- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О соглашении Турции с ЕС по урегулированию миграционного кризиса

Во время двустороннего саммита, состоявшегося 29 ноября с.г., Европейский союз (ЕС) и Турция согласовали ряд мер по сокращению числа просителей убежища, прибывающих в Европу. Эти новости, которые еще будут конкретизированы, позволяют сделать первые выводы о нюансах обязательств сторон. Согласно договору, Европейский союз предоставит Турции 3 млрд евро (примерно 3,2 млрд долларов), чтобы помочь Анкаре заниматься вопросами обустройства беженцев на своей территории. Однако деньги будут выплачиваться траншами, которые будут зависеть от того, каких успехов добьется Анкара в вопросах пограничного контроля, борьбе с торговлей людьми и организации структуры по предоставлению трудовых лицензий беженцам. В общем-то, подход Брюсселя к этому вопросу традиционен, он выторговал для себя право приостановить выполнение этого договора в зависимости от позиции, и главное — конкретных действий Анкары на путях преодоления миграционного кризиса. На заднем плане для Турции еще маячят «морковки» в виде возможного облегчения визового режима и начала процесса вступления страны в ЕС. По нашей оценке, с последними двумя пунктами будут серьезные вопросы. Помимо всей ситуации с беженцами, на Анкаре еще лежит обязанность признания факта армянского геноцида, чего турецкие власти категорически отказываются делать. Кроме того, есть еще проблема вето Кипра и Греции по вопросам кипрского досье. Кроме того, ряд европейских стран уже выступили против предоставления Турции облегченного визового режима. Эта тема вообще непопулярна сейчас на фоне массового наплыва мигрантов, и в Брюсселе стараются пока внимание общественности на этом вопросе не акцентировать. Остается отдельным и вопрос в отношении каналов финансирования указанного договора. Еврокомиссия готова пока дать только 500 млн евро, Примерно столько же готовы дать Париж и Берлин, кто предоставит остальные финансы, пока непонятно.

Если подвести общие итоги, то необходимо отметить, что мы пока не разделяем пессимизма большинства обозревателей, которые настаивают на победе президента Турции Р.Т.Эрдогана в этой нелегкой для него схватке с ЕС. Эпизод с уничтожением российского бомбардировщика в данном случае выглядит, как заключительный аккорд общей комбинации турецкого президента, который решил добавить в ход переговоров антироссийского душка в качестве дополнительного козыря для Брюсселя и Вашингтона. При этом колоссальные политические и экономические издержки, которые реальны для Анкары в результате инцидента, пока Р.Т.Эрдоганом в расчет не берутся. В том числе и в силу личного интереса его семьи в организации контрабандной поставки нефти из Сирии. Но главное здесь, повторим, все-таки во внешнеполитических амбициях самого Р.Т.Эрдогана, который решил, что Москва, начиная военную операцию в Сирии, тем самым нарушила зону турецких стратегических интересов. И еще мы бы не стали сбрасывать со счетов факт личной обиды турецкого президента на президента РФ В.В.Путина. Поясним, примерно два месяца назад Р.Т.Эрдоган публично объявил, что «Москва решила отказаться от поддержки Б.Асада», о чем ему якобы поведал лично российский лидер во время встречи в Баку. Но вернемся к соглашению между ЕС и Турцией. Ультиматум Р.Т.Эрдогана, в принципе, дал положительный для него результат. Он спровоцировал миграционный кризис, четко рассчитав реакцию Европы, которая откровенно испугалась и решила, от не в меру настойчивого турка, откупиться. И это вместо того, чтобы потратить выделяемые Анкаре финансы на более прозаичные цели. А именно — на создание эффективной системы пограничного контроля и системы фильтрации мигрантов и их депортации обратно в Турцию. Это на настоящий момент единственно правильный алгоритм действий ЕС. Вместо этого предпринимаются попытки «скрестить ежа с ужом» или усидеть на двух стульях: минимизировать риски миграционного кризиса при общем господстве пресловутого принципа «мультикультурности». У европейских лидеров в последнее время вообще развился комплекс «испуга перед принятием самостоятельного решения». Попытка свалить на Анкару всю тяжесть борьбы с мигрантами обречена на провал. Турки, конечно, будут формально соблюдать основные договоренности с ЕС, время от времени устраивая показушные задержания беженцев, которые с наступлением темного времени суток будут продолжать просачиваться в Европу. Пусть и не такими огромными потоками. От этого мало что поменяется. Но основной упор в изменении своей миграционной политики Анкара сделает на ином. Она просто переориентирует потоки беженцев на новые схемы и будет использовать в качестве основного транзитного пути в Европу Ливию, в условиях хаоса в которой, спросить, в общем-то, будет практически не с кого.

При этом Брюссель все-таки смог отстоять одну принципиальную позицию — он отказался от инициативы Р.Т.Эрдогана поддержать идею создания т.н. «зоны безопасности» на территории Сирии для организации именно там лагерей для сирийских беженцев. Под этой благой гуманитарной идеей скрывались планы Анкары по созданию под зонтиком ЕС тыловой базы для подготовки лояльных себе повстанческих групп. Позиция ЕС в данном случае была принята с оглядкой на Вашингтон, который эту идею турецкого президента в свое время заблокировал. Без США европейские лидеры на такие шаги идти опасаются. Вообще создание Евросоюза с его размытым бесхребетным руководством сыграло на пользу Вашингтону, который таким образом получил в лице Еврокомиссии идеального партнера для переговоров, без собственной позиции. Анкара же, почувствовав слабину в рядах европейцев, сделала ставку на безаппеляционное давление с помощью управления миграционными потоками, и пока тактически выиграла. Это означает, что турецкое руководство в среднесрочной перспективе продолжит проводить прежний курс на сирийском направлении. Он будет означать, прежде всего, активизацию военной и материальной поддержки ИГ и других лояльных Анкаре групп с целью переломить военную ситуацию в свою пользу. К таким шагам Анкару обязывают не только российские авиаудары, но и попытки США активизировать курдский фактор в противостоянии ИГ. Переброска пятидесяти американских спецназовцев в район базирования курдских ополченцев в Сирии, безусловно, является для турецких властей плохим сигналом. Если сирийские курды при поддержке американцев начнут наступление на Ракку и возьмут ее, то даже несмотря на наличие логистических каналов через зону безопасности трафик контрабандной нефти серьезно замедлится. И это нанесет ущерб не только семейному бизнесу самого турецкого президента, но и поставит в серьезное, если не сказать, критичное положение и инфраструктуру ИГ. Если этот ход сознательный и делается Анкарой в надежде получить долгосрочные преференции от ЕС, включая инкорпорацию в эту структуру, то представляется, что Р.Т.Эрдоган ошибается. И Вашингтон в силу своих геополитических интересов, и Брюссель по причине менталитета европейцев «никогда не забывать свои обиды», фактически поставили крест на самом Р.Т.Эрдогане, как фигуре для сотрудничества и альянса. Миграционный шок ему не забудут, и дело только во времени. ЕС «сольет» турецкого президента с большим облегчением при первой удобной возможности и ослаблении его власти. Попытка Р.Т.Эрдогана стать «своим» для американцев и европейцев — есть попытка с «негодными средствами». Он никогда не будет таковым, и его политический (а возможно — и физический) конец будет воспринят в Вашингтоне и Брюсселе с большим удовлетворением.

Все это происходит на фоне поправения (может быть, не до конца пока видимого) населения стран ЕС, которое спровоцировано именно миграционным кризисом. По последним социологическим опросам, уже половина немцев, наплевав на экономический рост, хотят отставки канцлера А.Меркель. Именно по причине ее нежелания вводить квоты для приема мигрантов. Число сторонников «антимиграционной» партии «Альтернатива» доросла до десяти процентов, что является беспрецедентным. Во Франции велика, как никогда, вероятность победы на муниципальных выборах 6 декабря с.г. партии М. Ле Пен. Сказанное позволяет большинству аналитиков сделать вывод о том, что договор между Турцией и ЕС ни к какому кардинальному решению этой проблемы не приведет, а сам миграционный кризис в состоянии создать весомые риски существования ЕС в его нынешней конструкции.