- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления о террористических актах в Париже

Франция возвращается в эпоху «алжирского террора» середины 1990-х годов. Массированная атака террористов в ночь с 13 на 14 ноября  сразу на несколько объектов во французской столице свидетельствует только обо одном: во Франции действует серьезная подпольная сеть, которая не обязательно хорошо координируется и управляется. Эта сеть не является чем-то целым. Речь идет о спонтанных группах и отдельных личностях, которые решаются на такие акты самостоятельно. сами выбирают цель и методы воздействия.

Краткая хроника произошедшего следующая: одновременно нападения были осуществлены в семи точках Парижа. Они расположены в примерно в одном районе, что говорит о том, что группы террористов расходились «на задание» из одного места. Возможно, из одного автомобиля, который высаживал каждую пару террористов в «нужных местах».  При этом группа, которая атаковала концертный зал, побыла на место акции автономно от остальной группы.  Два террориста взорвали свои гранаты и «пояса шахидов» рядом со стадионом «Стад Де Франс» (акция была более символичной, поскольку  на стадионе находился президент Франции Ф.Олланд и глава МИД ФРГ Ф.-В.Штайнмайер). Эта акция была по времени первой и носила характер в большей степени отвлекающего маневра. Естественно, что с учетом наличия вблизи эпицентра теракта вип-персоны полиция и служба безопасности бросила свои основные силы туда. Затем через короткий промежуток времени был обстрелян камбоджийский ресторан. И спустя 25 минут такие же инциденты случились в районе Лувра, Рю Де Шарон, Ле-Аль. То есть автомобиль с террористами двигался по улицам и время от времени открывал огонь по прохожим и скоплениям людей. Но главный удар был направлен на концертный зал «Батаклан», который был фактически сначала захвачен террористами, а затем взорван вместе с заложниками и штурмующими его силами спецназа. Там погибло самое большое количество людей, общее количество жертв превысило суммарно 150 человек. Это очень напоминает события на нашей Дубровке, но с одним замечанием: в Париже террористы не дают правоохранительным органам подготовиться к штурму, начинают расстреливать заложников и вынуждают спецназ идти на штурм. При этом потери среди террористов составили восемь человек. Возможно ли организовать такие масштабные действия силами восьми боевиков. Конечно возможно, поскольку цели атак были предельны прозаичны: никого не захватывать, не контролировать обширные залы и помещения, а просто вести огонь на поражение.

Ответственность за атаки взяло на себя «Исламское государство». Американцы со ссылкой на свои спецслужбы заявили о том, что «хорошая координация  терактов свидетельствует о том, что за этим стоит “Аль-Каида», а не ИГ». Это требует неких комментариев. Как мы показали выше, никакой сверх сверхорганизации эти теракты не требовали. Об этом следовало бы говорить, если бы в Париже использовался сценарий нашей Дубровки. В данном случае важен был хронометраж времени, а не организационные моменты. Теракты проведены под копирку нападения на редакцию журнала «Шарли эбдо», которые можно свести к одной простой вещи: расстрел всего, что двигается без каких-либо диалогов с властями. Что же касается «Аль-Каиды», то она уже давно не может координировать подобного рода резонансные теракты. Она просто дистанцировалась от этого. Задача пакистанского (по месту нахождения) руководства «Аль-Каиды» — озвучивать основные направления борьбы на тот или иной момент в зависимости от внешнеполитических устремлений Эр-Рияда.

По нашей оценке, о какой-то руководящей роли какой-либо организации в данном случае говорить не приходится. В этой связи эксперты сейчас говорят о том, что теракты были совершены на фоне решения Парижа принять более активную роль в сирийской кампании и за пять дней до отправки в этот район авианосца «Шарль Де Голль». Это могло сыграть роль своеобразного детонатора, но говорить при этом, что это вынудило зарубежных спонсоров ИГ дать отмашку на проведение акций устрашения, мы бы не стали. Хотя бы потому, что такой сценарий однозначно приведет к ужесточению политики Парижа по борьбе с террористами. Ф.Олланду нужны решительные действия в качестве ответной меры.  Обратим внимание и на то, что буквально на днях французкие спецслужбы, по их заявлению, раскрыли террористическую группу в Тулоне, которая планировала атаку военно-морской базы. Тут явно виден сирийский след. Рискнем предположить, что атака в Париже была спровоцирована именно задержанием членов этой группы. Они могли дать «наводку» на свой парижский филиал, и это вынудило остальных террористов пойти на акцию.

Нынешние теракте в Париже, по нашей оценке,  практически наверняка был инициативой «низов» без всякой координирующей роли какого-то зарубежного центра. Очень возможно, что кто-то из боевиков ранее находился в горячих точках в Сирии или Ираке. Почти все они наверняка являются гражданами Франции. Мы слабо верим в то, что террористами были лица, недавно вновь прибывшие во Францию с первой волной беженцев несколько месяцев назад. Это не меняет ничего в принципе. Важно другое — во Франции имеется значительная  прослойка населения в лице т.н. «мусульманской уммы», которая постоянно будет воспроизводить подобного рода атаки, и работа с этой частью населения со стороны спецслужб Франции ведется крайне неэффективно. В этой связи скажем, что обычай Востока, который всегда шокирует правозащитников, в данном случае предлагает только один универсальный рецепт: враждебный клан или этнос просто изгоняется из мест своего проживания, что сразу же уничтожает питательную среду для любой вооруженной деятельности. Этот рецепт к сожалению для толерантной и цивилизованной Европы не подходит.  Принципиальным моментом в данном случае остается легкость доступа террористов на «черный рынок» оружия, что позволяет в принципе любому желающему вооружиться в очень серьезной степени. Сравнение с российскими реалиями времен чеченских кампаний в данном случае некорректны, поскольку  в России шла полномасштабная война, что всегда приводит к расползанию оружия и боеприпасов по всей стране.  Во Франции этого просто нет, отсюда вопросы к спецслужбам. Вновь вынуждены говорить об агентурной работе. Совершенно очевидно, что вскрыть такие автономные группы, которые действуют без связи с каким-либо центром  на свой страх и риск возможно только при наличии разветвленной агентурной сети. Начиная от подпольных торговцев оружием  и заканчивая прихожанами в подпольных молельных комнатах и кружках по изучению Корана. И с этим у французских спецслужб явно не ладится. И у европейских тоже. Есть серьезные вопросы к координирующим центрам ЕС по линии безопасности. Они явно не справляются со своими функциональными обязанностями.