- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О конкуренции за углеводородные рынки Европы. Часть 2

На фоне стран Западной Европы экономика Португалии характеризуется как слабая по многим показателям, а темпы ее роста ниже средних значений по странам ЕС.

Внутренний рынок углеводородов страны не рассматривается как перспективный в плане роста, хотя спрос на газ в конце девяностых и нулевых увеличивался очень быстрыми темпами, что было обусловлено его широким внедрением в секторе производства электричества. В конце нулевых годов показатели спроса стабилизировались.

Сегодня доля природного газа  в общей структуре энергоносителей страны колеблется на уровне 17-18 % (4,5 млрд куб. м) что ниже среднего показателя по странам ЕС (23 %).

К достижениям можно отнести высокую долю производства энергии из возобновляемых источников: ветряных, солнечных и гидроэлектростанций.  В стране также функционируют две геотермальные электростанции. Португалия – одна из немногих стран ЕС, где объемы произведенной энергии из возобновляемых источников превышают объемы производства из газа. Это объясняется способствующими климатическими условиями, особенно наличием сильных ветряных потоков в районе Атлантического побережья, и почти полным отсутствием собственных месторождений энергоносителей. В планах Лиссабона дальнейшее увеличение объемов производства энергии из возобновляемых источников.

Использование голубого топлива в Португалии началось достаточно поздно, в конце 1990-х годов. Причина — ограниченные возможности страны по импорту энергоносителей с использованием газопроводов ввиду относительной географической удаленности от основных добывающих стран, а так же экономическая нестабильность в 1970-х годах, в период формирования газового рынка Европы. Лишь начиная с 1996 года, когда был введен в эксплуатацию газопровод «Магриб-Европа», соединяющий Алжир и Испанию, стали возможны поставки голубого топлива в Португалию транзитным маршрутом с территории Испании.  Первым и главным его потребителем стала электростанция Tapada do Outeiro в городе Коимбра мощностью около 1 000 МВт, запущенная в 1998 году. В то время она обеспечивала 20 % от общего спроса на электроэнергию в Португалии.

Принятие решения о внедрении газа и начале его импорта обуславливалось растущим внутренним спросом на электроэнергию и экологическими соображениями (в те годы страны ЕС принимали усилия по отказу от угольных электростанция с целью снижения выброса загрязняющих веществ в атмосферу).

В Португалии имели место опасения по вопросу безопасности такого импорта из-за волатильности цен на углеводороды.

Непросто было и положиться на газопровод «Магриб-Европа», который тянется из Алжира, в те годы еще охваченного гражданской войной с исламистами, а затем через Марокко – страной, находящейся в далеко не дружественных отношениях с Алжиром из-за проблемы территории Западной Сахары.

Понятно, что в случае осложнения обстановки Рабат теоретически мог перекрыть поставки голубого топлива в Европу.

В соответствии с межгосударственным соглашением, за транзит газа по своей территории Рабат имеет право на получение 7 % доли от ежегодной выручки, получаемой Алжиром за счет этого газопровода. В первые годы это компенсация осуществлялась денежными средствами, затем марокканская сторона стала получать натуральные поставки газа. За почти 20 лет функционирования газопровода «Магриб-Европа» серьезных сбоев в поставках сырья не произошло, страны выполняют свои договорные обязательства, а политические разногласия удалось оставить в стороне от экономических договоренностей.

За счет Алжира Португалия покрывает сегодня более 50 % от объема своих потребностей, значительная часть которых поступает по упомянутому газопроводу.

С начала нулевых было запущено строительство нескольких новых электростанций, работающих на газе, общей мощностью более 2 500 МВт. С целью удовлетворения растущего спроса была сделана ставка на СПГ, который первоначально экспортировался из Испании путем реэкспорта сырья из порта Ферроль, где расположен регазификационный терминал. В 2003 году запущен португальский терминал в городе Синиш мощностью 5,2 млрд куб. м/год. Португальская компания GALP Energia владеет 100 % акций этого терминала. В первые годы основным экспортером СПГ в Португалию была Нигерия на основании 20-ти летнего контракта, затем поставщики были диверсифицированы.

Сегодня Португалия приобретает СПГ в Нигерии, Омане, Алжире, Малайзии и Катаре. Последний удовлетворяет 8 % внутренних потребностей страны.

Очевидно, что в ближайшие годы спрос на голубое топливо в Португалии не будет подвергаться значительному снижению: экономика страны и без того в застое, рост потребностей в энергоносителях минимальный. А развитие возобновляемых источников, на которые возлагаются большие надежды, вряд ли будет способствовать снижению объемов потребления газа: сокращаться будут в первую очередь нефтяные и угольные мощности, которые, в отличие от газовых, являются более устаревшими и менее рентабельными.

Страна продолжит импортировать алжирский трубопроводный газ, а также СПГ, для чего имеется вся необходимая инфраструктура. В случае возникновения серьезных сбоев и даже прекращения поставок алжирского трубопроводного газа это не будет значимой угрозой для энергетической безопасности Португалии: терминал в Синише сегодня позволяет импортировать объем для удовлетворения всех потребностей страны в голубом топливе. Кроме того, возможен реэкспорт газа из Испании, что уже имело место. Однако, для Лиссабона предпочтительнее продолжать сотрудничество с Алжиром, так как стоимость СПГ значительно дороже трубопроводного. Возможности для ценового маневра при заключении соглашений значительно ниже чем у крупных покупателей (например, Испании): португальский газовый рынок не выглядит привлекательным ввиду ограниченного потенциала, поэтому  серьезные ценовые уступки могут не иметь экономического смысла.

По этой же причине страна не является объектом серьезной конкуренции между поставщиками.