- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О конкуренции за углеводородные рынки Европы. Часть 3

Испания не является потребителем российского газа, однако на протяжении последних лет пытается составить конкуренцию «Газпрому» на европейском рынке.

17 апреля 2014 года президент испанской компании Gas Natural Fenosa Сальвадор Габарро заявил, что «украинский кризис дал Испании шанс сделаться газовыми воротами в Европу»[i] [1]. При этом подразумевалось расширение имеющихся возможностей по реэкспорту газа в страны ЕС, поступающего в Испанию из Алжира и других стран.

По мнению председателя Европейского Совета Дональда Туска, это может обеспечить замену 50 % поставок российского газа и таким образом значительно снизить зависимость ЕС от Москвы[ii] [2].

Подобные инициативы были обусловлены не антироссийскими настроениями Мадрида, а желанием получить политические и экономические дивиденды в качестве крупного регионального реэкспортера газа, что является целью Испании на протяжении последних лет. И украинский кризис — всего лишь удачный повод для предложения такого рода услуг на энергетическом рынке ЕС.

Хотя серьезных шагов по воплощению в жизнь упомянутых выше высказываний пока не предпринято, такие возможности действительно имеются, и к ним необходимо относиться со всей серьезностью.

Иберийский полуостров нередко называют «газовым островом» Европы из-за удаленности от таких традиционных поставщиков, как Норвегия и Россия. Собственные запасы углеводородов Испании тоже незначительны, что во многом определило дальнейшие тенденции.

До начала 1990-х годов доля газа в структуре энергопотребления Испании была незначительна (менее 5 %), уступая углю, нефти и, в меньшей степени, атомным и гидроэлектростанциям.

Стабильный и быстрый рост экономики в 1990-2009 гг. повлек за собой и увеличение спроса на энергию. Начиная с 1990 года ставка была сделана на газ, доля которого в общем энергобалансе достигла 24 % в 2009 году, что составляло 38 млрд куб. м/год. При этом потребление остальных видов топлива стабилизировалось и почти не росло в те годы.

Основными потребителями являются предприятия промышленного сектора и электростанции, хотя в последнем случае газ немного уступил позиции возобновляемым источникам. В последние годы также наметилась газе.

Сегодня Испания занимает седьмое место в Европе по объемам потребления природного газа и пятое место по его импорту. В стране имеется широко разветвленная газотранспортная сеть общей протяженностью более 75 000 км.

Около 99 % потребляемого газа импортируется. На СПГ приходится более 60 % поставок газа в страну,  35 % поступают из Алжира по газопроводам «Maghreb-Europe» (сооружен в 1996 году, мощность 11,5 млрд куб. м/год) и «Medgaz» (сооружен в 2010 году, мощность 8 млрд куб. м/год). Еще около 4 % приходится на норвежский газ, поступающий по небольшому газопроводу через территорию Франции.

В стране имеется 6 регазификационных терминалов: Бильбао (Страна басков), Ферроль (Галисия), Барселона, Сагунто и Картахена на средиземноморском побережье, и еще один в городе Уэльва на атлантическом побережье[iii] [3]. Их общая мощность – около 65 млрд куб. м/год, что делает Испанию лидером по этому показателю в Европе. В планах правительства строительство двух терминалов на Канарских островах и одного на берегу Галисийского залива, также рассматривались возможности по расширению некоторых из существующих. Владельцем трех терминалов на Средиземном море является Enagas, а остальных – региональные компании.

Главные поставщики СПГ – Алжир (более 35 %), Нигерия (более 20 %), Катар (более 20 %) и другие страны. До конца нулевых годов значительная часть поставок СПГ приходилась на Египет, однако в связи с прекращением экспорта газа из этой арабской республики его доля была занята другими поставщиками.

Испания – лидирующая страна по импорту СПГ на европейском континенте.

Интересно, что еще в середине нулевых годов, согласно правительственным прогнозам, ожидался значительный рост общего спроса на энергию в стране. На фоне этого доля газа в общем энергобалансе должна была возрасти к 2016 году до 25 %, а к 2020 году до 29 %[iv] [4]. Это и повлекло за собой тенденцию по привлечению инвестиций в сооружение инфраструктуры, позволяющей импортировать большие объемы газа.

Однако, экономический кризис 2008-2009 годов внес свои коррективы. Начиная с 2009 года начался быстрый спад показателей потребления газа, что вызвано общим снижением спроса на энергию, и в меньшей степени бурным развитием возобновляемых источников энергии. В последние годы доля газа в структуре потребляемых энергоносителей колеблется на уровне 21 – 22 % вместо прогнозируемых 25 %, что соответствует 31 млрд куб. м/год. Уменьшение импорта происходит за счет СПГ, тогда как поставки трубопроводного газа остаются стабильными, что объясняется ценовым фактором.

Что касается перспектив природного газа в Испании, то они не оцениваются как пессимистичные: развитие возобновляемых источников даже в период высоких цен на углеводороды ложилось тяжелым бременем на экономику страны. Тем более, ими стараются частично заменить в первую очередь угольные и атомные электростанции. В отношении закрытия последних есть очень активное лобби в стране. Очевидно, что в ближайшие годы объемы потребления голубого топлива в Испании не будут снижаться значительными темпами.

Однако и серьезных причин для серьезного роста спроса на него пока не наблюдается.

Результат этого всего – наличие мощностей по импорту газа, которые в 2,5 раза превышают внутренние потребности даже без учета запланированных проектов по их расширению. И особенно это касается терминалов по приему СПГ. С учетом большого количества вложенных инвестиций в строительство встает вопрос о возможности их дальнейшей окупаемости и применения сооруженных объектов. Именно поэтому Испания так активно лоббирует замену поставок российского газа другим.

Кого же стоит рассматривать в качестве тех самых альтернативных поставщиков?

При озвучивании инициатив о возможной замене российского сырья подразумевался в первую очередь алжирский газ.

Однако, предполагалось вовсе не сиюминутное увеличение поставок. И дело здесь даже не в отсутствии достаточной инфраструктуры, а в ограничении экспортных возможностей Алжира, о чем мы уже сообщали в предыдущих статьях. С целью их расширения испанские чиновники предложили европейцам инвестировать в геологоразведку североафриканской страны, а затем и в сооружение соответствующей инфраструктуры. При оптимистичном развитии событий газ в любом виде мог бы затем поставляться в страны ЕС через Испанию. Алжирская сторона выразила заинтересованность в таких инвестициях, что логично.

Однако все это потребует временных и финансовых затрат, а сами инвестиции в Алжир представляются европейцам относительно малопривлекательными ввиду сложной военно-политической обстановки в регионе. Идти на такой риск ради отстаивания идеалов «арабской весны» европейские инвесторы вряд ли готовы.

Что действительно может составить серьезную конкуренцию «Газпрому» и иным поставщикам на европейском рынке и значительно изменить всю систему поставок энергоносителей в ЕС, так это Транссахарский газопровод.

Согласно первоначальному плану, эта магистраль длиной 4 128 км должна обеспечить доставку газа из Нигерии в Алжир через территорию Нигера, откуда по существующим мощностям газ будет транспортироваться в Испанию. Предполагаются поставки в объемах от 20 до 30 млрд куб. м/год.

Первые предложения о строительстве этого газопровода звучали еще в 1970-х году, но внимание к нему повысилось в нулевых годах. В 2009 году в Абудже подписано межправительственное соглашение между Нигерией, Алжиром и Нигером, при этом алжирская SONATRACH и Nigerian National Petroleum Corporation владеют 90 % акций, остальные 10 % принадлежат правительству Нигера. Стоимость проекта оценивалась от 10 до 14млрд долл., еще 3  млрд долл. потребуется на строительство центров по сбору и распределения газа. В 2012 году заявлялось, что газопровод будет сооружен уже в 2015 году[v] [5], однако на сегодняшний день его строительство так и не начато, хотя проект рассматривается в качестве приоритетных в экономической стратегии трех африканских стран.

Главное препятствие для его реализации – это большая стоимость на фоне сомнительной надежности, также обусловленной сложной военно-политической обстановкой в регионе, которая в последние годы значительно ухудшилась.

Интерес к строительству магистрали проявлял и «Газпром», однако владельцы проекта не приветствовали участие российской компании в нем. Кроме того, против участия «Газпрома» выступали и некоторые европейские чиновники, которые очень болезненно воспринимают любую инициативу российской компании в газовой отрасли стран Северной Африки, опасаясь угрозы монополии со стороны России.

Как бы там не было, в краткосрочной перспективе строительство этого газопровода маловероятно.

Ввиду этого заменить российский газ Испания может только с помощью СПГ, и в этом аспекте на ее регазификационные терминалы возлагают надежды не только испанские бизнесмены, но и многие производители сжиженного газа.

Как мы уже упоминали, европейский газовый рынок хотя и не самый дорогой, но достаточно крупный и стабильный, что значительно обуславливает его привлекательность. Особенно перед лицом выхода на рынки американских и австралийских производителей, которые, скорее всего, возьмут на себя часть азиатского рынка.

В этой ситуации выход на европейские рынки интересен в первую очередь для таких газодобывающих стран, как Катар, Мозамбик, Нигерия.

Интерес к Испании имеется даже у американских производителей, которые не исключают приход на европейские рынки в течение следующих лет. Тем более, что себестоимость добычи газа и последующего сжижения в США характеризуется как относительно невысокая, что может частично компенсировать транспортные издержки.

В сентябре 2015 года министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангене в ходе переговоров со своим испанским коллегой заявил, что Исламская Республика надеется начать осуществление поставок СПГ в страны ЕС через испанские терминалы[vi] [6].  В свою очередь, испанский министр энергетики Хосе Менуэль Сория заявил, что его страна готова действовать «в качестве канала по экспорту иранского газа в Европу».

В настоящее время это всего лишь разговоры, так как мощности по сжижению газа у Тегерана отсутствуют. По мнению экспертов, в случае окончательного снятия санкций с Ирана процесс их создания может занять около двух лет. При этом возможности для иранских экспортеров СПГ на европейском рынке оцениваются как более серьезные по сравнению с азиатским рынком, где завоевать свою долю для Тегерана будет значительно сложнее.

При этом необходимо помнить, что, несмотря на наличие больших мощностей по приему СПГ, отсутствует система газопроводов, связывающая Испанию с Францией, которая может обеспечить этот самый реэкспорт. В настоящий момент намечено ее сооружение. Речь идет в первую очередь о газопроводе «Midcat» протяженностью 190 км и мощностью 14 млрд куб. м/год, который должен быть проложен вдоль средиземноморского побережья в сторону Франции. По утверждению представителей Еврокомиссии, проект будет завершен в 2020 году[vii] [7]. Стоимость этой магистрали оценивается как более высокая ввиду горного рельефа.

Имеются планы по строительству газопровода через баскские провинции на севере Испании.

Впрочем, все подобные инициативы с переходом на СПГ при наличии трубопроводного газа вряд ли привлекательны с экономической точки зрения. А в условиях снижения рыночных цен на углеводороды подобные инвестиции в объекты инфраструктуры могут и вовсе потерять свой смысл. Поэтому, испанские инициативы могут быть не реализованы.

В этом отношении длительное падение цен на углеводороды может быть частично выгодно традиционным поставщикам газа в ЕС, в том числе России. Кроме того, многие производители, инвестировавшие большие средства в СПГ мощности, могут уже сейчас не выдержать конкуренции и уйти с рынка. Также в случае сохранения дальнейшей ценовой тенденции встает под вопрос перспектива сохранения некоторых поставщиков газа как стабильных государств, особенно на африканском континенте, которые, столкнувшись с внутренними социально-экономическими проблемами, могут перестать быть надежными и стабильными экспортерами энергоносителей.

Что касается испанского реэкспорта, то в настоящее время более вероятным представляется возможная замена им алжирского газа. При сохранении текущих внутренних тенденций Алжир уже в ближайшие годы может значительно снизить экспорт газа в страны ЕС, в первую очередь СПГ. В этом случае за недостающую долю алжирского газа может развернуться конкуренция, в том числе на испанском рынке. Впрочем, и здесь Россия имеет шансы на успех как экспортер СПГ.

[i] [8] http://oleg-leusenko.livejournal.com/1361551.html [9]

[ii] [10] http://thekievtimes.ua/economics/384328-ispaniya-zamenit-rossiyu.html [11]

[iii] [12] http://www.globalgastransport.info/archive.php?id=15562 [13]

[iv] [14] http://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2011/08/NG_55.pdf [15]

[v] [16] http://northafricapost.com/1510-trans-saharan-gas-pipeline-operational-by-2015-if-obstacles-overcome.html [17]

[vi] [18] http://uk.reuters.com/article/uk-iran-lng-spain-idUKKCN0R71DH20150907 [19]

[vii] [20] http://so-l.ru/news/show/cna_strategic_gas_pipeline_midcat_will_be_ready_b [21]