- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Джихадисты против сирийского режима и его союзников

C момента своего возникновения «Исламское государство» (ИГ) в Сирии и Ираке превратилось  в  эффективную «боевую машину». Непрекращающиеся столкновения с правительственными войсками Б.Асада, поддерживаемыми «Хизбаллой», иранскими, иракскими шиитскими группировками, курдской пешмерга, светской оппозицией и даже рядом конкурирующих джихадистских организаций, требовали от ИГ концентрации сил на нескольких фронтах. Участие ВКС России в операции против джихадистов несколько изменило баланс сил среди противоборствующих сторон и спровоцировало новые тенденции в радикальной исламистской среде, наметив основу для сближения идеологически разновекторных группировок.

Военное вмешательство России заставило джихадистов выработать новые адаптивные механизмы для сдерживания «объединенного проасадовского союза». Часть радикалов считают целесообразным сосредоточить свои силы на городе Ракка как  сирийской «столицы халифата», а также крупного транспортного узла Сирии. Эта точка зрения рассматривается наиболее приемлемой для большинства иностранных боевиков и бывших баасистов.

Сторонники второго подхода считают стратегической ошибкой сконцентрировать силы в Ракке и вместо этого предлагают расширить фронт, чтобы избежать сосредоточения избыточного числа сил на отдельном направлении, которые станут легкой целью для авиации. По их оценкам, это заставит противника растянуть свои линии снабжения, что позволит «Исламскому государству» ударить в тыл противника. Чеченские, турецкие, уйгурские и узбекские боевики из ИГ выступают за этот план. Некоторые из них также готовы оказать поддержку умеренным джихадистам, таким как «Ахрар аш-Шам», «Лива ат-Таухид», «Джейш аль-Фатх», «Джабхат аль-Исламийя», борющихся в Алеппо и Латакии.

Отряды салафитов, принимавшие участие в боевых действиях под Кобани  в основном из Центральной Азии, Чечни, Турции, потерявшие здесь около 2000 человек убитыми, ставят более грандиозные цели. Задаваясь вопросом о целесообразности таких значительных потерь  на направлении, которое не играло для них существенного значения, они выступают за перенос «священной войны» в Центральную Азию, Россию, Синьцян-Уйгурский  автономный район Китая, а также в Европу и Америку. Они также считают просчетом стремление некоторых лидеров джихадистов сосредоточиться на обороне «столицы  халифата» Ракке, что станет слишком простой мишенью для воздушных бомбардировок.

Среди тех, кто призывает к  «расширенной передней линии», отдавая приоритет поддержке джихадистов в Алеппо, Хаме, Хомсе, Идлибе и Латакии, Муслим аш-Шишани, чеченский лидер группировки «Джунд аш-Шам», состоящей из боевиков кавказского происхождения, действующей в Латакии. В своем интервью он подчеркнул, что «многие кавказские братья, которые были в ИГ, ищут возможности оставить ряды этой организации и перейти в Латакию. По его словам, «такие фланги как Ракка и Алеппо не будет иметь никакого значения в борьбе против русских. Настоящая война начнется на  линии фронта Тартус-Латакия». По мнению М.аш-Шишани, джихад должен быть перемещен в эту область.

Один из координаторов  благотворительной организации в Стамбуле, занимающихся поддержкой малообеспеченных семей джихадистов, борющихся  в Сирии, ссылаясь на боевиков ИГ,  утверждает, что «ошибка Кобани не должна повториться». Сторонники халифа Абу Бакра аль-Багдади, считают единственно возможным выходом объединиться с другими группами в Сирии с целью распространения джихада на весь мир, а главное, на Россию.

 

Глава «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири призвал всех мусульман присоединиться к борьбе против западных держав и России в Сирии и других странах. В аудиозаписи после катастрофы российского самолета на Синайском полуострове в Египте в начале ноября он заявил, что «американцы, русские, иранцы, алавиты и «Хизбалла» координируют свою войну против нас, а мы не способны остановить боевые действия друг с другом и направить усилия против них».

Опытные стратеги салафитов убеждены, что в Сирии переплелись интересы различных государств и каждое из них не может отступиться от своей геостратегической позиции. Поэтому, с высокой долей вероятности, прогнозируют затяжные бои, от которых выиграет именно движение джихада. По их убеждениям, как в свое время Афганистан стал поворотным моментом в движении джихада, так и сирийский конфликт станет важной вехой для эволюции всемирного салафизма. С геополитической точки зрения джихадисты намерены сделать все возможное для затягивания боевых действий, требующих от союзников режима в Дамаске отвлечения значительных материальных и людских ресурсов.  Поэтому главную задачу, которую они ставят перед собой – выстоять как можно дольше. По мнению джихадистов, успех салафитов в противостоянии с войсками Б.Асада и лояльных режиму в Дамаске группировок будет зависеть от поставок противотанковых управляемых ракет и переносных зенитно-ракетных комплексов. Они также предлагают не сбрасывать со счетов возможности по использованию террористов-смертников для нанесения ударов по ключевым линиям связи и тылового обеспечения.

Дальнейшая тактика боевиков во многом будет зависеть от подхода внешних игроков к сирийской проблеме – «Если США, в конечном итоге, разделят точку зрения России, то все будут объединяться под одним знаменем».

Главным активатором этого объединительного процесса  становятся  иностранные спонсоры действующих в Сирии и Ираке джихадистских организаций.