- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Неожиданное развитие ситуации в Ливии

27 октября с.г. в результате атаки неустановленных вертолетов погибли двенадцать ведущих полевых командиров исламистской коалиции «Рассвет Ливии». В этой связи эксперты отмечают, что все погибшие являлись членами ближнего круга одного из ярых противников любых компромиссов с правительством в Тобруке, бывшего члена Ливийской боевой группы (ЛБГ) Абдельхакима Бельхаджа и его заместителя Халеда аль-Шарифа. Последний является фактически министром обороны исламистов и в свое время был «вторым номером» в ЛБГ. В результате атаки погибли такие ключевые фигуры «Рассвета Ливии» как полковники Хуссейн Будайя, командир артиллерийской бригады Завуайя Сухейб аль-Рахман и Сухейб Салем Сакс. Все они играли важную роль в противостоянии наступающим на Триполи частям главной ударной силы международно признанного правительства Ливии в Тобруке. При этом надо отметить, что на фоне прошедших в Марокко консультаций по мирному выходу из перманентного внутриливийского вооруженного конфликта и договоренностей о создании правительства национального единства взаимоотношения между триполитанцами, которые условно сплотились вокруг А.Бельхаджа, и мисуратовцами возникли серьезные противоречия. Ни одна из группировок пока не взяла на себя ответственность за эту атаку. Выскажем свое мнение: в данном случае скорее всего речь не идет о каких-то операциях по ликвидации исламистов со стороны американцев и тем более сил НАТО. По нашей оценке, в этом эпизоде мы имеем дело с рейдом египетских вертолетов, которые, как известно, составляют основную часть т.н. «ВВС Тобрук»

Мисуратовцы в данном контексте серьезно начинают опасаться, что этот эпизод может сыграть роль некого детонатора для возобновления широкомасштабных боевых действий между сторонами конфликта и сорвать наметившийся, пока чисто гипотетический, прогресс в процессе мирного урегулирования. Это крыло мисуратовцев, возглавляемое Фатхи Башашгха и Абдул-Рахманом аль-Свейли, в принципе сейчас выступают за реализацию марокканских договоренностей, поскольку они предусматривают очень благоприятный режим лично для их клана. По плану специального представителя ООН по Ливии Б.Леона именно Ф.Башашгха должен возглавить Национальный совет безопасности, а А-Р.аль-Свейли — Государственный совет. Эти два органа являются в предполагаемой будущей властной архитектуре ключевыми. А.Бельхадж, которого поддерживают Катар и Алжир, жестко выступал против такого сценария, так как он не оставлял ему «места под солнцем». Он, безусловно, чувствовал, что ситуация складывается не в его пользу, из-за чего последнее время находился за границей, в той же Турции, с целью заручиться поддержкой Анкары и минимизировать угрозу персональных финансовых санкций со стороны ЕС. В этих условиях Халед аль-Шариф фактически оставался главным в Триполи и отвечал за вопросы безопасности. В частности, он обеспечивал охрану главной воздушной гавани в окрестностях Триполи аль-Митиги, из которой с конца сентября с.г. начали совершаться регулярные авиарейсы в Тунис. Через нее же триполитанцы получают помощь оружием и боевиками из Катара. Триполитанцы также контролируют телестудию «Аль-Набаа», которая организована при финансовом и техническом содействии тех же катарцев. В их же зоне ответственности находится и столичная тюрьма Хаба, в которой сейчас содержится несколько видных представителей режима М.Каддафи Абдаллах Сеннуси, Абу Рейд Дорба, Аль-Багдади аль-Махмуди, Саади Каддафи. Удар вертолетов имел своей целью, в первую очередь, ликвидацию головки клана триполитанцев в лице Х.аль-Шарифа с последующими за этим дезорганизацией системы управления этого клана и захватом города. Инициаторами такого плана могли быть теоретически и мисуратовцы, и силы, лояльные генералу Х.Хафтару. И тем, и другим необходимы сейчас дополнительные очки для укрепления своей позиции в рамках формирования новой системы государственной власти в Ливии. Мы все-таки в данном случае грешим в сторону Х.Хафтара, а вернее поддерживающих его египтян. Как и А.Бельхадж, генерал в новом раскладе оставался не у дел. Его не принимают на Западе, он вызывает аллергию у основных — по плану Б.Леона — партнеров Тобрука по мирному процессу в лице мисуратовцев. Взятие силами Х.Хафтара столицы Ливии, что он безуспешно пытается сделать уже больше года, несомненно, резко повысят его шансы на весомую роль в будущем правительстве. Тем более, что у мисуратовцев нет в распоряжении ударных вертолетов, а вот у генерала Х.Хафтара с помощью египтян они есть.

Тем более, что сторонники Х.Хафтара в последнее время активизировали свои консультации с Каиром на предмет согласования точек соприкосновения по вопросу усиления своих позиций во властных структурах Тобрука. Спикер Палаты представителей А.Салах Исса 20 октября с.г. посетил Каир, где встречался с президентом А.Ф.ас-Сиси. В рамках этой встречи фактически обсуждались детали государственного переворота в Тобруке, имеющие конечной целью смещение нынешнего премьер-министра А.ат-Тани и организации некого Военного совета во главе с Х.Хафтаром, который бы и взял на себя основные функции управления силовыми структурами и правительственными учреждениями. Если называть вещи своими именами, речь шла о возвращении модели управления времен М.Каддафи, которая, безусловно, торпедировала саму идею формирования правительства национального единства, и ликвидация руководства триполитанцев с дальнейшим захватом столицы силами Х.Хафтара вписывалась в этот план вполне логично. Как представляется, в Каире как раз и согласовывался этот план, который, в общем-то, не сработал в своем первоначальном замысле. Но вполне может стать детонатором для провала марокканских договоренностей и началом нового витка вооруженной борьбы. И главной причиной такого сценария является практически полное неприятие плана Б.Леона со стороны основных зарубежных спонсоров противоборствующих сторон в лице Египта  и Катара.