- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в зоне Сахеля: сентябрь 2015 г.

Сентябрь в зоне Сахеля начался с нападения неизвестных на блок-пост малийских военных близ северной окраины города Томбукту. Как сообщило правительство Мали, в результате атаки 1 сентября погибли двое солдат, один получил ранения, еще один пропал без вести. В правительственном коммюнике утверждалось, что сразу по следам нападения была начата операция по прочесыванию местности, но она результатов не принесла.

Бамако «осудил это серьезное нарушение соглашение о прекращении огня» (с действующими на севере Мали повстанческими группировками), давая тем самым понять, причем без всяких на то оснований, кто мог стоять за этим нападением. Но его с намного большей вероятностью могла совершить одна из трех действующих в стране джихадистских группировок. Но в современных реалиях, судя по всему, малийские власти больше опасаются сепаратистов, к тому же некоторые из них пользуются определенной симпатией со стороны французов благодаря оказанным им ранее услугам, нежели джихадистов.

Ранее сообщалось, что соглашение о прекращении боевых действий на севере Мали было подписано 15 мая сначала правительством Мали и проправительственными вооруженными группировками. Только 20 июня, под давлением мирового сообщества, и в частности, Алжира, его подписали представители повстанческих группировок, в которых доминируют туареги.

Данные о жертвах атаки, совершенной 1 сентября, подтвердили как Минобороны Мали, так и Миссия ООН в Мали (Minusma), однако они не стали детализировать, кто мог стоять за этой атакой. По данным Minusma, нападавшим даже удалось завладеть и вывести с места боя армейскую автомашину.

2 сентября источники в службах безопасности Мали и Кот-д`Ивуар хором сообщили, что власти второй страны ранее арестовали, а затем выдали первой 7 малийских джихадистов, признавших, что они принимали участие в террористической деятельности на территории Мали. Информация о боевиках была передана малийскими спецслужбами их ивуарийским коллегам. Одни из них ранее состояли в группировке «Ансар ад-дин», другие «служили» в «исламской полиции» в Томбукту. Их всех объединяло то, что они были выходцами с юга Мали, и после французского военного вмешательства в начале 2003 года они создали фалангу «Халид ибн аль-Валид» по имени одного из сподвижников пророка Мухаммеда. По данным малийских военных источников, эта фаланга, которую возглавляет некий Сулейман Кейта, организационно вошла в состав группировки «Ансар ад-дин».

Джихадисты признали, что в марте с.г. их усилиями был создан тренировочный лагерь для новобранцев джихада в районе Саманко близ Бамако.

Стоит вспомнить, что в начале марта в районе Саманко был обнаружен склад оружия. Это случилось за несколько дней до теракта 7 марта в одном из ресторанов Бамако, в результате которого погибли 5 человек, в том числе трое малийцев, француз и бельгиец. Ответственность за тот теракт взяла на себя группировка «Аль-Мурабитун» во главе с алжирцем Мохтаром Бельмохтаром.

Напомним, что север Мали с марта – апреля 2012 года и до января 2013 года был оккупирован тремя джихадистскими группировками – «Ансар ад-дин», «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» /АКИМ/ и Движением за единство и джихад в Западной Африке (ДЕДЗА). Эта территория была освобождена в результате французского вмешательства, однако боевики из исламисткой «тройки» продолжают действовать там. Более того, за последнее время они распространили свою активность на центральную и южную части Мали. Не далее как в июле лагеря джихадистов были уничтожены в ходе войсковой операции малийских военных в районе Сикассо близ границы с Кот-д`Ивуар. В ходе операции несколько боевиков были убиты.

Уже 3 сентября подразделение малийской армии попало в засаду в центральной части страны близ Мопти. Как сообщалось в официальном коммюнике, в результате «террористической атаки» погиб один солдат, семеро получили ранения. Один солдат пропал без вести.

6 сентября под давлением международного сообщества проправительственные вооруженные формирования начали отвод своих бойцов из населенного пункта Анафис на севере Мали, из которого они выбили повстанцев – туарегов в августе с.г. Вывод этих формирований из Анефиса (100 км к югу от Кидаля) был одним из условий выполнения  повстанческими группировками мирного соглашения, подписанного весной в Алжире сначала представителями Бамако и проправительственных группировок, а затем и повстанцами. Командование миротворческой миссии Minusma отреагировало на это лишь 19 сентября, выразив «сожаление» в связи с возвращением в город повстанцев из Координации движений Азавада (КДА).

8 сентября стало известно, что малийские спецслужбы арестовали пятерых малийских джихадистов, трое из которых подозревались в причастности к недавним терактам в районе Бамако, а также в распространении угроз в адрес журналистов, работающих на иностранные СМИ. Как отмечалось в коммюнике Минобороны, указанная «тройка» являлась «мозгами» недавних терактов противв Миссии ООН в Мали. Все трое были выходцами с юга страны. Они организовали, в частности, нападение на здание в Бамако, где проживали сотрудники ООН, на полицейский пост и расположение одного из жандармских подразделений близ Бамако. Именно они в конце августа разослали по электронной почте письма с угрозами работающим в Мали иностранным журналистам, а также малийцам, работающим на зарубежные СМИ. Уже в ходе допросов выяснилось, что первыми жертвами террористов должны были стать французские журналисты. При обыске в жилище одного из арестованных был обнаружен большой арсенал оружия.

Аресты этих джихадистов стали возможными благодаря информации, полученной от их семи сообщников, арестованных в августе в Кот-д`Ивуар и выданных позднее Мали.

13 сентября джихадисты напали на жандармский блок-пост в районе Банкасс в центре страны, в 100 км от г.Мопти. В результате нападения погиб один военнослужащий. После нападения на блок-пост исламисты направились к зданию местной префектуры, где подожгли два служебных автомобиля. Самого префекта на месте не оказалось. По данным местных источников, нападение совершили боевики, входящие во взрощенную в Мали джихадистскую группировку «Фронт освобождения Масины» (ФОМ) во главе с известным исламистским проповедником Амаду Куфа и заявившую о себе в начале 2015 г.

Из истории: Масина — название теократического государства, основанного народностью пель в XIX веке, центр которой находился в регионе г.Мопти.

15 сентября 2 полицейских и 2 гражданских лиц были убиты в результате атаки джихадистов на населенный пункт Бих в центральной части Мали. Эта атака была приписана боевикам ФОМ из фаланги «Халед ибн аль-Валид» во главе с Сулейманом Кейтой.

23 сентября источники в малийских спецслужбах признали, что напряженность в центре и на юге страны стала следствием появления там нескольких сотен новоявленных джихадистов, ставших таковыми под воздействием «ветеранов» джихада на севере страны. Именно такими являются главари ФОМ, состоявшие в свое время в группировке «Ансар ад-дин» и остающиеся на связи с главарем последней Айядом аг Гали.

К концу сентября стало очевидно, что три месяца спустя после подписания соглашения о мире в Мали нестабильность на севере страны никуда не делась. Она подогревается межплеменными разногласиями и борьбой за караванные пути. Все это позволило Бамако 21 сентября после консультаций с политическими партиями и гражданским обществом объявить о невозможности проведения выборов в местные органы власти.

В целом, сейчас на севере Мали самоорганизовались две противоборствующих коалиции при том, что обе являются подписантами мирного сооглашения. На стороне Бамако находится альянс, составленный из группировок «Туареги Имгада и их союзники», одной из ветвей Арабского движения Азавада (АДА) и нескольких мелких организаций. Им противостоит преимущественно туарегское КДА и другая ветвь АДА.

28 сентября базирующийся в Стокгольме Международный исследовательский институт СИПРИ констатировал, что Миссия ООН в Мали  Minusma понесла одни из самых больших потерь среди других миротворческих миссий «голубых касок», потеряв 60 человек убитыми.

В целом очевидно, что в условиях, когда главные действующие игроки на мировой арене заняты проблемой Сирии, у исламистов в Сахеле появляется шанс завоевать новые позиции. Это чревато дальнейшим осложнением обстановки в регионе.