- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Алжире: декабрь 2015 г.

1 декабря в Алжире собрались представители стран — соседок Ливии с тем, чтобы попытаться найти пути решения ливийского конфликта. Как заявил в этой связи алжирский министр по делам Магриба Абделькадер Мессахель, отсутствие политического решения в Ливии спровоцирует распространение джихадистских группировок как в самой этой стране, так и во всем регионе.

Во встрече в Алжире участвовали министры и представители Алжира, Туниса, Египта, Судана, Нигера, Чада, Африканского союза, Лиги арабских государств, а также новый представитель ООН по делам Ливии Мартин Коблер.

А.Мессахель подтвердил поддержку Алжира усилиям представителя Германии, призванным добиться от Тобрука (там находится международно признанное правительство) и Триполи (столицу контролирует «правительство», сформированное происламистской коалицией «Рассвет Ливии») договориться о создании правительства национального единства в условиях, когда в Ливии растет влияние «Исламского государства» (ИГ).

По итогам алжирской встречи ее участники призвали к «интенсификации и координации» усилий по борьбе с распространением «терроризма» в Ливии     в лице группировок ИГ и «Ансар аш-шариа».

3 декабря министр по делам религии АНДР Мухаммед Аисса заявил на заседании Комиссии по иностранным делам Национальной ассамблеи, что Алжир официально начал во Франции процедуру получения в алжирскую собственность Большой мечети Парижа (БМП). Эту работу ведет посольство Алжира в Париже на основании французских законов, согласно которым «иностранное государство, которое финансирует оформленную во Франции ассоциацию и ее недвижимость, через 15 лет может претендовать на передачу в его собственность этой недвижимости, в данном случае — БМП».

БМП стала первой мечетью, построенной во Франции. Ее воздвигли в память о десятках тысяч солдат — мусульман, погибших за Францию во время Первой мировой войны.

БМП управляет зарегистрированная во Франции организация во главе с франко-алжирцем Далилем Бубакером. Алжир ежегодно выделяет на функционирование БМП 2 млн евро. Во Франции действует Федерация БМП, под управлением которой находятся до 100 мечетей. Всего во Франции насчитывается до 2 тысяч мечетей.

В декабре в Алжире продолжилась история, связанная с кампанией репрессий властей по отношению к бывшим генералам алжирских спецслужб. 3 декабря стало известно, что трибунал в Константине приговорил к 3 годам тюрьмы строгого режима бывшего шефа Службы личной охраны президента генерала Меджуба Кехаля (генерал Джамель). Процесс проходил при закрытых дверях. Генерал был снят с должности в связи с таинственной перестрелкой близ резиденции главы государства в Зеральде (30 км к западу от Алжира) в июле 2015 г. Никакой официальной информации относительно этого инцидента не распространялось.

В ходе процесса прокурор требовал для генерала Джамеля 5 лет тюрьмы. Последний обжаловал приговор и пока находится на свободе в ожидании решения суда второй инстанции при том, что решения военных трибуналов в Алжире обжалованию не подлежат.

По этому же процессу 3 года тюрьмы  строгого режима получил также полковник, имя которого не разглашалось. Офицер в звании «лейтенант», открывший огонь, уже получил 3 года тюрьмы. Он присутствовал на процессе в качестве свидетеля.

Месяцем ранее алжирские власти не дали генералу Джамелю вылететь в Париж.

Генерал Джамель возглавлял Службу личной охраны президента с 2004 года. Его отправили в отставку в августе 2015 года вместе с главами Республиканской гвардии и Службы внутренней безопасности.

Неделей ранее к 5 годам тюрьмы строгого режима был приговорен бывший шеф Службы оперативной координации и антитеррористической разведкки Scorat генерал Абделькадер Аит Уараби (генерал Хасан). Эта служба ранее входила в состав Департамента разведки и безопасности DRS, глава которой генерал Мухаммед Медьен (генерал Туфик) был отправлен в отставку в сентябре 2015 года.

6 декабря газета «Аль-Ватан» сообщила, что главной претензией властей к генералу Хасану было то, что его подчиненные не сдали вовремя оружие, захваченное у джихадистов в ходе одной из операций в 2013 году. Газета утверждала, что в ходе этой операции была пресечена попытка переправки оружия от ливийских джихадистов их алжирским единомышленникам с уничтожением тех и других. Прямой начальник генерала Хасана в то время — генерал Туфик — в связи с вынесенным первому приговором 7 декабря прервал свое ставшее легендарным 25-летнее молчание в прессе и назвал его «несправедливым». Он опубликовал 4 декабря открытое письмо, в котором утверждал, что генерал Хасан вел то дело «со всем соблюдением существующих норм». Генерал Туфик напомнил, что его подчиненный «руководил многими операциями, которые способствовали безопасности граждан и институтов республики». «Его профессиональная честность не может быть поставлена под сомнение», — уверен он.

Понятно, что на заговорившего генерала тут же набросились те, кто олицетворяет алжирские власти. Министр информации Хамид Грин выразил свое «удивление тем, что бывший старший офицер, который знает о своем долге молчать, позволяет себе осуждать решения юстиции».

В защиту генерала Туфика тут же встала бывшая министр культуры Халида Туми )ее фамилия значится среди подписавших «письмо 19-ти»). Она отметила, что письмо генерала не нарушает никаких норм, так как в нем нет никакой информации об операциях, которыми руководил генерал Хасан. По ее оценке, если генерал публично защищает своих подчиненных, это означает, что институты государства не функционируют нормально.

В свою очередь глава исламистской партии «Движение общества мира» (ДОМ) Абдерраззак Мокри заявил, что все происшедшее является отражением борьбы кланов за власть после А.Бутефлики.

14 декабря на первых страницах газет алжирцы увидели фотографии нового руководителя DRS генерала Османа Тартага (генерал Башир), что резко отличало его от генерала Туфика, фотографии которого никогда не публиковались до сентября 2015 года. Генерал Башир появился в костюме и при галстуке в одном из алжирских отелей по случаю проходившей там встречи главных полицейских африканских стран. Как сообщила, в частности, газета «Ан-Нахар», новый глава DRS будет регулярно появляться на публике и даже давать пресс-конференции.

Тем временем никуда не делось вяло текущее противостояние на антитеррористическом «фронте». 3 декабря Минобороны Алжира объявило об уничтожении двух вооруженных исламистов в ходе операции по прочесыванию местности в районе Тиззи-Узу в Кабилии близ города Азазга. При убитых обнаружены два автомата Калашникова и боеприпасы к ним.

Операция началась еще 29 ноября. В ходе нее ранее уже были уничтожены. В горном регионе Кабилии действуют джихадистские формирования, связанные с «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» (АКИМ) и ИГ.

25 декабря Минобороны сообщило об уничтожении в Кабилии еще двух вооруженных исламистов. Они попали в засаду, устроенную военными близ г.Азеффун к северо-востоку от Тизи-Узу. В коммюнике военных отмечалось, что речь шла об опасных боевиках, «ветеранах» вооруженной борьбы против алжирских властей, находившихся в рядах исламистских бандформирований с 1994 года.

28 декабря Минобороны Алжираа подвело итоги своей антитеррористической работы в 2015 году. По его данным, за год были уничтожены 109 «террористов» — так военное ведомство называет вооруженных исламистов. Еще 36 были арестованы. Изъято из преступного оборота 105 автоматов Калашникова, 21 пистолет, 237 винтовок, 5 гранатометов, 182 самодельных взрывных устройства, 132 мины. В коммюнике ничего не говорилось о возможных потерях военных за тот же период. Известно, что только в одной засаде, устроенной джихадистами в середине июля в 150 км к юго-западу от столицы, погибли до 10 солдат.

4 декабря главарь АКИМ Абдельмалек Друкдель объявил о возвращении в состав этой организации группировки «Аль-Мурабитун» Мухтара Бельмухтара. Заявленная цель нового альянса — «борьба против крестоносной Франции». По словам А.Друкделя, «он был скреплен кровью двух смертников», атаковавших недавно отель Radisson в Бамако.

3 декабря канцелярия президента АНДР объявила, что 78-летний глава АНДР Абдельазиз Бутефлика отправился во Францию с «кратким частным визитом» для прохождения «периодического медицинского контроля».

В 2013 году А.Бутефлика перенес микроинсульт, после чего в значительной мере утратил свою мобильность.

5 декабря А.Бутефлика покинул Францию.

Напомним, что 6 ноября 19 известных алжирских политиков опубликовали открытое письмо президента страны, в котором попросили о личной встрече с тем, чтобы убедиться в его дееспособности. Это письмо осталось без ответа.

20 декабря министр образования Алжира Нурия Бенгебри выразила сожаление в связи с тем, что только 4% алжирских учащихся из числа приходящих в первый класс начальной школы получают по завершении обучения степень бакалавра. И это при том, что государство расходует огромные средства на систему образования — в 2015 году бюджет Министерства образования составил 6,5 млрд евро, Министерства     высшего образования — 2,7 млрд евро, что совсем не мало для страны с 40-миллионным населением. В алжирских школах и лицеях в настоящее время обучаются свыше 8 млн учащихся, высшее образование получают 1,5 млн студентов.

23 декабря было объявлено, что генеральный секретарь сепаратистского (по отношению к Марокко) и базирующегося на территории Алжира Фронта ПОЛИСАРИО Мухаммед Абдельазиз переизбран во главе этой организации, добивающейся независимости Западной Сахары. 68-летний М.Абдельазиз был единственным кандидатом на занятие его же поста. За его кандидатуру высказались участники 14-го съезда Фронта ПОЛИСАРИО, прошедшего в лагере беженцев «Дахла» на алжирской территории.

М.Абдельазиз возглавил Фронт ПОЛИСАРИО в 1976 году, три года спустя после его основания. Сепаратисты при поддержке Алжира долгое время вели вооруженную борьбу против марокканских войск, вошедших в Западную сахару в 1975 году. С 1991 года в сахарских провинциях действует режим прекращения огня, контроль за которым осуществляет Миссия ООН в Западной Сахаре.

Печальная весть пришла 23 декабря из швейцарской Лозанны, где в возрасте 89 лет скончался исторический лидер алжирской оппозиции Хосин Аит Ахмед, долгое время возглавлявший оппозиционный проберберский Фронт социалистических сил (ФСС).

Х.Аит Ахмед родился 20 августа 1926 года в деревне Аит Яхья в Кабилии. В 17 лет примкнул к Партии алжирского народа Мессали Хаджа и с 1948 года выступал за необходимость вооруженной борьбы против французской армии. Возглавил полувоенную Специальную организацию, на базе остатков которой в 1954 году появилась Армия национального освобождения. В 1949 году был удален из Специальной организации под предлогом его «берберизма». Его сменил на том посту будущий первый президент Алжира Ахмед Бен Белла. В 1950 году Специальная организация была разгромлена французами.

Осужденный заочно, Х.Аит Ахмед в 1951 году перебрался в Каир. Вступил во Фронт национального освобождения (ФНО).

Х.Аит Ахмед был последним живым из девяти «сыновей Туссента» — политиков, которые начали войну за независимость Алжира 1 ноября 1954 года. Являясь одним из «отцов» независимого Алжира, с момента достижения независимости в 1962 году перешел в оппозицию режиму военных и в 1963 году основал ФСС. В 1964 году после ареста приговорен к смертной казни, однако затем помилован. С 1966 года обосновался в Лозанне, откуда вернулся в Алжир лишь в 1989 году, после 23 лет жизни в изгнании. В 1991 году, когда военные не допустили прихода к власти исламистов и отстранили президента Шадли Беннджедида, Х.Аит Ахмед осудил «государственный переворот». В 1992 году снова оказался в изгнании сразу после убийства еще одного «сына Туссента» — лидера Высшего государственного совета Мухаммеда Будиафа.

В 1999 году баллотировался на президентских выборах, однако снял свою кандидатуру в разгар предвыборной кампании в знак протеста против предрешенности исхода голосования в пользу кандидата режима — А.Бутефлики. Отошел от политической активности в 2012 году. Отличался светскими взглядами, что редко встречается в мусульманской стране.

24 декабря президент А.Бутефлика, отдавая дань заслугам Х.Аит Ахмеда в деле достижения Алжиром независимости, объявил в стране 8-дневный национальный траур. Как объявила канцелярия главы государства, предполагалось похоронить его в родной деревне.

25 декабря была названа дата «национальных и народных» похорон — 1 января 2016 года.

В целом, пока трудно сказать, во что выльется очевидная «война» кланов, развернувшаяся в алжирской верхушке. Ясно одно, что вряд ли кто-то захочет уступить. Подобное закулисное противостояние чревато самыми неожиданными поворотами.