- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военной ситуации в Сирии (19 – 26 декабря 2015 г.)

В течение недели продолжала активно работать российская авиация из состава авиагруппы, базирующейся на авиабазе «Хмеймим». По данным Минобороны РФ, интенсивность ее полетов составила до 60 боевых вылетов в сутки. По данным зарубежных СМИ, удары наносились по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джабхат ан-нусра» в провинциях Алеппо, Идлиб, Латакия, Ракка, Хомс, Дейр эз-Зор, Хама.

20 декабря в провинции Иблиб в результате удара российской авиации уничтожен видный полевой командир «Джабхат ан-нусры» Фейсал аль-Гази. В тот же день региональные СМИ сообщили, что самолет Башара Асада в ходе его полета  в Тегеран будет сопровождаться 4 российскими истребителями. По их данным, об этом уведомлены участники международной коалиции во главе с США. Понятно, что точная дата визита Б.Асада в Тегеран хранится в тайне.

21 декабря свыше 20 самолето-вылетов выполнены для нанесения ударов по целям террористов в провинции Хомс.

23 декабря, по данным зарубежных СМИ, в результате ударов российской авиации по целям джихадистов в провинции Идлиб уничтожены 56 боевиков, в том числе 6 судей т.н. «исламского трибунала» группировки «Ахрар аш-Шам», подчиненной «Джабхат ан-нусре». Последняя связана с «Аль-Каидой».

25 ноября Минобороны РФ сообщило, что за без малого 3 месяца военной операции в Сирии российские самолеты выполнили 5240 боевых вылетов, в том числе 145 вылетов выполнили самолеты стратегической и дальней авиации. По данным военных, ежедневно три четверти ударов наносятся по ранее выявленным целям, одна четверть — по вновь выявленным из положения дежурства в воздухе или на аэродроме.

 

В течение недели продолжались активные боевые действия в большинстве сирийских провинций, в ряде из них правительственным силам удалось достичь заметных успехов.  

      В провинции Алеппо бои велись на юге, севере и востоке провинции, а также в ее административном центре.

Значительного успеха правительственные войска при поддержке российской и сирийской авиации достигли на юго-западе провинции. Там после ожесточенных боев к 20 декабря установлен полный контроль над городом Хан Туман и его окрестностями. Там впервые отмечено использование танков Т-90 российского производства, поступивших на вооружение сирийской армии.

К 22 декабря установлен контроль над городами Аль-Халидия и Аль-Карасси, а также над участком автодороги Алеппо – Дамаск. К тому дню  правительственные силы контролировали 75% территории южной части провинции.

В северной части провинции отмечалось прибытие нескольких сотен бойцов формирования иракских шиитов «Бадр». Еще несколько сотен человек должны прибыть туда в ближайшие дни. Эти силы планируется использовать для завершения операции правительственных сил в этом регионе провинции.

На северо-востоке провинции СМИ отмечают концентрацию сил сирийской армии, что позволило наблюдателям заговорить о готовящемся наступлении на оплот «Исламского государства» (ИГ) в Сирии – провинцию Ракка. Судя по всему, она будет поддержана формированиями сирийских курдов из провинции Хасеке.

24 декабря в провинции Алеппо продолжалось наступление формирований коалиции «Сирийские демократические силы» (СДС), в которой представлены арабы и курды. Цель наступления – освобождение территории, находящейся между г.Сарин и плотиной «Тишрин» на Евфрате. Формирования ИГ захватили эту плотину в 2014 г. Наступление формирований СДС поддерживается с воздуха самолетами международной коалиции во главе с США.

К 26 декабря формирования СДС отбили у боевиков ИГ плотину «Тишрин» на р.Евфрат.

26 декабря на севере провинции в районе населенного пункта Башкой позиции правительственных сил сначала атаковал боевик – смертник из «Джабхат ан-нусры», затем – пехота исламистов. В результате завязавшегося боя, по данным независимых источников, правительственные силы потеряли 33 человека убитыми, джихадисты – 38. Последним удалось захватить несколько кварталов Башкоя.

По данным сирийских военных, в районе Башкоя джихадисты атаковали их позиции несколько раз. Все эти атаки были отбиты.

     В северной части провинции Латакия правительственные силы продолжали продвижение с боями к границе с Турцией. Там 20 декабря установлен контроль над деревней Атира. В районе г.Сальма установлен контроль над господствующими высотами Рвайзет Адду, Кетф аль-Харами, Якубер. 21 декабря после ожесточенных боев установлен контроль над горой Джабаль Зувайка, 24 декабря — над господствующими высотами 489,5 и 465,5, входящими в цепь Больших Черных гор, 26 декабря — над высотами 1167.3 и Таль аль-Авда-2.

22 декабря правительственные силы завязали бои с формированиями «Джабхат ан-нусры» и Свободной сирийской армии за горную цепь Джабаль аль-Акрад (Курдские горы).

25 декабря близ г.Рабиа в районе границы с Турцией сирийские военные захватили полевой госпиталь боевиков со всем находившимся в нем медицинским оборудованием. Там же освобождены населенные пункты Кетф аль-Харами и Талет аль-Авда.

В провинции Хомс 20 декабря боевики ИГ попытались контратаковать правительственные силы, продвигавшиеся в направлении контролируемого джихадистами города Махин. Контратака была отбита, боевики понесли большие потери. Уничтожены десятки террористов. К 26 декабря  правительственные силы после ожесточенных боев с джихадистами вышли к предместьям г.Махин.

       В провинции Дамаск эпицентрами боевых действий оставались  Восточная Гута и Дума, а также районы, прилегающие к автодороге Дамаск — Хомс.

В Восточной Гуте, по данным местных СМИ, 20 декабря в результате удара израильской авиации по дому известного полевого командира ливанского движения «Хезболлах» Самира Кантара в городе Джарамана (10 км от  Дамаска) погиб не только сам Кантар, но и десятки мирных жителей.

21 декабря правительственные силы отразили массированную контратаку боевиков из «Джабхат ан-нусры» на авиабазу «Мардж ас-Султан». В тот же день 6 мирных жителей погибли в результате минометного обстрела квартала Барза на севере столицы. Обстрел вели боевики группировки «Джейш аль-Ислам».

22 декабря значительное продвижение правительственных сил отмечено в городе Дарайя к юго-западу от столицы. 23 декабря правительственные силы в ходе ожесточенных боев выбили боевиков группировок «Аджнад аш-Шам» и «Лива Шухада аль-Ислам» из нескольких кварталов в городе Дарайя. Бои велись также в Восточной Гуте к востоку от авиабазы «Мардж ас-Султан».

25 декабря в результате авиаудара сирийских ВВС по штаб-квартире группировки «Джейш аль-Ислам», находившейся в одном из столичных предместий, это формирование было фактически обезглавлено. Уничтожены несколько видных полевых командиров группировки, а также ее главарь Захран Аллюш, сын известного саудовского салафитского проповедника Абдаллы Аллюша. Известно, что эта группировка пользуется покровительством Саудовской Аравии. Она контролирует самую большую часть Дамаска и его предместий по сравнению с другими джихадистскими группировками, и в частности, Восточную Гуту.

По всей видимости, в данном случае сработала сирийская разведка. По данным Дамаска, три самолета сирийских ВВС наносили удары по месту секретного совещания полевых командиров группировок «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам». По данным иранских СМИ, самолеты были российскими. В любом случае при этом использовались высокоточные боеприипасы российского производства. В результате уничтожены 12 полевых командиров и их телохранителей первой группировки и 7 — второй. Несколько часов спустя новым главарем «Джейш аль-Ислам» был избран 40-летний сириец Абу Химам аль-Бувайдани (боевой псевдоним), считающийся близким к «Братьям-мусульманам».

Считается, что в составе группировки «Джейш аль-Ислам» имеется 64 батальона. Отличается анти-ИГ направленностью. Отмечались случаи, когда бойцы «Джейш аль-Ислам» устраивали массовые казни боевиков ИГ.

      В провинции Хама 21 декабря в результате авиаудара сирийских ВВС уничтожен видный полевой командир джихадистской группировки «Джейш ан-Наср» Али Аббас. Он командовал танковым батальоном в составе 6-й бригады этой группировки. Боевик опознан как первый офицер сирийской армии, бывший в звании «лейтенант», дезертировавший из вооруженных сил после начала внутрисирийского противостояния.

В провинции Дейр эз-Зор 22 декабря в результате ракетного обстрела одной из школ в квартале Храбеш административного центра провинции погибли 9 школьниц, еще 20 человек получили ранения. Квартал Храбеш контролируют правительственные силы. Огонь по нему вели боевики ИГ.

23 декабря в административном центре провинции боевики ИГ совершили три атаки на позиции правительственных сил с использованием смертников и заминированных автомашин. В результате этих атак погибли свыше 10 солдат и бойцов проправительственных формирований, более 20 человек получили ранения.

К 24 декабря в административном центре провинции после ожесточенных двухдневных боев формирования ИГ заняли промышленный район города, ранее удерживавшийся правительственными силами. Формирования ИГ к настоящему времени контролируют практически всю территорию провинции, где находятся основные районы нефтедобычи. До недавнего времени правительственные силы контролировали примерно половину административного центра. Если ИГ удастся установить полный контроль над г.Дейр эз-Зор, он станет вторым провинциальным центром после Ракки, находящимся под контролем джихадистов.

25 декабря защитники осажденной авиабазы отбили очередную атаку боевиков ИГ на свои позиции. При отражении атаки уничтожены десятки боевиков.

      В провинции Идлиб 21 декабря сирийские военные в ходе спецоперации уничтожили до 40 боевиков группировки «Джабхат ан-нусра», включая видного полевого командира Абу Мохаммада ас-Саракби (боевой псевдоним).

Как считает иракский политолог Хишам аль-Хашими, в настоящее время ИГ придерживается по большей части оборонительной тактики в Сирии и Ираке, потеряв при этом инициативу, которая всегда была присуща этой террористической организации. По его оценке, такой выбор – вынужденный. Он связан с уничтожением значительной части логистических баз и утерей контроля над рядом транспортных магистралей, по которым обеспечивалась логистика боевых формирований. По его данным, в Сирии ИГ утратило контроль над обширными территориями в провинциях Алеппо и Хасеке, где местное население враждебно относится к ИГ. Поэтому теперь формирования ИГ могут отступить в районы, где проживают арабы – сунниты, и где эта организация пользуется поддержкой. В Сирии это – долина реки Евфрат. Тем не менее они способны переходить к атакующим действиям.

По данным базирующейся в Лондоне группы «Джейнс», в течение 2015 года территории, контролируемые ИГ в Сирии и Ираке, уменьшились по меньшей мере на 14%. Зато в Сирии почти в три раза увеличились площади территорий, контролируемых сирийскими курдами, и в частности, в провинции Хасеке.

25 декабря стало известно о беспрецедентом соглашении между сирийскими властями и главарями ИГ, согласно которому день спустя должен был начаться вывод 4 тысяч джихадистов ИГ, «Джабхат ан-нусры», а также связанных с ними гражданских лиц из трех кварталов на юге Дамаска. Речь шла о лагере палестинских  беженцев Ярмук и прилегающих к нему кварталах Кадам и Хаджар аль-Асвад. Последний из них был превращен боевиками ИГ в их главную базу в окрестностях столицы. Предполагалось, что вывод джихадистов будет осуществляться либо в Ракку, либо в Мареа — городок в провинции Алеппо на границе с Турцией. Он находится под контролем ИГ. 4 предыдущих попытки вывода боевиков из упомянутых кварталов были неудачными.

Уже 26 декабря стало известно, что после уничтожения главаря группировки «Джейш аль-Ислам» была приостановлена эвакуация 4 тысяч боевиков ИГ и ряда других формирований из трех кварталов на юге сирийской столицы. По неподтвержденным пока данным, там сразу же после назначения был убит новый главарь «Джейш аль-Ислам» Абу Химам аль-Бувайдани.

26 декабря впервые после 7-месячного молчания в эфире объявился главарь ИГ Абу Бакр аль-Багдади. Было распространено его 24-минутное радиообращение к сторонникам, в котором он призвал к восстанию в Саудовской Аравии и пообещал нанести удар по Израилю. Место, где была сделана эта запись, неизвестно. Ранее сообщалось, что, по некоторым данным, Абу Бакр аль-Багдади перебрался в Ливию.

В свете последних событий на фронтах в Сирии представляется логичным, если формирования ИГ прибегнут к тактическому отступлению в районы, где они пользуются поддержкой местного населения. В эту тактику вписывается возможность вывода боевиков из трех кварталов Дамаска. Целью такого маневра может быть концентрация сил для последующего удара на каком-то одном направлении.