Ситуация в Судане и Южном Судане: сентябрь 2015 г.

1 сентября в Пекине глава Китая Си Цзиньпин принял президента Судана Омара аль-Башира, формально находящегося в розыске в связи с выдвинутыми против него Международным уголовным судом (МУС) обвинениями в военных преступлениях, преступлениях против человечности и геноциде в Дарфуре, где конфликт ведет отсчет с 2003 года. В нем, по данным ООН, погибли свыше 300 тысяч человек, более 2,5 млн стали беженцами.

Открывая встречу, китайский лидер назвал О.аль-Башира «старым другом китайского народа». Он же упомянул, что «Китай и Судан — как два брата, которые поддерживают добрые и партнерские отношения».

3 сентября суданский руководитель принял участие в наблюдении за военным парадом, организованном в Пекине по случаю 70-летия капитуляции Японии в 1945 году.

Китай является первым по значимости торговым партнером Судана и главным инвестором в экономику этой страны.

Пекин не подписывал Римский статут относительно прерогатив МУС.

В связи с решениями МУС О.аль-Башир посещает главным образом африканские страны, которые гарантируют его безопасность. В Китае он ранее побывал в 2011 году, уже после известных решений МУС.

3 сентября одна из дарфурских повстанческих группировок — Суданская освободительная армия- фракция Абдул Вахида /СОА-АВ/ — освободила 18 солдат правительственных войск, которых она удерживала в качестве военнопленных. Содействие этой операции оказал Международный Комитет Красного Креста (МККК). Операция по передаче военнопленных проводилась в районе административного центра штата Южный Дарфур города Нияла.

5 сентября стало известно об аресте двумя днями ранее четырех активистов оппозиционной партии «Реформа сейчас» (ПРС), позволивших себе публичную критику действий властей. Эти аресты были произведены сотрудниками всемогущей Национальной службы разведки и безопасности NISS несмотря на то, что президент О.аль-Башир раз за разом обещает налаживание так называемого национального диалога. Об арестах сообщил бывший советник главы государства Гази Салахеддин ат-Табани, отошедший от властных структур после подавления выступлений против отмены господдержки низких цен на бензин в сентябре 2013 года.

9 сентября международная правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» обвинила проправительственную суданскую полувоенную организацию «Быстрые поддерживающие силы» (Rapid Support Forces — RSF) в серийных убийствах и использовании насилия по отношению к гражданским лицам в ходе конфликта в Дарфуре. Как утверждалось в докладе правозащитников, формирования RSF «в ходе двух кампаний по борьбе с повстанцами в Дарфуре в 2014 и 2015 годах неоднократно атаковали деревни, грабили, убивали и чинили насилие по отношению к мирному населению».

О двух операциях — «Решающее лето — 1» и «Решающее лето — 2» объявлял в феврале и декабре 2014 года соответственно президент О.аль-Башир. По данным правозащитников, именно во время проведения этих операций отличились формирования RSF, которые находятся в подчинении у NISS. !Хьюман Райтс Уотч! охарактеризовала эти действия как !военные преступления!. Представитель организации выразил сомнения в том, что Хартум не знал о том, что творили бойцы RSF. По его оценке, суданские власти считают эти формирования !лучшим оружием против повстанцев!. Он призвал Хартум разоружить эту милицию.

Один из примеров деяний формирований RSF относится к 24 января 2015 года, когда они атаковали город Голо в горной местности Джебель Марра. Там боевики изнасиловали десятки женщин, укрывшихся в местной больнице.

Регион Джебель Марра считается бастионом повстанческой группировки СОА-АВ, костяк которой составляют представители негроидных племен. Хартум ограничивает доступ в этот регион для гуманитарных организаций.

 

Что касается Южного Судана, то 1 сентября Соединенные Штаты, в свое время выступившие в роли «крестного отца» независимости этой территории, в очередной раз пригрозили санкциями главарям сторон южносуданского конфликта, которому 15 декабря исполнится два года. Как Джуба, так и повстанцы обвинялись в нарушении очередного соглашения о прекращении огня, вступившего в силу двумя днями ранее и немедленно нарушенного обоими сторонами. В своем заявлении Госдеп «осудил недавние бои» в двух провинциях Южного Судана. Он же призвал стороны конфликта в лице президента Сальвы Киира и лидера повстанцев, бывшего вице-президента Риека Машара «немедленно прекратить враждебные и провоцирующие действия».

Уже 4 сентября США предложили Совету Безопасности ООН ввести новые санкции в отношении двух военных руководителей сторон южносуданского конфликта с тем, чтобы принудить их к прекращению боевых действий.

Ранее сообщалось, что в начале июля Комитет по санкциям Совета Безопасности ООН ввел санкции в отношении шести человек — по три со стороны правительственных сил и повстанцев.

В новом случае речь шла о начальнике генштаба южносуданской армии Пауле Малонге и одном из военных руководителей повстанцев Джонсоне Олони. В день принятия решения по этим двум лицам президент Южного Судана С.Киир заявил в Джубе об его !решимости искренне» соблюдать положения подписанного в августе мирного соглашения, призванного прекратить продолжавшуюся 21 месяц войну. Ранее он указывал на наличие у него оговорок по данному соглашению.

«Как верховный главнокомандующий, я уже отдал приказ о прекращении любых наступательных действий в зонах боев. Исключение могут составить случаи законной обороны в случае атак противника», — сообщил он.

До этого южносуданские военные и повстанцы неоднократно обвиняли друг друга в нарушении режима прекращения огня, предусмотренного мирным соглашением. Этот документ предусматривает, в частности, механизм разделения власти в течение переходного периода продолжительностью 30 месяцев, который должен начаться в конце ноября.

В частности, 14 сентября южносуданские военные обвинили повстанцев в очередной атаке на позиции правительственных сил в районе столицы штата Верхний Нил города Малакаль. При этом утверждалось, что данная  атака была отражена.

17 сентября военные наблюдатели из стран Восточной Африки сообщили, что еще в начале месяца боевые вертолеты южносуданской армии атаковали позиции повстанцев, что стало первым официально зарегистрированным нарушением соглашения о прекращении огня после 29 августа. Инцидент имел место близ г.Малакаль на западном берегу реки Нил. После удара с воздуха события развивались по классической схеме ведения боевых действий. Последовала артиллерийская подготовка, после чего правительственные силы форсировали Нил и атаковали позиции повстанцев. Боевые действия там продолжались вплоть до 9 сентября.

По состоянию на начало третьей декады сентября г.Малакаль находился под контролем южносуданской армии, однако до этого он неоднократно переходил из рук в руки. Что касается повстанцев, то их позиции сейчас находятся в непосредственной близости от города, что дает им возможность атаковать правительственные силы в любой момент.

Напомним, что ранее ни одно из шести соглашений о прекращении огня, подписанных начиная с января 2014 года, не соблюдалось воюющими сторонами.

Все те же восточно-африканские наблюдатели осудили атаку повстанцев, совершенную еще 23 августа в провинции Единство, но она была выполнена до 29 августа, когда С.Киира додавили принять мирное соглашение.

Совет Безопасности ООН не принял новое решение о санкциях, поскольку оно было отвернуто Россией и Анголой. Понять это решение Москвы по меньшей мере трудно — разве не южносуданские военные раз за разом сбивали российские вертолеты, работавшие на миротворческую миссию в Южном Судане?

Представляется необходимым заметить, что автор данной статьи не испытывает ни малейших симпатий ни к Джубе, ни к повстанцам, поскольку у всех у них руки не по локти, а по плечи в крови… Да, предложение о санкциях поступило от США, но это нисколько не значит, что надо фактически поддерживать кровавых убийц с той и другой стороны (южносуданского конфликта). А ведь получилось именно так.

В заявлении представителя России при ООН прозвучала следующая фраза: «Соединенные Штаты довольствуются тем, что говорят «санкции, санкции, санкции», однако в некоторых случаях они (санкции) осложняют ситуацию». Согласно ему, соответствующее голосование России стало результатом состоявшегося незадолго до этого визита в Москву министров иностранных дел Судана и Южного Судана, которые, как утверждают, заявили, что выступают против новых санкций.

В сентябре в Южном Судане не обошлось и без трагедии другого рода. 16 сентября в результате взрыва при разгрузке автоцистерны с горючим погибли по меньшей мере 203 человека, свыше 150 получили ранения, в том числе 65 — тяжелые. Инцидент произошел при розливе горючего в канистры населения в городке Мариди, находящемся примерно в 300 км от Джубы. В условиях отсутствия в Южном Судане  инфраструктуры оказания элементарной медицинской помощи к месту катастрофы миротворцы ООН из миссии MINUSS доставили необходимые при ожогах медикаменты, а также эвакуировали в Джубу наиболее пострадавших.

19 сентября в ходе визита в Хартум лидер южносуданских повстанцев Риек Машар заявил, что рассчитывает во исполнение положений мирного соглашения вернуться в Джубу до 1 декабря. На эту дату назначено формирование временного правительства, в состав которого бывший вице-президент рассчитывает попасть.

Тем не менее хрупкость того, что вершится в Южном Судане, лучше всего передал генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Он потребовал 29 сентября от С.Киира и Р.Машара «не предавать и не разочаровывать» ООН в ходе видеоконференции с ними. Со своей стороны Р.Машар «лично обязался» уважать мирное соглашение, предупредив при этом, что оно отвечает только «минимальным требованиям» и поэтому будет трудно реализуемым. Он признал, что также трудно реализуемым будет соблюдение режима прекращения огня, возложив ответственность за его нарушения на противоположную сторону.

Р.Машар признал, что сейчас Южный Судан для примирения нуждается в новых идеях, в новом политическом мышлении, в выработке «дорожной карты» достижения мира.

52.49MB | MySQL:103 | 0,749sec