- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Марокко: декабрь 2015 г.

Террористы и журналисты — две категории людей, которых, судя по действиям марокканских властей в декабре 2015 года, они считают олицетворением зла. Про первых все понятно —   с ними борется сейчас вся планета. А вот рассказать про вторых, вернее, про их работу, в минувшем месяце появилось несколько поводов.

3 декабря марокканские спецслужбы сначала допросили, а затем арестовали журналиста Мухаммеда Дриси в связи с его якобы участием в съемках документального фильма для француузского телеканала Canal+, посвященного проблеме  выращивания и торговли каннабисом – «мягким» наркотиком типа марихуаны.

Как сообщил Али Амар — глава электронного ресурса www.ledesk.ma, на который работал журналист, М.Дриси был арестован в его квартире в Касабланке и помещен в тюрьму близ города Шефшауен  на севере Марокко. По его словам, М.Дриси «не принимал какого-либо участия в съемках и монтаже фильма, а лишь содействовал работе съемочной группы своими связями».

В свою очередь Марк Бердуго, владелец компании Magneto Presse, снимавшей фильм для Canal+, заявил для АФП, что М.Дриси «ничего не знал о содержании фильма и не принимал участия в его съемке». «Он только сообщил нам номер телефона одного из крестьян (выращивающего каннабис –авт.)», — сообщил он.

Снятый в Марокко документальный фильм под названием «В королевстве шита» (одно из местных названий каннабиса) был показан по телеканалу Canal+ 18 ноября. Он был посвящен актуальной для Марокко теме производства и контрабанды каннабиса на севере королевства. В нем была, в частности, затронута проблема соучастия в этой контрабанде полицейских и сотрудников береговой охраны, которые, по версии создателей фильма, за взятки закрывают глаза на поток наркотиков, переправляемых в Европу.

Как отметил А.Амар, пока неизвестно, какое обвинение выдвинуто в адрес М.Дриси. Его адвокат не смог встретиться с ним сразу после ареста.

Согласно докладу от 2014 года, подготовленному Международной организацией по контролю за наркотиками, Марокко остается на «почетном» «первом месте среди производителей каннабиса на континенте, и на одном из первых мест в мире». При этом признавалось, что поток наркотиков марокканского происхождения в Европу имеет тенденцию на снижение.

Организация «Репортеры без границ» в начале марта 2015 года осудила Марокко за «постоянные преследования независимой прессы».

Теперь — про террористов. 4 декабря стало известно, что марокканская Фемида приговорила 11 человек к срокам тюремного заключения от 2 до 7 лет за их причастность к «делам, связанным с терроризмом». Согласно обвинению, осужденные «сформировали банду с целью подготовки и совершения терактов, а также нарушений общественного порядка». По данным следствия, они были связаны с «Исламским государством» (ИГ).

9 декабря газета «Аль-Маса» сообщила, что в ближайшее время король может помиловать многих заключенных исламистов — сторонников салафизма. По данным газеты, их список уже составлен. Утверждалось, что все они должны были выйти на свободу еще 18 ноября по случаю дня независимости, однако теракты в Париже помешали этому.

Марокканские власти провели широкомашстабные аресты среди салафитов сразу после терактов в Касабланке в 2003 году. После многих лет заключения некоторые из них подали прошения на имя монарха о помиловании. Они могли рассчитывать на монаршье прощение, поскольку король Мухаммед VI по случаю очередной годовщины «Зеленого марша» 6 ноября помиловал до 30 лиц, попавших за решетку по делам, связанным с терроризмом. Согласно слухам, в новых списках на помилование значится, в частности, Абделькадер Беллирадж, мароккано-бельгиец, обвиненный в Бельгии в нескольких убийствах на религиозной почве.

10 декабря МВД Марокко объявило об аресте двух лиц, обвиненных в связях с ИГ. По имеющимся данным, уроженцы городов Фес и Улад Тейма распространили в интернете видеозапись, на которой угрожали совершить теракты на территории королевства

11 декабря марокканские власти заявили о нейтрализации «террористической ячейки», участники которой были связаны с ИГ и готовились совершить теракты на территории королевства. 9 участников этой ячейки были арестованы в различных городах страны, в том числе в Кенитре (40 км к северу от Рабата). Как утверждалось в коммюнике МВД, они находились в «продвинутой стадии подготовки терактов». У арестованных было изъято оружие и боеприпасы.

Сразу после терактов 18 ноября в Париже марокканские власти развернули на территории королевства поиски подозреваемых в причастности к ним бельгийцев марокканского происхождения Салаха Абдесляма и Мухаммеда Абрини. По всей видимости, у них были основания полагать, что вместо Бельгии после совершения терактов они могли укрыться в Марокко, поэтому сразу же были распространены извещения о розыске. Подданные марокканской короны призывались информировать власти в случае, если они узнают, где скрываются два беглеца.

22 декабря тревогу поднял марокканский еженедельник «ТельКель», сообщивший со ссылкой на двоюродного брата Муаммара Каддафи — Ахмеда Каддаф ад-Дама о том, что в Ливии боевики ИГ смогли захватить запасы отравляющего вещества типа зарин, оставшиеся от ливийской армии и находившиеся в тайниках в ливийской пустыне. Всего джихадисты получили 12 резервуаров зарина. По его данным, затем часть этого газа была переправлена в Марокко. Хотелось бы верить, что эта информация — лишь выдумка родственника М.Каддафи, призванная привлечь внимание к его особе…

Также 22 декабря стало известно о решении марокканских властей увеличить жалование полицейских на 250 — 500 дирхамов (25 — 50 евро) в зависимости от должности. Подобная мера вряд ли резко улучшит благополучие марокканских стражей порядка, и ранее получавших, мягко говоря,  не очень.

10 декабря скандал в мароккано-европейских отношениях сотворило европейское правосудие, аннулировавшее торговое соглашение между Марокко и ЕС в сфере продукции сельского хозяйства. Мотивом для такого решения послужило то, что  реализацию данного соглашения королевство якобы распространяет на сахарские провинции, на которые претендует сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО.

Как отмечалось в соответствующем решении базирующегося в Люксембурге Европейского суда, заключение соглашения «между ЕС и Королевством Марокко относительно мер по взаимной либерализации в части, касающейся сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, морепродуктов и товаров из них аннулировано, поскольку оно распространяет действие этого соглашения на Западную Сахару».

Как заявил в этой связи представитель Европейской комиссии, речь идет о «юридическом решении». В свою очередь глава европейской дипломатии Федерика Могерини заявила, что «европейские институты внимательно изучают это решение с тем, чтобы определить дальнейшие шаги, один из которых — начать подготовительную работу по его оспариванию». «ЕС считает, что двусторонние соглашения не должны ставиться под сомнение. Он подтверждает свою приверженность курсу на сотрудничество с Марокко, которое является его приоритетным партнером на юге», — подчеркнула она.

МИД Марокко приветствовал такую реакцию ЕС на спорное решение юстиции. «Заняв такую позицию, ЕС выбрал путь разума и права», — отмечалось в коммюнике МИД королевства. Одновременно Европейский суд обвинялся в принятии «необоснованного решения» и «политизированности».

Соответствующий иск в Европейский суд подал базирующийся на территории Алжира Фронт ПОЛИСАРИО.

14 декабря Ф.Могерини сообщила, что «Совет ЕС решил подать апелляцию на решение Европейского суда и одновременно потребовал введения временных мер в виде приостановления действия этого решения с тем, чтобы обеспечить полную юридическую безопасность действия соглашения с Марокко».

7 декабря газета «Ас-Сабах» сообщила, что Рабат отправил в Йемен 1500 десантников сражаться в рядах коалиции во главе с Саудовской Аравией против повстанцев-хоуситов. По версии газеты, до отправки в Йемен десантники потренировались в ходе совместных мароккано-американских учений «Африканский лев – 2015». Она также утверждала, что в ближайшее время в Саудовскую Аравию на авиабазу «Король Халед» будет также отправлен контингент из состава Королевской жандармерии.

Официально на этот счет ничего не сообщалось. Ранее было известно, что для участия в боевых действиях в составе коалиции Марокко выделило 4 истребителя F-16.

27 декабря, в последнюю минуту и без объяснений Марокко аннулировало планировавшуюся на тот день церемонию открытия солнечной электростанции «Нур-1» близ Уарзазата, которая заявлена как самая большая в мире.

Предполагаемая мощность «Нур-1» — 160 МГВТ в год. Эта электростанция — только первая очередь проекта, мощность которого после реализации составит 580 МГВТ.

В любом случае, несмотря на высокий авторитет спецслужб королевства, есть все основания полагать, что заряженное ружье однажды выстрелит, и какая-то «террористическая ячейка» от стадии «высокой готовности к совершению теракта» перейдет на стадию реализации задуманного. При этом самой легкой целью тееррористов могут стать иностранные туристы в Агадире и (или) Марракеше.