмовой горы).
  3. Заповедь о строительстве Храма никто не отменял. Относительно того, что он рано или поздно должен быть отстроен заново и отстроен именно на Храмовой горе, между раввинами разногласий нет. Однако по поводу отношения к этой заповеди на практике существуют острейшие расхождения. Противники подъема на Храмовую гору считают, что время для этого еще не пришло, что в духовном смысле евреи все еще находятся в Изгнании и им достаточно молиться у Стены Плача, представляющей собой остаток опорной стены насыпи, сооруженной по приказу Ирода, и служащей напоминанием о разрушенном Храме. Сторонники же подъема считают, что поскольку евреи восстановили свою государственность на исторической родине и установили контроль надо всем Иерусалимом, они обязаны предпринять хотя бы какие-то шаги по возобновлению еврейского богослужения на Храмовой горе, даже если строительство самого Храма сейчас невозможно по тем или иным причинам.

 

Верховный раввинат не пользуется в наше время достаточным религиозным авторитетом, чтобы навязать свою точку зрения на данный вопрос сторонникам подъема на Храмовую гору, имеющим немалую поддержку среди правых израильских политиков. Вместе с тем его позиция помогает премьер-министру Биньямину Нетаньяху, пытающемуся ослабить пропагандистскую кампанию исламистов и ПНА, использующую проблему Храмовой горы в качестве предлога для оправдания волны террора.