- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Тунисе

Положение в арабском мире оказывается совсем не таким, как это после смуты представлялась западным, да и – частично —  нашим теоретикам. Идут войны в  Сирии, Ираке и Йемене, а Ливия фактически прекратила существование как государство. Однако при всем том остается Тунис, которому с большим трудом удается выбираться из смуты, порожденной восстанием.

В результате революции в декабре 2010 – январе 2011 года власть оказалась у Движения «Ан-Нахда» (ДН), Конгресса за республику и Демократического фронта за труд и свободы. Президентом был избран Монсеф Марзуки. Но напряженность в стране нарастала. ДН стала проводить курс на исламизацию, в частности, замену секуляристских глав вилаетов на исламистов. 6 февраля 2013 г. был убит лидер Движения демократических патриотов Шукри биль-Ид, а 25 июля 2013 г. – лидер Популярного течения Мохаммед Ибрагими. Салафитами было организовано нападение на американское посольство. На границе с Алжиром появились фундаменталисты, совершавшие атаки на армию и полицию.

В этих условиях Квартету посредников национального диалога (КПНД), в которое входят Всеобщее тунисское объединение труда, Конфедерация промышленников, торговцев и ремесленников, Адвокатский ордер и Лига в защиту прав человека, взяли игру в свои руки. Они пригласили 21 партию принять участие в национальном диалоге и предложили 17 декабря 2013 принять «дорожную карту», предусматривающую завершить работу Конституционной ассамблеи, назначить Высший независимый совет по проведению выборов, объявить закон о выборах, принять за 4 недели конституцию, признать недействующим правительство Али Лараеда и назначить главой правительства независимого лидера. 10 ведущих партий согласились на эти условия. Таким образом, члены КПНД продемонстрировали, что они в реальной политической жизни играют роль большую, чем партии и навязывают им свою волю.

Текст Основного закона был утвержден 26 января 2014 г.  93% голосов на Конституционной ассамблеи[1] [1]. Ему свойственны прогрессивные черты, в частности свобода вероисповедания,  равноправие женщин с мужчинами и права представителей меньшинств. 26 октября 2014 г. прошли выборы в парламент страны. В результате «Нидаа Тунис» («Призыв Туниса») получил 85 мест из 217, а ДН, занявшее второе место – 69 мест. Позже состоялись президентские выборы, в результате которых победил Каид эс-Себси, чей возраст составляет 88 лет. 5 февраля 2015 г. 166 депутатов из 217 высказались за избрание Хабиба эс-Сида в качестве премьер-министра Туниса[2] [2]. Нобелевская премия мира была присуждена КПДН за выдающийся вклад в построение демократии в Тунисе. Вместе с тем, победа демократии в стране была обеспечена, с одной стороны, активностью гражданского общества, а с другой – позицией армии, которая, будучи нейтральной, тем не менее, выступила как гарант независимости Туниса.

Однако трудности на пути демократического выбора страны продолжают существовать. Прежде всего, стоит назвать салафитов. Связанное с «Исламским государством» (ИГ) «Джунд аль-хиляфа» в течение 2015 г. провело три крупных террористических акта в государстве. 18 марта был атакован Национальный музей Бардо в Тунисе . В результате терактв погибли 22 человека. В июне был совершен еще один теракт. Был атакован туристический комплекс «Риу эмпиреаль мархаба» недалеко от Суса, где погибли 38 туристов. Эта атака стала крупнейшей осуществленной фундаменталистами в истории этой страны. Наконец, 24 ноября в столице страны было совершено еще одно нападение на автобус, перевозивший сотрудников президентской охраны, что привело к гибели 12 человек[3] [3]. Атаки сильно сказались на туристическом секторе. В течение первых восьми месяцев 2015 г. число иностранцев, прибывших в Тунис, снизилось по сравнению с 2014 г. на 1 млн. человек[4] [4]. Одновременно на границе с Алжиром и Ливией салафитской группировкой «Фаланги Окбы ибн Нафиа», связанной с Организацией «Аль-Каида в исламском Магрибе», были организованны нападения на солдат, полицейских, а также крестьян. При этом террористы получают финансирование со стороны фондов стран Персидского залива[5] [5].

Угрозами существованию демократии в Тунисе являлись также неумелое руководство и коррупция, к которому прибавился отход от политики значительной части населения, проявлением чего стала низкая явка на  президентских выборах. Кроме того, имеют значение также и возраст К.эс-Себси – как бы населению Туниса не пришлось выбирать нового президента, и неизвестно, каким будут результаты…

Самое главное сейчас – удастся ли новому руководству страны справится с безработицей среди молодежи и повысит уровень материального благосостояния страны. От того, насколько лидерам государства удастся справиться с решением этих двух задач, во многом будет зависеть будущее Туниса.

 

1.http://inosmi.ru/world/20150327/227141 [6]001.html

  1. http://inosmi.ru/world/20150327/227141991.html [7]
  2. http://ru.euronews.com/2015/12/10/tunisia-s-prized-democrasy-will-strike-back-against-terrorists/ [8]
  3. http://aeopolis.francetvinfo.fr/tunisie-la-democratie-en-marshe/ [9]

5.http://www.foreignpolicy.ru/analyses/tunis-kak-edinstvennaya-rabotayuschaya-demokratiya-blizhnego-vos [10]toka/

[11]