- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О росте антиисламских преступлений в Великобритании

Согласно данным переписи 2011 года, количество мусульман, проживающих в Соединенном Королевстве, насчитывает около 2,7 млн человек, в том числе 100 тыс. лиц, перешедших в ислам из других конфессий, что составляет 4,5 % от населения. С учетом нелегальных мигрантов этот показатель, безусловно, выше.

Количество приверженцев ислама стабильно растет: в нулевых годах община мусульман в стране увеличивалась в 10 раз быстрее, чем количество представителей других конфессий.

Ислам – вторая по количеству приверженцев религия в стране, и ее община начала формироваться еще в XVIII веке, когда представители народов, населяющих колониальные владения Великобритании, стали по разным причинам прибывать туда и становиться полноправными подданными королевства.

Мусульманские общины – неотъемлемая часть сообщества Великобритании, которые оказали влияние на историю этой страны в новое и новейшее время.

В королевстве насчитывается более 1 500 мечетей.

Самые многочисленные общины представлены выходцами из Пакистана и Бангладеш, к менее крупным относят представителей Магриба и иных арабских стран, Сомали, Турции, Нигерии и других регионов. Расселены они неоднородно: наибольшая часть их представителей проживает в Англии и особенно в Лондоне, где в отдельных районах количество приверженцев ислама превышает 30 % в общей доле населения.

Несмотря на развал колониальной империи, Лондон продолжает поддерживать тесные связи с исламским миром во многих областях, объемы взаимных инвестиций достигают миллиардов фунтов стерлингов, особенно со странами Персидского залива. Количество туристов из мусульманских стран, посетивших Великобританию, составило 1,3 млн человек в 2014 году.

Однако, в последние годы в стране все более отчетливо начали вырисовываться проблемы во взаимоотношениях между религиозными группами, которые лишь усугубляются со временем, что во многом отражает общую тенденцию, сложившуюся в странах Западной Европы, вызванную событиями в регионе Ближнего Востока и увеличением нелегальной миграции и, как следствием, ростом соответствующих настроений в обществе. Это сопровождается увеличением количества преступлений в адрес религиозных меньшинств, что уже стало одной из злободневных тем в Великобритании.

Преступления с антиисламской направленностью в Соединенном Королевстве стали относительно частым явлением в конце нулевых годов. При этом власти испытывали некоторые трудности в борьбе с ними: многие пострадавшие предпочитали не обращаться в полицию, опасаясь пагубных последствий. Но со стороны лиц, официально представлявших мусульманские организации и общины, начали звучать опасения за безопасность и просьбы в адрес властей способствовать решению этой проблемы. Это нашло понимание в правительстве, которое, разумеется, не желало развития ситуации по такому сценарию. В ноябре 2012 года в Великобритании зарегистрирована организация Tell MAMA (MAMA – Measuring Ant-Muslim Attacks — «Измерение антиисламских атак»), создание которой курировал занимавший в то время пост заместителя премьер-министра Ник Клегг, представитель Партии либеральных демократов. Ежегодное финансирование этой структуры со стороны правительства составило 214 000 фунтов стерлингов, ее функциями являлись регистрация преступлений в адрес мусульманского сообщества, оказание помощи правоохранительным органам в борьбе с такими преступлениями, выявление основных угроз и т.д. За первый год ее сотрудниками было зарегистрировано около 1 500 преступлений и хулиганских действий, направленных на представителей исламской религии на территории Великобритании. При этом, по мнению некоторых британских журналистов, многие из зафиксированных инцидентов не носили характер преступления и являлись не более, чем хулиганскими выходками или мелкими бытовыми конфликтами, поэтому, организация несколько раз обвинялась журналистами в нагнетании обстановки и завышении показателей статистики.

Наиболее остро проблема преступлений обозначилась летом 2013 года после резонансного убийства военнослужащего Ли Ригби в Лондоне, которое потрясло британское общество. После этого количество преступлений, совершенных в адрес мусульман за 2013 год, увеличилось на 65 % по сравнению с 2012 годом, в том числе в первый месяц после трагедии с Ли Ригби в несколько раз. Правда, под преступлениями здесь подразумеваются в том числе акты хулиганства и оскорблений, которые не всегда носили имущественный и личный характер. Однако это серьезно испугало мусульманское сообщество Великобритании.

При этом большая часть этих преступлений и хулиганских действий совершались в адрес женского пола, что объяснялось экспертами как их большей уязвимостью и беззащитностью по сравнению с мужчинами, так и ношением хиджабов и никабов, которые вызывают раздражение у злоумышленников и позволяют быстро идентифицировать мусульманских женщин на улице и в общественных местах. В числе наиболее распространенных инцидентов отмечаются оскорбления в общественном транспорте в стиле «уезжайте, откуда приехали», надписи с угрозами и оскорблениями на домах или автомобилях проживающих мусульман, срывание никабов и т.д. Одним из результатов этого явилась массовая боязнь среди мусульманских женщин передвигаться по улицам Лондона даже в дневное время суток.

В 2013 году так же имели место 10 атак на мечети в разных частях страны, наиболее резонансными из которых были поджоги в городах Гримсби и Эссекс.

По времени это совпало с так называемым «делом Павла Лапшина» — украинским студентом, оказавшимся в Великобритании на стажировке, который в апреле 2013 года совершил убийство 82-летнего Мохаммеда Салима, идущего из мечети, а так же подложил несколько взрывных устройств в мечетях Бирмингема. По счастливой случайности, жертв в результате взрывов удалось избежать, а сам Лапшин был признан вменяемым и приговорен к пожизненному заключению. В ходе следствия выяснилось, что Лапшин находился под сильным идеологическим влиянием работ американских неонацистов современного периода.

В качестве негативных последствий от этих преступлений указывались и возможное осложнение в сотрудничестве Лондона с мусульманскими странами ввиду опасений потенциальных посетителей Великобритании за свою безопасность. Например, снижение туристического потока, сокращение бизнес проектов и инвестиций, поступающих из мусульманских стран, проблемы во взаимодействии со своими партнерами в образовательной, культурной и других областях.

По данным полиции, в 2014 году ситуация немного успокоилась, и количество подобных преступлений по сравнению с 2013 годом снизилось на 5,9 %. Правда, по утверждению экспертов, фиксируется далеко не все, поэтому, количество инцидентов в действительности только продолжило возрастать. В том же году произошло резонансное убийство студента из Саудовской Аравии в городе Колчестер, который был зверски зарезан во время прогулки по парку.

Все изменилось в 2015 году, когда очередной рост антиисламских преступлений произошел после парижских терактов в январе, а количество инцидентов выросло за первое полугодие 2015 года на 71 % по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

Преступниками в большинстве случаев являются мужчины в возрасте от 15 до 35 лет.

Помимо атаки на на редакцию французкого журнала «Шарли эбдо», причинами этого явления называются миграционный кризис и показанное по всему миру обезглавливание британского гражданина боевиками «Исламского государства».

Но настоящий всплеск пришелся на ноябрь, когда за несколько дней после парижских терактов, по данным Tell MAMA,количество преступлений  возросло сразу на 300 %.

Как и в предыдущие периоды, большая часть потерпевших – женщины, сам характер преступлений сильно не изменился.

Распространенным на улицах Лондона стало оскорбительное выражение migrant scum («мигрантская сволочь»).

Конечно, пока инциденты в большинстве своем носят характер хулиганств и оскорблений, которые редко несут угрозу жизнью, здоровью и имуществу людей. Убийства и нанесение тяжким травм людям носят исключительный характер, а подобные действия, безусловно, не поддерживает вся здравомыслящая часть британского общества. Равно как и теракты в отношении невинных людей решительно осуждает подавляющая часть мусульманского населения в Европе.

Однако, рост мелких хулиганств и оскорблений, совершаемых молодежью на почве религиозной ненависти и антиэмигрантские настроения в обществе, безусловно, очень тревожный признак для Великобритании.  Эта ситуация может привести к популярности идей неофашизма, особенно на фоне неспособности властей решить проблемы, связанных с мусульманским населением. Тем более, что фашизм в свое время обретал наиболее значительную поддержку именно в среде молодежи, которая является наиболее активной и легко манипулируемой частью населения. Поэтому, для появления соответствующих политических сил в Европе создаются все более благоприятные условия.

Тревогу вызывает и то, что наряду с антиисламскими правонарушениями отмечается аналогичный рост и антиеврейских настроений и инцидентов, причем не только в Великобритании, но и во многих странах Западной Европы и в США.

Правительство Великобритании осознает все масштабы складывающейся угрозы и пытается принимать некоторые меры. Так, в октябре 2015года на основании решения правительства на территории Англии и Уэльса полиция обязана фиксировать все преступления и иные инциденты, направленные против мусульман, отдельно от остальных.

Но это – частные меры, которых недостаточно для устранения этой проблемы: в условиях набирающего обороты миграционного кризиса она будет только ухудшаться. В свою очередь, если власти сумеют решить проблему нелегальной миграции, снизятся и антиисламские настроения в обществе.