- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иракская разведывательная служба расширяет полномочия

Иракской разведывательной службе (INIS) в конечном счете удалось добиться внесения в повестку дня работы парламента закона о расширении полномочий и технического совершенствования ее структур. Этому предшествовала целая неделя жестких обсуждений за закрытыми дверями с премьер-министром Х.аль-Абади и руководителями парламента. Все эти дискуссии завершились 10 декабря с.г. следующими решениями. INIS получает финансирование для организации резидентур за рубежом. Подразумевается воссоздание посольских резидентур за рубежом, если не в прежнем объеме (при С.Хусейне они присутствовали в обязательном порядке при каждом посольстве), то, по крайней мере, в ряде ключевых стран — большинство арабских государств, США, Франция, Брюссель и Россия. Присутствие сотрудников в резидентурах будет, по всей видимости, не запредельным, а варьироваться от одного до трех сотрудников в основном. Процедура согласования разрешений на открытие таких разведпунктов руководство службы теперь будет получать только лишь у премьера, минуя обсуждение в парламенте. Это очень непростое решение, поскольку дефицит бюджета Ирака продолжает оставаться угрожающим на фоне продолжающегося падения цен на углеводороды. Иракское правительство вынуждено отказаться от закупок ряда партий вооружений в США в этом году. Эта же тенденция сохранится и в следующем году. Второй вопрос — усиление технической оснащенности INIS и создание условий для обеспечения информационной защиты каналов правительственной связи. Последнее приобретает особое значение с учетом жесткого прессинга со стороны парламента страны в связи с «неспособностью предотвратить утечку закрытых материалов дипломатической переписки в прессу». В реальности же имеется в виду обнародование не без помощи иракских спецслужб в прошлом году данных дипломатической переписки посольства Саудовской Аравии с центром о подкупе ряда суннитских политиков страны путем передачи им крупных сумм денег наличными или предоставления «сладких мест» в саудовских коммерческих структурах. Власти решили обеспечить конфиденциальность своей административной переписки. Скажем сразу, что у самих иракцев нет таких специалистов и аппаратуры. Но она в какой-то мере присутствует у Ирана. Опять же, в далеко недостаточной, если вспомнить кибератаки на иранские объекты ядерной программы и взлома «неизвестными» правительственной связи. В этой связи в Тегеране серьезно озаботились модернизацией своей информационной безопасности, для чего привлечены специалисты из России и КНР. Как представляется, INIS в данной ситуации собирается работать в тесной координации с коллегами из КСИР. Даже несмотря на некоторые нынешние разногласия иракского премьера Х.аль-Абади с Тегераном, и особенно с командующим элитным подразделением КСИР «Кодс» генералом К.Сулеймани.

Кроме того, как выяснилось в процессе дискуссий в парламенте и правительстве руководство INIS официально заявило, что оно предупреждало западных партнеров в лице Франции и США о возможности совершения резонансного теракта в ноябре с.г. Напомним, что 13 ноября с.г. такой теракт в Париже состоялся. В этой связи возникает слишком много вопросов. Первый из них — если такая предупредительная информация действительно имела место, то почему Париж и Вашингтон на нее не отреагировали. Как представляется, вопрос в данном случае упирается в позицию, прежде всего, Вашингтона, который на основании доклада своих разведорганов в лице ЦРУ, в первую очередь, сделал окончательный вывод «о невозможности» конструктивного сотрудничества с иракской разведкой. Отсюда и полное игнорирование предупредительной информации о возможно готовящихся терактах. По оценке аналитиков ЦРУ США, INIS стала фактически филиалом шиитской «Армии Махди» под руководством стойкого антагониста США Муктады ас-Садра. В этой связи все попытки американцев наладить какие-либо каналы получения развединформации натыкаются на блокирование со стороны руководства иракской разведслужбы. Если мы вспомним принцип деятельности ЦРУ США в арабских странах, в том числе и в Ираке, то необходимо констатировать, что за основу там берется именно партнерский канал обмена информацией. Американские оперативники уже давно разучились проводить самостоятельную вербовочную работу среди местного населения, да и в иракских реалиях это сильно небезопасно. А по партнерским каналам американцам информацию просто не предоставляли, шииты даже не удосуживались заниматься подготовкой какой-нибудь направленной дезинформации, они просто ничего не предоставляли. Это вызывало несколько раз довольно резонансные демарши по линии Вашингтон-Багдад, но каких-то весомых изменений все это не принесло. Но как бы там ни было, в случае получения упреждающей информации о готовящемся теракте спецслужба обязана отрабатывать такой сигнал без оглядки на характер взаимоотношений с партнерами. Другое дело, что мы не совсем отчетливо представляем себе характер этого сигнала, его подробности и т.п., и вообще мы уже сообщали о том, что не совсем верим в версию заказа и финансирования операции в Париже со стороны центральных органов разведки ИГ. Дело в том, что спецслужбы не проводят такие операции за просто так, всегда присутствует воля и решение политического руководства. Зачем политическому руководству ИГ давать команду на организацию теракта в Париже и потом брать на себя ответственность? Реакция в данном случае и ЕС, и США (никуда не денешься) совершенно однозначна, борьба по всем фронтам с организацией будет только усиливаться, ИГ становится окончательно недоговороспособным, и т.п. Собственно то, что мы видим сейчас. Заподозрить руководство ИГ в том, что оно примеривает на себя костюм мученика и желает «прогреметь напоследок» — сложно. Судя по выстроенным схемам по торговле нефтью и осуществления пропаганды, это не так. В этой связи задачи парижского теракта могут лежать только в двух очевидных плоскостях. Первая — это самостоятельная игра Анкары, которая направлена на сознательное обострение позиции Европы и США по вмешательству в конфликт в Сирии с целью реализации своей идеи о создании, наконец-то, «зоны безопасности» под зонтиком НАТО. Этот замысел провалился. По крайней мере, пока никто на Западе не собирается участвовать в этих проектах. Отметим, что теракт был совершен тогда, когда со всей очевидностью стало ясно, что Россия пришла в Сирию не для прогулки, а для того, чтобы четко довести задуманный проект стабилизации обстановки в этой стране до логического конца. Вторая версия сильно проще — теракт совершила просто группа сторонников ИГ или просто приверженцев радикальной исламистской идеологии, которая действовала на свой страх и риск, без всяких указаний из Мосула. Обратим внимание, что по итогам расследования этих событий даже из того, что стало известно «широкой общественности», очевидно, что все резонансные террористические атаки во Франции и Бельгии (Редакция журнала «Шарли Эбдо», поезд Амстердам-Париж, расстрел в Париже) инициировали и проводили члены одной, очень небольшой по численности, группы марокканцев. Причем никаких фактов целенаправленного финансирования из Мосула или постоянной связи с рукоодством ИГ обнаружено не было. И это наталкивает на мысль об излишней самостоятельности исполнителей, под которой ИГ просто пришлось «подписаться», дабы не терять лицо. Вот это, собственно, две основные версии совершения теракта. Все остальное лежит в сфере «отморозки своих ушей назло бабушке», что для торговцев-арабов нетипично.

Возвращаясь к теме создания зарубежных филиалов INIS, отметим, что их основной задачей будет, конечно, не проведение разведывательной работы, хотя традиционно они будут пробовать создать сеть информаторов среди представителей иракской колонии в той или иной стране. Основная задача в данном случае — создание постоянных рабочих партнерских каналов со спецслужбой страны пребывания и тем самым работа на свой имидж.