- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления после сообщения СМИ об установлении личности террористов совершивших теракт на борту российского самолета над Синаем

Согласно сообщениям СМИ, сотрудники правоохранительных органов Египта и российские спецслужбы установили личности нескольких террористов, принимавших участие в совершении теракта на борту российского самолета А321, разбившегося на Синае, сообщает LifeNews. По данным издания, было установлено, что взрывное устройство в самолет пронес сотрудник аэропорта Шарм эш-Шейх, который за некоторое время до этого устроился туда на работу. Уточняется, что бомба находилась в багажном отсеке. Взрывное устройство не было помещено в сумку, а представляло собой небольшой сверток с взрывчаткой большой мощности. Издание сообщает, что после того как террорист пронес бомбу на борт, он скрылся. Последний раз его местонахождение было зафиксировано в Турции. Спецслужбы также разыскивают еще пятерых его соучастников. Это очень интересное сообщение, которое требует определенных комментариев. Хотя бы потому, что Каир после этого сообщения занял некую невнятную позицию, не утверждая и не отрицая опубликованного. Есть все основания полагать в этой связи, что «утечку» в прессу допустили российские спецслужбы, которые порядком подустали от попыток своих египетских коллег скрыть очевидное. Позиция Каира в этой связи вполне объяснима с точки зрения логики спасения своего терпящего бедствие туристического сектора. Но сейчас, когда практически все страны уже прекратили полеты на Синай, основные усилия необходимо направлять на усиление мер безопасности как в аэропорту, так вокруг курортов, а не на отрицание очевидного головотяпства.

Теперь по существу. Данные, приведенные СМИ, указывают на одну нестыковку. Первичная экспертиза российских спецслужб показала, что самодельное взрывное устройство (СВУ) было закамуфлировано под банку из-под прохладительного напитка и заложено под сиденье пассажира в хвосте. Подозреваемый же работал грузчиком, и попасть в салон никак не мог. Кроме того, взрыв в грузовом отсеке не так «надежен», как в салоне. СВУ надо положить незаметно в критическое для конструкции место на глазах у других грузчиков, коих обычно бывает три-четыре человека. Это создает дополнительные риски расшифровки, если, конечно, мы не берем во внимание тот факт, что все они принадлежали к одной преступной группе. Но это маловероятно, хотя у арабов с их «семейным подрядом» и пропихиванием родственников в свои рабочие бригады, можно встретить и такое. Ведь по тем же сообщениям правоохранители ищут еще пятерых соучастников совершения теракта. СВУ могли завалить багажом, что объективно уменьшало силу взрыва и могло позволить летчикам совершить аварийную посадку. Напомним, что самолет развалился в воздухе от разгерметизации. Для этого необходимо было заложить СВУ именно в салон. В грузовом отсеке разгерметизация не так фатальна. Кроме того, в этом случае экипаж имел бы время на радиосеанс с землей. Пусть и краткий. При этом отметим, что указанная акция спланирована и осуществлена крайне профессионально. Начиная от изготовления СВУ, которое, скорее всего, было снабжено взрывателем, срабатывающим на перепад давления. Это, кстати, очень важный момент: он исключает, в отличие от часового таймера, случайный взрыв на земле в случае задержки рейса. То, что самолет взорвался на этапе выхода на эшелон, об этом свидетельствует. Изготовление такого СВУ, снабжение его взрывчаткой военного производства, камуфляж под банку требует мастерства. У террористов на Синае таких специалистов нет. В этом убеждает то, что местные террористы не используют сложных технологических устройств. В классическом случае — это просто фугас армейского производства или атаки из засады. Несколько особняком стоит покушение на генерального прокурора АРЕ в Каире, в котором также не использовалось каких-то сложных технологических схем, а просто заминированный автомобиль. Но место для атаки было выбрано идеально, что натолкнуло на мысль, что террористы используют по найму группу высокопрофессиональных наемников, в свое время отколовшихся от группировки «»Джамаа Исламия». Значит это СВУ было собрано за границей по заказу и доставлено на Синай контрабандным путем. Затем необходимо было внедрить (или купить) исполнителя из числа сотрудников аэропорта. Внедрить — предпочтительнее, поскольку среди уже работающих можно напороться на агентуру спецслужб. А далее не спеша эвакуировать его. Или ликвидировать за ненадобностью. Почему-то второе кажется предпочтительным. Что из этого следует? Прежде всего то, что публике подсунули «туфту». Или вернее — дезинформацию. Для того, чтобы «успокоить» тех, кто реально может стоять за этим терактом.

В пользу этой версии говорит тот факт, что после такого ЧП на публике можно говорить все, что угодно, исходя из политической целесообразности, но проверка начинается сразу же. И в первую очередь тех, кто обслуживал самолет перед вылетом. И если один грузчик из бригады спешно покидает аэропорт под любым предлогом, а затем не является на работу, то он попадает под подозрение в первую очередь. То есть, египтяне знали о потенциальном террористе фактически сразу, но молчали. Или такого «беглеца» просто не было. Или же, что еще более вероятно, кого-то из членов бригады грузчиков, который ни при чем, могли вызвать экстренным звонком домой «по неотложному случаю», и по пути просто тихо ликвидировать, тем самым направив следствие по ложному пути. Судя по всему, так оно примерно и произошло. Покинуть АРЕ после такого эпизода сложновато. На границы в пункты КПП и аэропорты наверняка была разослана ориентировка по объекту. Но скорее всего такого подозреваемого просто не было, никто не исчезал с места работы. Тем более, что египетские официальные лица заявили, что у них нет данных о том, что «грузчик аэропорта причастен к теракту». Это они заявили после сенсационного сообщения СМИ. Обратим внимание на словесную эквилибристику, про «грузчика» не знают, но это не означает, что они не знают этого про другого сотрудника аэропорта. Если исходить из результатов экспертизы, то круг подозреваемых очень узок. Это те люди, которые поднимались в салон по той или иной причине. Например, для уборки мусора, выноса пустых лотков для питания и загрузки новых. Обратим внимание на то, что после этого случая одной из первых мер предосторожности со стороны Росавиации было введение обязательного правила отказа от местного питания.

Все сказанное не отменяет абсолютно неприемлемого подхода местных спецслужб к набору персонала аэропорта и его предварительной проверке. Если, конечно, не брать во внимание сильную «засоренность» силовых органов сторонниками «Братьев-мусульман», что уже приводило несколько раз к кадровым чисткам. В этом случае внедрение исполнителя могло быть и облегчено, и соответствующим образом прикрыто. Но в любом случае — это хороший профессиональный уровень организаторов, который для террористов с Синая нетипичен.