- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О визите премьер-министра Ирака в Пекин в декабре 2015 г.

В период с 22 по 23 декабря 2015 г. по приглашению премьера Государственного Совета КНР Ли Кэцяна в Пекин совершил официальный визит премьер-министр Ирака Хайдер Джавад аль-Абади. Это его первый визит в КНР с момента назначения на должность в сентябре 2014 г. Кроме того, это первый визит представителя военно-политического руководства Ирака в Поднебесную за последние пять лет.

В преддверии своего визита в Пекин, который был запланирован на август 2015 г. и откладывался неоднократно, иракский политик 21 декабря 2015 г. дал интервью китайским СМИ, в котором отметил, что за последние несколько лет Багдад и Пекин стабилизировали свои отношения, китайские партнеры сыграли положительную роль в восстановлении Ирака после десяти лет войны и в Багдаде надеются на продолжение и развитие отношений.

В первый день визита Х.Д.аль-Абади принимал Председатель КНР Си Цзиньпин, а 23 декабря – премьер Госсовета КНР Ли Кэцян. В рамках встречи с руководителем китайского государства премьер-министр Ирака довел до сведения собеседника позицию иракского руководства об усилении «расхождения» позиций Багдада и Вашингтона, прежде всего, из-за «ненадежности» Белого дома в вопросах борьбы с терроризмом.

В составе иракской делегации в Пекин прибыли главы министерств финансов, безопасности, национальной обороны, нефтяной промышленности, а также руководители различных департаментов и советники. По словам иракских политиков и дипломатов официальный Багдад надеется, что Пекин поддержит власти Ирака как в вопросах восстановления экономики, так и в борьбе с международным терроризмом.

Известно, что в Пекине Х.Д.аль-Абади выступил с резкой критикой действий США и западной коалиции, которые способствовали возникновению и продвижению «Исламского государства», в том числе по территории Ирака, и не оказывали содействия официальному Багдаду в борьбе с террористами. По признанию иракского политика Багдад не может обратиться с просьбой о помощи к Москве, поскольку это однозначно вызовет серьезное негодование официального Вашингтона, который уже находится в «нервозном состоянии» по причине роста влияния России в таких странах Ближнего Востока, как Сирия и Иран.

Не является секретом, что из Белого дома и Госдепа США регулярно поступают звонки в Пекин с целью не допустить сближение позиций КНР и РФ по ближневосточному вопросу. Об этом свидетельствует частота телефонных переговоров между властями Китая и США, а именно в течение пяти дней, предшествующих визиту премьер-министра Ирака, Б.Обама два раза звонил Си Цзиньпину и дважды Д.Керри звонил министру иностранных дел КНР Ван И.

Кроме  того, иракский гость выразил надежду в оказании официальным Пекином помощи в разрешении опасной ситуации, создавшейся после ввода подразделений ВС Турции на территорию Ирака.

Военно-политическое руководство Ирака заинтересовано в развитии взаимодействия с КНР по военно-технической линии, поскольку вопросы общественной и государственной безопасности обрели особую актуальность в условиях, когда группировка ИГ контролирует обширную территорию на севере и западе Ирака и проводит активную пропагандистскую деятельность, направленную на подрыв моральных норм традиционного ислама.

По словам Х.Д.аль-Абади «Ирак «находится в состоянии войны» и официальный Багдад надеется на расширение военного сотрудничества с Пекином, а именно на регулярные поставки боеприпасов и сменно-запасных частей для беспилотных летательных аппаратов (БЛА) «Радуга-4Б»/CH-4B (пр-во КНР), которые уже успешно используются ВС Ирака для борьбы с международными террористами.

В настоящее время в распоряжении ВВС Ирака находится четыре БЛА СН-4В (разработаны на базе СН-3): размах крыльев – 18 м., максимальная скорость полета – 230 км/ч (по другим данным до 300 км/ч), максимальное время нахождения в воздухе – 40 часов, максимальная дальность полета – 5 000 км, практический потолок – 4 000–5 500 м.; комплекс наведения, включающий РЛС с АФАР и систему спутникового прицеливания, действующую в С и КU диапазонах, обеспечивает применение 14 типов высокоточных авиационных боеприпасов. Известно о наличии в комплексе вооружения противотанковых ракет HG-10, малокалиберных ракет (вес 50 кг., спутниковое наведение, КВО 0,8 метра) и свободнопадающих бомб типа CS/BBE2 (КВО от 8 до 18 м.). Данные боеприпасы успешно применяются для поражения стационарных объектов инфраструктуры и бронеобъектов ИГ, в числе которых танки и бронемашины (советского и американского производства), захваченные на складах воинских частей ВС Ирака и Сирийской Арабской Республики.

Основная цель визита премьер-министра Ирака – расширение сотрудничества между странами, у которых есть все предпосылки для долгосрочного и стабильного сотрудничества. Х.Д,аль-Абади считает, что именно китайские компании сыграли положительную роль в послевоенном восстановлении Ирака, их проекты в области нефтедобычи, нефтепереработки, строительства получают постоянное развитие.

По информации китайских СМИ в южных районах Ирака в секторе нефтедобычи продолжают работать такие китайские корпорации, как PetroChina, Sinopec,  CNOOC; ZTE, HUAWEI развивают инфраструктуру связи и телекоммуникации; компании Gezhouba, Shanghai Electric и Tianjin Power Construction выполняют подряды по развитию электроэнергетики, а CCCC Group поставляет тепловозы для нужд железных дорог Ирака.

По словам Х.Д.аль-Абади официальный Багдад приветствует расширение присутствия КНР на нефтяных промыслах в Ираке, поскольку китайские инвестиции помогут этой ближневосточной стране восстановить собственную инфраструктуру по добыче, переработке и транспортировке нефти. При этом иракское руководство понимает, что нефтяные активы необходимы для развития промышленности Поднебесной и Ирак может стать одним из основных поставщиков энергоресурсов для КНР. Китайские компании готовятся к реализации проектов на нефтяных промыслах в южных районах Ирака общей стоимостью 140 млн долл. США. Х.Д.аль-Абади отметил, что в настоящее время 1/3 от всей реализуемой Ираком нефти поступает в КНР и Багдад надеется, что объемы не снизятся даже при повышении цен.

По мнению научного сотрудника института Западной Азии и Африки АОН КНР Инь Гана, сложная международная обстановка и национальные интересы в совокупности требуют от китайского руководства приложить серьезные усилия для восстановления мира в Сирии и восстановления Ирака после затянувшегося кризиса.

С учетом вышесказанного, очевидно, что Ирак ожидает более тесного сотрудничества с Китаем по вышеназванным направлениям. Примечательно, что Х.Д.аль-Абади в ходе довольно непродолжительного визита провел достаточно содержательные встречи на самом высоком уровне, что свидетельствует как о серьезной подготовительной работе дипломатов двух стран, так и о наличии общих подходов по трактовке современной международной ситуации.