- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Марокко: октябрь 2015 г.

Октябрь в королевстве начался с сообщений о действиях марокканских спецслужб и Фемиды на двух направлениях – против сторонников независимости сахарских провинций (Марокко) и против джихадистов.

2 октября марокканское официальное информационное агентство МАП сообщило, что шестеро выходцев из сахарских провинций получили по шесть месяцев тюрьмы каждый по обвинению в «подстрекательстве к насилию» против сил безопасности в ходе одной из манифестаций сторонников независимости Западной Сахары, прошедшей в городе Дахла 29 сентября.

По данным МАП, 29 сентября примерно 40 человек, главным образом несовершеннолетние, атаковали силы безопасности в Дахле с использованием «камней, палок и коктейлей Молотова».

Дахла – второй по значимости город сахарских провинций после Эль-Аюна. В нем проживает примерно 60 тысяч жителей. Он находится в 300 км от границы сахарских провинций Марокко с Мавританией.

2 октября информационное агентство МАП сообщило, что 19 марокканцев получили от одного до шести лет тюрьмы по обвинениям в причастности к «делам, связанным с терроризмом». Более того, в обвинении утверждалось, что все осужденные уже «совершили террористические акты» с целью «нанести ущерб общественному порядку».

4 октября МВД Испании объявило об аресте в Испании и Марокко 10 человек, причастных к рекрутированию джихадистов для «Исламского государства» (ИГ). Аресты были произведены в испанских городах Толедо, Бадалона, Ксерако, а также в марокканской Касабланке.

В начале октября странная находка, обнаруженная на мусорной свалке квартала Медиуна в Касабланке переполошила все марокканские спецслужбы. На мусорке нашли чемодан, полный оружия и боеприпасов, включая стреляные гильзы. Поднятые по тревоге спецслужбы в экономической столице королевства в итоге пришли к выводу, что чемодан попал на свалку вместе с отходами из международного аэропорта «Мохаммед V». Кроме автоматического оружия и боеприпасов в чемодане нашил авиабилеты, относящиеся к 2005 году. Судя по всему, некто освободился от опасного груза перед прохождением пограничных формальностей, выбросив чемодан в мусорный бак.

10 октября британская «Дейли Мейл» сообщила, что Лондон в преддверии массового наплыва британских туристов в Марокко, который ожидался в конце октября, направил в королевство контрразведчиков и пиротехников с тем, чтобы те вместе с марокканскими коллегами обеспечили безопасность подданных британской короны. По данным газеты, кроме непосредственной работы «в поле» британские специалисты должны были дать «мастер-классы» их марокканским коллегам. Издание утверждало, что эта мера была предпринята в связи с возросшей угрозой терактов в Марокко. Королевство ежегодно принимает до 500 тысяч британских туристов.

В октябре не обошлось и без недоразумений. 5 октября префектура Касабланки запретила проведение первого в Марокко фестиваля пива, который намеревалась организовать компания Groupe des Brasseries du Maroc. Префектура мотивировала это решение тем, что организаторы якобы не соблюли некие юридические нормы. Фестиваль должен был пройти в период с 8 октября до 8 ноября при том, что формально в Марокко продажа алкоголя запрещена для мусульман, составляющих 99,9% населения страны. Королевство ежегодно производит свыше 40 млн бутылок прекрасного вина, большинство из которых потребляется в пределах страны.

Судя по всему, за отменой фестиваля стояли исламисты, формально находящиеся у власти в Марокко. С соответствующим призывом выступила близкая по идеологии к правящей Партии справедливости и развития (ПСР) исламистская партия Движение за единство и реформу (ДЕР). В своем коммюнике она охарактеризовала готовившийся фестиваль пива как «фестиваль в честь матери всех пороков». По ее оценке, это событие в случае его проведения «стало бы рискованным шагом, направленным на очевидную конфронтацию с ценностями и идентичностью марокканцев».                Мэрию Касабланки возглавляет представитель ПСР.

Согласно марокканскому еженедельнику «Аль-Усбуа ас-Сахафи», в октябре Марокко приняло решение присоединиться к французской операции против ИГ в Сирии с использованием базирующихся в ОАЭ марокканских истребителей F-16. Официально эта информация не подтверждалась, поскольку официальный Рабат предпочитает не афишировать свое участие в подобных действиях. Возможно, данный шаг Рабата стал реакцией на сообщения о состоявшейся в Ракке (Сирия) встрече боевиков ИГ — марокканцев и французов марокканского происхождения — в ходе которой обсуждались планы по нанесению ударов как в Марокко, так и во Франции. Не исключено, что именно там замышлялись будущие теракты в Париже.

В октябре в очередной раз стало очевидным, что «нормы» ведения бизнеса, принятые в России, тормозят развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества. В Москве в связи с проведением выставки World Food Moscow побывала делегация марокканских экспортеров томатов и цитрусовых, которые в один голос утверждали, что их российские «партнеры» являются плохими плательщиками. Целью их визита было попытаться урегулировать многочисленные спорные проблемы с российскими «бизнесменами».

Интересную статистику о жителях городов Марокко опубликовал 15 октября еженедельник «Экономист». Согласно его данным, в 2014 году среднестатистическая семья в центре Рабата состояла из 4,6 человек (условно), в то время как десятью годами ранее этот показатель составлял 5,24 человек. По оценкам экспертов, такое заметное снижение численного состава марокканской городской семьи отразило структурные изменения, происшедшие в ней. По их оценке, снижение числа детей в марокканских семьях позволяет горожанам больше средств направлять на образование и профессиональную подготовку молодого поколения.

Интересная особенность марокканского общества — хозяйками в среднем 16,2% семейных очагов являются женщины. Таких семей насчитывается 1,18 млн. В городах этот показатель составляет 18,5%, в сельской местности — 11,8%. Порядка 60% таких женщин — вдовы, остальные — разведенные.

В 2014 году на каждую горожанку приходилось 2,01 ребенка (повтирим, чистая арифметика), что на 14% ниже показателя 10-летней давности. В сельской местности та же тенденция — 2,55 в 2014 году против 3,1 в 2004 году. Таким образом, считают специалисты, конвергенция марокканских города и деревни в данном вопросе — лишь вопрос времени.

Тревожной остается ситуация в сфере образования. Хотя за 10 лет число неграмотных сократилось на 18,7%, таковых в Марокко по состоянию на начало 2015 года насчитывалось 8,6 млн человек.

В октябре не обошлось без курьезов. 28 октября марокканский суд приговорил к 5 годам тюрьмы строгого режима человека (его имя не называлось), который, обладая неоспоримым талантом копировать голоса, имел неосторожность разыгрывать людей, представляясь в телефонных разговорах с ними супругой короля Мохаммеда VI принцессой Сальмой. В частности, жертвой такого надувательства стал чемпион мира по боксу Мохаммед Рабии, которого «принцесса» попросила поучаствовать в одном из «благотворительных» мероприятий.

Показательно, что процесс над мошенником шел всего три дня. Впрочем, он совсем недавно вышел из тюрьмы, где отбывал наказание опяять таки за мошенничество.

29 октября исполнилось 50 лет с момента похищения и исчезновения в Париже самого известного марокканского оппозиционера Мехди бен                 Барки. Вечером того дня у пивной «Липп» в парижском квартале Сен-Жермен, откуда похитили Бен Барку, собрались несколько сотен человек. «Мы собрались здесь для того, чтобы потребовать правду и правосудие в этом государственном деле», — заявил сын оппозиционера Башир бен Барка.

Напомним: М. Бен Барка был похищен марокканскими спецслужбами при содействии работавших на них французских полицейских.Во Франции дело о похищении Бен Барки было объявлено государственным секретом. Считается, что кроме марокканских и французских спецслужб к нему могли быть причастны их коллеги из Израиля и США.

В 2007 году французский судья Патрик Рамаэль создал переполох среди марокканской «элиты», выписав мандаты на арест командующего Королевской жандармерией генерала Хосни Бенслимана, шефа военной разведки генерала Абдельхака Кадири, а также Милуда Тунси (Ларби Штуки), непосредственного участника похищения Бен Барки.

В любом случае, марокканским властям когда-то придется заниматься «делом» Бен Барки. И, может быть, это лучше сделать раньше, чтобы не «висеть» на французском «крючке», с которого в любой момент может сорваться серьезная неприятность.