- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (18 — 24 января 2016 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией и Тунисом. Межсирийский диалог по урегулированию конфликта в стране, начало которого было намечено на 25 января в Женеве, может быть отложен на несколько дней по причине нерешенности вопроса об участниках переговоров со стороны сирийской оппозиции. В Тунисе на минувшей неделе произошли крупнейшие со времени революции 2011 г. протестные выступления населения, вызванные нерешенностью в республике острых социальных проблем, прежде всего, безработицы.

На прошедшей неделе велись напряженные переговоры о составе участников и сроках начала диалога между правительством Сирии и представителями оппозиции. 20 января эти вопросы обсуждали в Цюрихе глава МИД России С. Лавров и госсекретарь США Дж. Керри. По итогам встречи было заявлено, что РФ и США считают резолюцию СБ ООН 2254 (декабрь 2015 г.) базисом для сирийского урегулирования, а группировки «Исламское государство» (ИГ) и «Джабхат-ан-нусра» не могут подпадать под перемирие. Стороны подтвердили, что «политический процесс начнется, мы надеемся, в самое ближайшее время, в течение января». В то же время остались разногласия по составу участников оппозиционной делегации. 23 января Лавров и Керри в телефонном разговоре уделили особое внимание «необходимости формирования по-настоящему представительной делегации оппозиции и обеспечения соответствия повестки дня переговоров требованиям резолюции СБ ООН 2254». На закрытом совещании Совбеза ООН 18 января ооновский спецпосланник по Сирии С. де Мистура заявил, что Саудовская Аравия усложняет его усилия по поиску политического урегулирования сирийского конфликта, навязывая удобный ей состав делегации оппозиции на переговорах с Дамаском. Координатор Высшего комитета по переговорам (ВКП) от сирийской оппозиции Р. Хиджаб 20 января объявил, что главным переговорщиком в Женеве назначен один из полевых командиров радикальной исламистской группировки «Джейш аль-ислам» М. Аллуш. Р. Хиджаб также пригрозил, что оппозиционный блок не примет участия во встрече, если будут предприняты попытки расширить делегацию. В то же время лидер сирийской курдской Партии Демократического союза С. Муслим заявил, что курды должны быть представлены на переговорах в Женеве, в противном случае они потерпят неудачу. В Анкаре сообщили, что Турция выйдет из переговоров по урегулированию в Сирии, если сирийские курды, которые, по мнению турецких властей, связаны с террористами, присоединятся к мирному процессу в рядах оппозиции. Делегацию правительства САР в Женеве возглавит постпред страны при ООН Б. аль-Джаафари. 23 января Дж. Керри провел в Эр-Рияде переговоры с руководством КСА и главой ВКП Р. Хиджабом, а 24 января появилась информация о том, что Россия и США близки к компромиссу по участию сирийской оппозиции в женевских переговорах. Сообщается, что Москва, возможно, не будет блокировать участие «Джейш аль-ислам» в диалоге в случае согласия Вашингтона на приглашение в Женеву бывшего вице-премьера САР К. Джамиля и курдского лидера С. Муслима. Ожидается, что 25 января С. де Мистура расскажет о том, как будут проходить межсирийские переговоры, начало которых ожидается в ближайшие дни.

Тем временем в различных районах Сирии правительственные силы при поддержке ВКС России продолжают боевые действия против боевиков ИГ и других экстремистских группировок, а также формирований вооруженной оппозиции. Наибольшего успеха сирийская армия достигла в приморской провинции Латакия, где от боевиков освобождено несколько важных населенных пунктов. Интенсивные бои велись в пригородах Дамаска, провинциях Алеппо, Хомс, Хама и Дейр-эз-Зор. По оценке начальника генштаба ВС РФ генерала армии В. Герасимова, «стратегическая инициатива в конфликте в Сирии принадлежит правительственным войскам». «Из 15 направлений на 10 ведутся боевые действия наступательного характера, на трех — подготовка к наступлению, на двух – обороняются». Глава Комитета начальников штабов ВС США генерал Дж. Данфорд признал, что операция ВКС РФ в Сирии помогает правительственным войскам САР, которые вернули себе «небольшую часть утраченных позиций», а также смогли консолидировать и укрепить позиции в районах, где прежде силы противника вели активное наступление. В целом, по словам Данфорда, правительство Сирии «прежде находилось в наихудшей позиции, а сейчас позиции режима стали лучше».

22 января глава Пентагона Э. Картер заявил, что Вашингтон намерен увеличить интенсивность военной кампании по борьбе против ИГ, причем в рамках стратегии по борьбе с экстремистами «в Ираке и Сирии будет наземная операция». Картер считает, что необходимо отвоевать у боевиков наиболее важные населенные пункты, находящиеся сейчас под их контролем, — сирийский город Ракка и иракский Мосул. Вместе с тем, он подчеркнул, что основную роль в наземных операциях по-прежнему должны выполнять иракские силы безопасности, курды или сирийская оппозиция. Э. Картер отметил, что Турция может сыграть важнейшую роль в этой кампании, однако пока прилагает недостаточные усилия для противодействия исламистам, а турецко-сирийская граница «остается дырявой» для прохода боевиков и доставки грузов для боевиков «Исламского государства». Вице-президент США Дж. Байден 23 января заявил о готовности Америки решить конфликт в Сирии военным путем. В Вашингтоне вице-президента «подправили», отметив, что его заявление не означает изменений в политике США.

В Тунисе на прошедшей неделе происходили крупнейшие со времени революции 2011 г. протестные выступления. Их участники требовали от властей решения одной из наиболее острых проблем страны – безработицы, уровень которой вырос с 12% в 2010г. до 15,3% в 2015 г., что связано «со слабым экономическим ростом в общественном и частном секторах». Наибольшее распространение безработица имеет среди молодежи, особенно выпускников университетов. Так, из 700 тыс. безработных – 250 тыс. являются выпускниками высших учебных заведений. Кроме того, демонстранты протестовали против роста цен и снижения уровня жизни. Акции протеста начались в городе Кассерин и постепенно распространились на значительную часть территории Туниса, в том числе столицу. Во многих городах произошли столкновения демонстрантов с полицией и пришедшими им на помощь военными. Были совершены нападения на административные здания и отделения полиции. 22 января в стране был введен комендантский час. В результате разгонов демонстраций пострадали 109 полицейских и сотрудников служб безопасности. Имеются жертвы и среди протестовавших. Арестовано свыше 500 человек. Начиная с 23 января обстановка в Тунисе стала постепенно нормализоваться. Вместе с тем, власти заявляют, что стране нужно время для обеспечения нуждающихся рабочими местами. Президент Франции Ф. Олланд по итогам переговоров в Париже с премьер-министром Туниса Х. эс-Сидом заявил о выделении Тунису 1 млрд евро финансовой помощи до 2020 г. «Средства пойдут на развитие наиболее бедных регионов Туниса и проекты, направленные на повышение занятости тунисской молодежи».

На минувшей неделе председатель КНР Си Цзиньпинь посетил с официальными визитами Саудовскую Аравию, Египет и Иран. В Саудовской Аравии глава КНР провел переговоры с королем Сальманом, по итогам которых решено создать комитет для выработки основных направлений и координации двустороннего сотрудничества. В Эр-Рияде было подписано 14 двусторонних соглашений и меморандумов, которые в основном касаются вопросов развития сотрудничества, в особенности в сфере энергетики. Также подписан меморандум о взаимопонимании «с целью выработки инструментов для совместной борьбы с терроризмом».

23 января госсекретарь США Дж. Керри встретился с королем Сальманом в Эр-Рияде, обсудив с ним последние события в регионе, особенно развитие ситуации в Сирии и «важность ответа на вмешательство Ирана во внутренние дела государств» региона. Госсекретарь также заявил, что отношения между США и КСА стали более прочными. В Эр-Рияде Керри также провел встречу с высокопоставленными дипломатами аравийских монархий по конфликту в Сирии и отношению к Ирану. Ранее, 18 января Керри заявил, что Саудовская Аравия осознает, что приобретение ядерного оружия — это крайне трудновыполнимая задача, к тому же она не повысит уровень безопасности страны в свете резкого ухудшения отношений с Ираном, а серьезную ответственность за подобный шаг придется нести, что в КСА осознают.

Премьер-министр Пакистана Н. Шариф 18 января провел в Эр-Рияде переговоры с королем Сальманом, обсудив состояние двусторонних отношений. Было подчеркнуто обоюдное стремление к их укреплению во всех областях, «в том числе обороны, безопасности, экономического и торгового сотрудничества». Также обсуждался конфликт между КСА и Ираном.

Тем временем Эр-Рияд и Тегеран продолжают взаимные нападки и обвинения. Так, глава МИД КСА А. аль-Джубейр заявил, что Саудовская Аравия и другие страны мира ждут от Тегерана изменений в политике, необходимых для того, чтобы Иран стал «уважаемым членом международного сообщества». В ответ министр иностранных дел ИРИ М. Д. Зариф посоветовал саудитам «занять более разумную позицию».

20 января председатель КНР Си Цзиньпин прибыл в Египет. По итогам его переговоров с президентом АРЕ А. Ф. ас-Сиси было подписано 21 соглашение и меморандум о взаимопонимании в различных областях, прежде всего, экономической. Общий объем китайских инвестиций в рамках подписанных с Египтом соглашений по совместным проектам достигнет 15 млрд долларов. Кроме того, Египет и Китай условились активизировать совместные усилия по борьбе с международным терроризмом.

22 января глава КНР начал визит в Иран, в ходе которого стороны подписали 17 соглашений по расширению двустороннего сотрудничества в таких сферах, как атомная энергетика, нефть, газ, инвестиции, строительство и развитие инфраструктуры портов, железных дорог и зон свободной торговли. ИРИ и КНР договорились о стратегическом партнерстве на 25 лет.

Тегеран будет соблюдать соглашение по ядерной программе, если Запад будет делать то же самое, заявил 18 января президент ИРИ Х. Роухани. Иран продолжит разработку своей ракетной программы, которая носит оборонительный характер, заявил 20 января глава иранского МИДа М. Д. Зариф.

Премьер-министр Пакистана Н. Шариф посетил 19 января Иран. В ходе переговоров с президентом Х. Роухани он предложил провести на пакистанской территории переговоры Ирана и КСА по урегулированию конфликта.

18 января Москву с визитом посетил эмир Катара Тамим бен Джасем Аль Тани. На переговорах с президентом России В. Путиным особое внимание было уделено конфликту в Сирии. По оценкам экспертов, «приезд эмира отнюдь не означает, что Москва или Доха поступятся своими принципами».

19 января президенты Турции и США Р. Т. Эрдоган и Б. Обама в телефонном разговоре договорились усилить сотрудничество в борьбе с ИГ, а 22-23 января в Турции находился вице-президент США Дж. Байден. По итогам переговоров с премьер-министром Турции А. Давутоглу стороны подтвердили решимость вести совместную борьбу с террористами в Сирии и Ираке. США будут препятствовать созданию террористами группировки ИГ своего государства к югу от турецко-сирийской границы, и способствовать установлению контроля над этой территорией арабами-суннитами, находящимися в рядах сирийской оппозиции, заявил Дж. Байден. Он также поддержал турецкие власти в их противостоянии с сепаратистами Рабочей партии Курдистана. В то же время вице-президент США подверг критике турецкое руководство за преследование ученых, подписавших обращение с призывом прекратить насилие на юго-востоке страны.

Президентский совет Ливии объявил 19 января о формировании состава правительства национального единства, призванного объединить конфликтующие фракции и политические силы страны. В кабинет, возглавляемый известным бизнесменом Ф. Сараджем, вошли 32 министра. Однако формальное создание правительства не решает существующих проблем в условиях, когда сохраняются разногласия между властными центрами в Тобруке и Триполи, а важнейшие нефтеэкспортные порты атакуют боевики ИГ.

Приложение

Кувейт: проблемы обеспечения национальной безопасности

В условиях перманентно сложной и нестабильной военно-политической обстановки в зоне Персидского залива и на Ближнем Востоке в целом, усиления активности экстремистских и террористических группировок в регионе, их попыток вести подрывную деятельность в стране кувейтское руководство уделяет повышенное внимание вопросам обеспечения внешней и внутренней безопасности государства.

Кувейт, учитывая собственные весьма ограниченные возможности для защиты территории страны от посягательств извне, сделал стержневым элементом обеспечения национальной безопасности активное участие в оборонительных союзах и поиск политических решений, которые исключили бы возможность повторения катастрофы августа 1990 г., откуда бы ни исходила угроза эмирату – с севера, востока, или юга. Кувейт выступает за создание эффективной системы безопасности в зоне Персидского залива, способной обеспечить стабильность в регионе, оградить его государства, прежде всего сам Кувейт, от рецидивов острой конфронтации и вооруженного противостояния как способов разрешения возникающих конфликтных ситуаций, всячески поддерживает усилия по снижению напряженности в регионе, мирному урегулированию кризисов и конфликтов. В рамках этого курса Кувейт выступает в качестве государства-посредника по разрешению спорных проблем и конфликтов между странами зоны Залива, по налаживанию между ними добрососедских отношений.

Конституция Кувейта запрещает вести захватнические войны. Поэтому эмир в случае объявления войны должен оговорить ее оборонительный характер.

Реальной гарантией защиты страны от внешнего вторжения, основой доктрины обороны и безопасности эмирата кувейтское руководство считает фактический военно-политический союз с США и другими ведущими странами НАТО, соответствующая договорная база которого была оформлена еще в начале 1990-х гг. Второй составляющей национальной доктрины обороны и безопасности считается закупка за рубежом современных высокоэффективных видов вооружения и военной техники.

Кувейт и США связывают тесные военно-политические отношения. Эмират имеет статус основного союзника США вне рамок НАТО. Регулярно продлевается кувейтско-американский договор о сотрудничестве в сфере обороны и безопасности (1991 г.). Вашингтон остается ведущим партнером эмирата в военной и военно-технической сфере. Вместе с тем, правящие круги Кувейта отнюдь не считают себя американскими марионетками, подчеркивая, что сотрудничают с США «только там, где это необходимо». Сами же американцы по праву считают эмират своим «надежным другом», «ценным союзником, на которого можно положиться». Кувейт поддерживает инициативу США о создании региональной системы ПРО в зоне Персидского залива, имеющую антииранскую направленность. В 2014 г. Кувейт присоединился к международной коалиции во главе с США для противодействия «Исламскому государству» (ИГ) и предоставил свою территорию для базирования авиационных подразделений стран Запада, участвующих в нанесении воздушных ударов по экстремистам в Ираке и Сирии.

Большое внимание Кувейт уделяет развитию сотрудничества в области безопасности и обороны в рамках ССАГПЗ, выступает за укрепление боевой мощи объединенных ВС «Щит полуострова», принятие единой военной доктрины, создание объединенной системы ПВО. В то же время слабый суммарный военный потенциал аравийских монархий не позволяет им самостоятельно обеспечивать защиту стран-участниц организации от агрессии со стороны сильного противника. В 2015 г. эмират вошел в состав арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией, ведущей войну в Йемене против шиитских повстанцев-хоуситов и сторонников бывшего президента этой страны А. А. Салеха, направив в район боевых действий подразделения ВВС и сухопутных войск. Кувейт подержал недавнюю инициативу КСА о создании исламской антитеррористической коалиции. В то же время кувейтское руководство не желает полного подчинения Эр-Рияду в вопросах обороны и безопасности. В январе 2016 г. Кувейт отозвал своего посла из Тегерана после нападения на саудовские дипмиссии в Иране, однако не пошел на полный разрыв дипотношений с ИРИ.

Нестабильная и напряженная обстановка в Ираке, где продолжается вооруженное противостояние с террористами из ИГ представляют серьезную угрозу безопасности Кувейта. Руководство эмирата выступает за скорейшую стабилизацию обстановки в Ираке, однако при этом сохраняет недоверие к этой стране, особенно по территориально-пограничным вопросам. Два государства до сих пор не заключили соглашения о демаркации совместной границы.

Кувейт наряду с большинством других аравийских монархий осуждает политику Ирана по вмешательству во внутренние дела арабских государств, деятельность Тегерана по укреплению своего влияния среди шиитских общин, в том числе их радикальных элементов в соседних странах, включая сам эмират. Кувейт негативно относится к интенсивному наращиванию иранской военной мощи. У эмирата есть опасения в отношении ядерной программы ИРИ, в том числе ее экологических последствий. В целом Кувейт рассматривает Иран в качестве серьезной угрозы безопасности в зоне Персидского залива, но при этом стремится выдерживать линию на развитие двустороннего сотрудничества на основе уважения взаимных интересов и невмешательства во внутренние дела друг друга.

В последнее время руководство Кувейта усиливает внимание вопросам укрепления военного потенциала страны и повышению боеспособности национальных вооруженных сил (15,5 тыс. человек). В январе 2016 г. Национальное собрание (парламент) эмирата одобрило законопроект, согласно которому правительство получило полномочия ассигновать 3 млрд кувейтских динаров (около 9,85 млрд долларов) на оборону из внебюджетного фонда в ближайшие десять финансовых лет, начиная с 2015/2016 финансового года (военный бюджет Кувейта в 2014 г. составил 4,841 млрд долларов). Этот фонд будет использоваться для приобретения за рубежом вооружения и военной техники в зависимости от ежегодной финансовой ситуации в стране. Определять ежегодное выделение средств из фонда, разрабатывать планы закупок и осуществлять контроль за ними поручено Высшему совету обороны. Принятое решение объясняется наличием разведывательных данных об угрозах безопасности эмирату, потребностями армии в замене устаревших вооружений, а также необходимостью развития собственной военной промышленности. Речь, в частности, идет о приобретении истребителей, танков и систем ПВО. По оценке министра обороны Кувейта шейха Халил-Джарра ас-Сабаха, существенная часть вооружений для кувейтских ВС была приобретена более двух десятилетий назад и требует замены.

Одной из наиболее сложных и острых для Кувейта остается проблема обеспечения водной безопасности. Эмират обладает очень незначительными собственными запасами пресной воды при неуклонном росте её потребления. В итоге количество воды на душу населения в год сократилось с 59,9 куб. м в 1962 г. до 7,3 куб. м в 2010 г.

Внутриполитическая ситуация в Кувейте остается в целом стабильной. Власти контролируют положение дел в стране, всячески стремятся не допустить усиления активности и влияния оппозиционных сил. На сегодняшний день в эмирате отсутствуют политические силы и организации, способные реально угрожать существующему монархическому режиму. Возможности имеющегося радикального исламистского подполья ограничены. Тем не менее, 26 июня 2015 г. в Эль-Кувейте был совершен крупный теракт в суннитской мечети, унесший жизни 27 человек. В августе 2015 г. в стране было объявлено о раскрытии подпольной ячейки «Исламского государства».

Кувейт по праву считается наиболее демократической страной среди аравийских монархий. Правящая династия ас-Сабахов разрешает неэкстремистским политическим кругам свободно излагать свои мысли в парламенте и СМИ. В руководстве страны считают, что лучше обеспечить свободный выплеск мнений для выражения несогласия, чем озлобить недовольных, которые будут действовать в подполье или станут организовывать массовые беспорядки. И хотя деятельность политических партий в эмирате запрещена, однако многочисленные общественно-политические организации фактически исполняют роль партий. Демократическая оппозиция выступает за реформы политической системы, создание в стране подлинной многопартийности.

Шииты составляют примерно 30% населения Кувейта. В последние годы они в большей степени стали ощущать себя частью кувейтского общества. Шиитская община представлена в парламенте и занимает важное положение экономике страны. Тем не менее, говорить о полном равноправии шиитов и суннитов нет достаточных оснований. Некоторую активность в подполье проявляют сторонники местного ответвления «Хизбаллы».