- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Действия Вооруженных Сил РФ в Сирии: анализ китайских военных специалистов

Действия российских войск в Сирии с начала октября 2015 г. являются предметом анализа и обсуждения правительствами и средствами массовой информации многих государств, в том числе и китайского. Общая оценка китайских военных специалистов: операция ВКС РФ в Сирии полностью отвечает требованиям международного права и интересам Сирии и РФ на Ближнем Востоке.

В КНР отмечают, что западная коалиция не достигла успехов, нанося воздушные удары по позициям «Исламского государства» (ИГ), при этом планомерно «очерняет» действия России по борьбе с международной террористической группировкой, а антиправительственные силы в Сирии или поглощены ИГ, либо активно взаимодействуют с ней и потому неудивительно, что несут потери от ракетно-бомбовых ударов ВКС РФ.

Официальный Пекин пристально наблюдает за действиями ВКС РФ в Сирии и анализирует все элементы операции.

Во-первых, китайские военные эксперты подчеркивают, что российская авиационная группировка состоит как из современных, так и из устаревших типов самолетов и вертолетов.

Во-вторых, анализу подвергается и номенклатура применяемого авиационного ракетно-бомбового вооружения, проводится сравнение с продукцией национального ВПК. Китайские специалисты вынуждены признать, что образцы ВВТ, изобретенные еще в СССР, очень эффективны при небольших доработках. Также китайские военные обращают внимание, что «устаревшие» российские технологии «спутникового наведения» для корректируемых боеприпасов позволяют эффективно поражать наземные цели без дополнительной «лазерной подсветки».

В публикациях китайских СМИ сообщается, что Россия смогла не только сохранить технологический задел по военной авиации, но и развить технологии на основе полученной от зарубежных ВС информации. Примером такого образца ВВТ является применяемый ВКС РФ в Сирии истребитель завоевания господства в воздухе «Су-30СМ», который является модернизированной версией машин «Су-30МКК» и «Су-30МКИ». Кстати, в 2015 г. индийские летчики на российских истребителях одержали безоговорочную победу в учебных боях над английскими «Еврофайтер Тайфун».

Китайские специалисты указывают, что присутствие «Су-30СМ» в небе Сирии сделало его практически закрытым для действий авиации ВВС Турции, США и других стран и степень этой «закрытости» будет расти с увеличением количества таких машин.

По мнению аналитиков из Поднебесной, основную нагрузку по уничтожению боевой и тыловой инфраструктуры ИГ несут штурмовики «Су-25СМ» и бомбардировщики «Су-24М». В отношении штурмовиков «Су-25» китайские специалисты указывают, что данные машины отличаются высокой надежностью, что важно в условиях базирования за рубежом при ограниченном количестве сменно-запасных частей, которые необходимо доставлять за тысячи километров.

По информации китайских СМИ в воздушном пространстве Сирии на «Су-30СМ» действуют летчики 120-ого смешанного авиационного полка (Забайкальский край, аэродром Домна), а истребители-бомбардировщики «Су-25» прибыли с авиабазы Черниговка-3 (Приморский край).

В публикациях СМИ КНР отмечается, что поскольку ИГ практически не располагает квалифицированными подразделениями, способными обеспечить противовоздушную оборону, ВКС РФ вполне успешно используют «морально устаревший» «Су-24» (создан в 70-е гг. прошлого века), который изначально создавался как самолет прорыва рубежа ПВО на малых и сверхмалых высотах и уничтожения объектов инфраструктуры на большой глубине обороны противника. Аналитики из Поднебесной указывают, что применение «Су-24» с лазерно-телевизионной прицельной станцией «Кайра-24» позволяет совершать бомбометания на максимальном удалении (12 км.) от цели, что уступает показателям современных прицельных комплексов самолетов западной коалиции. Однако китайские специалисты указывают, что недостаточный технический уровень «Су-24» частично компенсируется применением современных истребителей-бомбардировщиков «Су-34», в корпусе которых установлена современная прицельная система. Подобная схема установки обеспечивает надежность функционирования дорогостоящего оборудования в отличие от подвесного варианта, а также не уменьшает количества боеприпасов, размещаемых на внешних точках подвески. Именно «Су-34» оснащаются тяжелыми корректируемыми авиационными боеприпасами «КАБ-1500», которые позволяют уничтожать подземные укрепленные командные пункты (при толщине земляного покрытия 20 метров и железобетонных перекрытий 3 метра).

Китайские военные специалисты отмечают высокую эффективность применения этих истребителей-бомбардировщиков и ракет «Калибр-НК», пуски которых осуществляют корабли Каспийской флотилии, а также высокую точность ракетно-бомбовых ударов ВКС и ВМФ РФ.

Кроме того, в НОАК отмечают, что способность российских самолетов типа «Су» доставлять к цели боеприпасы различных типов (бомбы весом от 125 до 500 кг.) обеспечивает возможность применения такого приема, как «огненной дождь», который чрезвычайно эффективен при борьбе с групповыми целями – нефтехранилищами, НПЗ и колоннами бензовозов ИГ.

Китайские военные специалисты на страницах электронных и печатных СМИ проводят сравнение российского самолета с китайским истребителем-бомбардировщиком «Цзяньхун-7А», стремятся доказать, что продукция китайского ВПК практически ни чем не уступает, однако признают, что китайский самолет может доставить до цели только 5 тонн боеприпасов (8 точек внешней подвески) вместо 8 тонн у российской машины (11 точек внешней подвески).. В Поднебесной полагают, что для успешной борьбы с ИГ необходимо около 200 самолетов подобного типа.

Китайские военные специалисты считают, что для успешной борьбы ВКС РФ с международными террористами в Сирии необходимо большее количество современной авиационной техники.

По мнению официального Пекина, большой возраст самолетной техники и простота применяемых боеприпасов компенсируются высоким уровнем разведки, наблюдения и анализа поступающей информации от подразделений наземной и воздушной разведки, подразделений специального назначения ВС РФ и частей ВС Сирийской Арабской Республики (САР).

Действия ВКС РФ в Сирии, Каспийской флотилии и Черноморского флота фактически являются проверкой «боем» абсолютно новой системы управления военной операцией ограниченного контингента на значительном удалении от «родных берегов». ВС РФ активно тестируют системы автоматизированного управления вооружением, спутниковой навигации, цифрового беспроводного коммуникационного оборудования, отрабатывают связки «пехотинец – танк» или «пехотинец – самолет». Каждая боевая единица – разведывательная группа, беспилотный летательный аппарат и даже простой стрелок – направляют в штабы информацию, которая обрабатывается цифровыми системами (размещается в бронированных кунгах) и отображается на электронных картах.

По мнению специалистов НОАК, подобная система управления боем позволяет ВС РФ сократить время на принятие решения на 80%, повысить боевую эффективность как минимум в 1,5 раза, повысить скорость ведения разведки в три раза и сократить расход боеприпасов на 15%. Как отмечают китайские военные аналитики, формирование этой системы в РФ началось еще в 2008 г. после событий в Абхазии и Южной Осетии.

По подсчетам военной разведки КНР на авиабазе «Хмеймим» расквартировано от 1 600  до 2 000 в/с ВС РФ (летчики, морские пехотинцы, два батальона аэродромно-технического обеспечения, подразделения ПВО и РЭБ, а также КП). По приблизительным подсчетам на обеспечение военной операции в Сирии ВС РФ ежедневно тратится около 2,4 – 2,5 млн долл. США, стоимость ракет «Калибр-НК» достигает 20 млн долл,США, в 15 млн долл. США обошлись гражданские суда, которые приобрело МО РФ для перевозки ВВТ в Латакию, на создание инфраструктуры на АБ «Хмеймим» было затрачено 2,5 млн долл. США. При условии сохранения существующего темпа проведения операции до конца 2015 г. Россия вероятно затратит около 280 млн долл. США.

Кроме того, по мнению военных из Поднебесной, ВС РФ еще в середине ноября разместили на территории АБ «Хмеймим» зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф», который обеспечит уверенный обзор воздушной обстановки и сопровождение целей на удалении от 300 до 450 км. от указанной авиабазы, т.е. под наблюдением российских ПВО будет находиться воздушное пространство не только Сирии, но и Ливана, Израиля, Турции, Кипра.

По информации китайских СМИ, в течение двух месяцев (октябрь – ноябрь 2015 г.) бронетанковые подразделения Сухопутных Войск САР, укомплектованные устаревшими танками «Т-72» советского производства, понесли в ходе наступления в районе г. Алеппо от применения боевиками ИГ противотанковых комплексов «Тоу-2» серьезные потери (от 12 до 24 машин в сутки). Эти американские комплексы оснащены системой инфракрасного прицеливания и позволяют поражать бронеобъекты, невзирая на электронные помехи, однако с появлением новейших российских танков «Т-90» ситуация изменилась.

Из перехватов переговоров боевиков китайским военным аналитикам стало известно, что ни американский «Тоу-2», ни самый распространенный в мире китайский ПТУР «Красная стрела-8» («Хунцзянь-8») не помогают в борьбе с современной российской бронетехникой, эффективность практически нулевая.

В противостоянии танков и ПТУР основную роль играет система оптикоэлектронной защиты «Штора-1», которая делает бесполезными все системы прицеливания американского и китайского ПТУР. Китайские военные специалисты отмечают, что кроме «Шторы-1» на российских танках «Т-90» также установлена надежная система динамической защиты «Контакт-5» или еще более современная под обозначением «Реликт». Данные системы обеспечивают танку максимальный уровень защиты при применении боевиками противотанковых средств типа «Хунцзянь-8Е» с тандемной боевой частью.

Дополнительным сдерживающим фактором для развития наступления армией правительства Сирии является отсутствие всепогодной многофункциональной прицельной аппаратуры на вертолетах «Ми-24», размещенных на АБ «Хмеймим». Китайские военные считают, что более рациональным со стороны МО РФ стало бы применение современных вертолетов «Ми-35М» и «Ми-8МТО», прицельные комплексы которых позволяют успешно поддерживать действия сухопутных подразделений в темное время суток и в сложных метеоусловиях. По сообщениям китайских СМИ на АБ «Хмеймим» ВКС РФ к середине декабря уже были дислоцированы от двух до четырех вертолетов «Ми-35».

Китайские военные отмечают, что кроме высокого технического уровня российской бронетехники эффективность действий частей 4-ой бронетанковой дивизии ВС САР обусловлена высоким уровнем квалификации российских военных специалистов, обучающих сирийских коллег. Китайские военные полагают, что российские военные специалисты на территории Сирии проводят для офицеров ВС САР курсы по применению новых боеприпасов для систем ствольной и реактивной артиллерии, а также управлению новыми образцами бронетехники (танки и БТР), беспилотными летательными аппаратами и использованию систем ночного видения и индивидуальной радиосвязи. В задачи ограниченного контингента ПСН, морской пехоты и ВДВ ВС РФ в Сирии входит и защита ПМТО и авиабазы «Хмеймим» в Латакии.

Пристальное внимание китайских военных к опыту боевого применения вооружений и военной техники сухопутных и воздушно-космических войск российского производства объясняется достаточно просто. Например, танк «Т-90» в течение последних 15 лет активно поставляется в ВС разных стран и успешно эксплуатируется в самых суровых условиях. Российский танк является прямым конкурентом китайского «Тип-99», который даже в условиях парадных мероприятий не отличается высокой надежностью. Вертолеты «Ми-35» выиграли тендер (у китайских штурмовых «Учжи-10»)  на комплектование частей армейской авиации ВС Пакистана, а ведь эта страна – ближайший союзник КНР в регионе и предприятия ВПК двух стран ведут активные инженерно-конструкторские работы в области ВВТ для всех родов войск.

Однако следует отметить, что практически отсутствует анализ китайскими военными специалистами опыта боевого применения новых «БТР-82» или ТОС-1А «Солнцепек», а также ракет «Калибр-НК» и «Калибр-ПЛ», которые неоднократно применялись с надводных и подводных кораблей ВМС РФ. При этом китайские военные внимательно наблюдают за пусками ракет в надежде заполучить с территории Ирана или Ирака российский боеприпас.

По мнению китайских специалистов, у ВС РФ в Сирии существует две основные проблемы.

Первая, недостаточный уровень модернизации авиационный техники и боеприпасов. Применяемые авиационные бомбы (серии «ОФАБ», «БЕТАБ») являются неуправляемыми, точность попадания может быть обеспечена только бортовым прицельным комплексом самолета.

Вторая, в условиях большого среднесуточного расхода боеприпасов и горюче-смазочных материалов (около 1 200 тонн суммарно) для обеспечения деятельности смешанного авиационного полка с АБ «Хмеймим» необходимы стабильные маршруты снабжения. В настоящее время ВС РФ могут использовать три маршрута:

– первый (морской) – через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы;

– второй (воздушный) – через Грецию;

– третий (воздушный) – через Иран и Ирак.

Надежность и эффективность морского маршрута зависит от технических возможностей ВМФ РФ, однако официальной Москве следует учитывать и активность военно-морских сил стран НАТО, которые пользуются моментом для сбора информации о тактике действий и технических возможностях ВМФ и ВКС РФ в Сирии. В свою очередь, по мнению контр-адмирала ВМС НОАК Чжан Чжаочжуна, ВС РФ получили возможность собрать информацию о действиях НАТО в условиях массированного применения российской авиации в близи границ стран альянса.

Следует отметить, что наиболее безопасным для российской авиации с военно-политической точки зрения является третий маршрут, как показывает практика, авиационные власти северных провинций Ирака даже приостанавливают полеты гражданской авиации для обеспечения свободных воздушных коридоров ВКС РФ.

По мнению профессорско-преподавательского состава Политического института СВ НОАК в г.Сиань, применение ВС РФ в Сирии имеет следующие особенности.

Первая, президент РФ В.В.Путин в своих действиях руководствовался международными правовыми документами и потому избежал упреков со стороны международного сообщества.

Вторая, подразделения ВКС РФ, направленные в САР, являются наиболее боеготовыми, их отбор осуществлялся по результатам учений и внезапных проверок боеготовности, которые проводились в течение последних трех лет.

Третья, ВС РФ применяют разнообразные способы огневого поражения объектов инфраструктуры ИГ и других террористических группировок. Следует отметить, что своими действиями Россия помогает в борьбе с террористической угрозой не только Дамаску, но и Пекину (уничтожаются боевики и инфраструктура «Исламской партии Туркестана» и «Исламского движения Восточного Туркестана»).

Четвертая, Министерство обороны РФ активно противодействует информационным «вбросам» западных СМИ, предоставляя данные фото- и видеоразведки, которые позволяют изобличать действия пропагандистов, финансируемых из США и стран Персидского залива. Отмечается беспрецедентный уровень использования МО РФ каналов информирования международного сообщества, что полностью отвечает требованиям формирования «нового облика» ВС страны.

Пятая, ВКС РФ проводят тестовые испытания новых образцов вооружений, отличающихся более высокой точностью, что позволяет предотвратить случайные потери среди военнослужащих ВС САР, которые находятся в соприкосновении с противником.

В Генеральном штабе НОАК внимательно отслеживают комментарии и выступления высокопоставленных российских военных с отчетами о результатах бомбардировок позиций ИГ в Сирии. На основе анализа действий ВКС РФ в Сирии ВМС и ВВС НОАК провели в ноябре 2015 г. двухнедельные учения с боевой стрельбой в акватории Восточно-китайского моря, в ходе которых проверялась способность летного состава и техники эскадрилий истребительно-бомбардировочной авиации выполнять до 40 вылетов в день без ущерба безопасности.

Очевидно, что китайские военные специалисты (офицеры разведорганов и преподаватели военных учебных заведений) и в дальнейшем будут внимательно изучать опыт применения российского вооружения в реальных боевых условиях.

«Сирийский вопрос» чрезвычайно важен для официального Пекина, руководство китайского государства отчетливо осознает необходимость борьбы с ИГ и негласно поддерживает Москву в силовом решении ситуации.