- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Хеврон: проблемы этнически смешанного города с арабским большинством

Хеврон представляет собой уникальное явление среди городов Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией). Только в этом городе проживает и арабское, и еврейское население, причем последнее составляет меньшинство. Соответственно он разделен на зоны израильского контроля и контроля Палестинской национальной администрации (ПНА), что было зафиксировано в свое время (в 1997 году) соответствующим двусторонним договором. ПНА контролирует 80 % территории города, а Израиль – 20 %. В той части Хеврона, которая контролируется Израилем, проживают все еврейские жители города (порядка полутора тысяч человек), размещенные в нескольких жилых комплексах (средневековый еврейский квартал Авраам-Авину, Бейт-Хадасса, Бейт-Романо, Адмот-Ишай и др). Здесь же располагается одна из важнейших святынь иудаизма – гробница Праотцов (Маарат махпела). Арабское население города составляет 163 тысячи человек (по данным на 2007 год). Около четверти из них проживает на территории, контролируемой Израилем. Эти арабы находятся как бы под двойственным управлением – гражданским (Хевронский городской муниципалитет) и военным (израильская администрация). В административном отношении еврейское население отделено от арабского, хотя евреи и арабы проживают на одних и тех же улицах в непосредственном соседстве друг с другом. Евреи получают административные услуги не от городского муниципалитета Хеврона, подконтрольного арабам, а от особой «Муниципальной комиссии по управлению домами евреев в Хевроне».

Израиль контролирует восточную часть Хеврона. К ней непосредственно примыкает Кирьят-Арба(в официальных документах она именуется «местный совет Кирьят-Арба – Хеврон»), еврейское поселение, которое географически (но не административно) является частью Хеврона, представляя собой по сути его новый (в отличие от средневекового) еврейский квартал. Административно частью Кирьят-Арбы является расположенный к северу от него еврейский квартал Гивъат-Харсина. В целом население Кирьят-Арбы составляет около 8 тысяч человек (по данным на конец 2015 года) и состоит исключительно из евреев (включая репатриантов смешанного происхождения, не считающихся евреями с точки зрения традиционного религиозного права).

Совместное проживание арабов-мусульман и евреев в одном городе служит источником постоянной межэтнической и межконфессиональной напряженности, которая достаточно часто выливается в прямое насилие, жертвами (убитыми и раненными) которого стали уже сотни людей с обеих сторон. В этой связи левые круги Израиля пытались настаивать на эвакуации еврейского меньшинства из Хеврона и передачи всего этого города под контроль ПНА, однако они не преуспели в этом даже в то время, когда находились у власти. Решение проблемы межэтнической и межконфессиональной напряженности в Хеврона за счет эвакуации из города евреев представляется практически нереальным, поскольку попытка осуществить подобный шаг приведет к потрясениям такого масштаба в израильском обществе, которого не сможет пережить ни одно правительство Израиля.

Причины особой привязанности израильтян (и вообще евреев) к Хеврону (в отличие, например, от Дженина, Рамаллы, Иерихона и других населенных арабами городов Иудеи и Самарии) кроются в религиозном значении этого города для иудаизма и в его истории (причем, как древней, так и новейшей).  Тора повествует о том, что в Хевроне некоторое время проживал праотец Авраам, здесь он купил за полные деньги у хитийца Эфрона пещеру Махпела, чтобы похоронить свою жену Сарру. Авторитетнейший средневековый еврейский комментатор Торы рабби Шломо бар Ицхак (Раши) придавал особое значение тому факту, что пещера Махпела в Хевроне была именно куплена за полные деньги, точно так же, как в последствие царем Давидом было куплено рядом с Иерусалимом гумно, на котором его сыном, царем Соломоном был возведен Храм. Рабби Шломо бар Ицхак настаивал на том, что «народы мира не смогут сказать евреям «вы украли»» по поводу пещеры Махпела и Храмовой горы именно потому, что они были куплены за полные деньги. В той же пещере, согласно Торе, был похоронен сам праотец Авраам, а затем – его сын Исаак со своей женой Ревеккой и его внук Иаков со своей женой Лией. В I в. до н.э. иудейский царь Ирод Великий возвел сохранившееся до сих пор и служащее местом молитвы как для евреев, так и для мусульман монументальное здание над пещерой Махпела.

image001 [1]

Построенное царем Иродом здание над Гробницами Праотцов в Хевроне с пристроенными к нему арабами минаретами

Помимо пещеры Махпела в Хевроне расположен еще целый ряд еврейских религиозных святынь. Этот город был первой (еще до Иерусалима) столицей царя Давида. Еврейское население сохранялось в нем на протяжении долгих веков, несмотря на иноземные завоевания. В позднее Средневековье и в начале Нового времени Хеврон был одной из так называемых «священных общин» (наряду с Иерусалимом, Цфатом и Тверией), служивших основными центрами еврейского населения Эрец-Исраэль (Палестины). Существование еврейской общины Хеврона была прервано погромом 24 августа 1929 года, в ходе которого были убиты 67 евреев, десятки были ранены. Британские власти вывезли все еврейское население в Иерусалим (накануне погрома евреи составляли около 10 % населения города).  Два года спустя часть хевронских евреев вернулась в свои дома, но в 1936 году, с началом вооруженных выступлений арабов по всей подмандатной Палестине, почти всем им снова пришлось бежать. В 1947 году, накануне начала Войны за Независимость Хеврон покинула последняя еврейская семья. Помимо религиозных святынь, в Хевроне осталось значительное частное и общинное еврейское недвижимое имущество (здания и земельные участки), которым завладели арабы.

image002 [2]

Средневековая синагога Авраам-авину в Хевроне

В результате победы в Шестидневной войне 1967 года евреи вернулись в Хеврон. Тогда же евреям впервые после долгих веков дискриминации были предоставлены равные права на молитву в пещере Махпела. В 1968 году в Старом городе Хеврона снова появилось постоянное еврейское население. В 1971 году была основана Кирьят-Арба, название которой является вторым названием, под которым Хеврон упоминается в Торе. На сегодняшний день Кирьят-Арба – единственное крупное еврейское поселение Иудеи и Самарии, не входящее ни в один из так называемых «блоков», компактных групп еврейских поселений. Местоположение этого поселения определяется в первую очередь сугубо идеологическими, а не прагматическими соображениями. Вместе с тем, Кирьят-Арба имеет и некоторое стратегическое значение, будучи расположена на дороге, ведущей из Иерусалима и Вифлеема через группу поселений Гуш-Эцион в Беер-Шеву, а также служа местным городским центром для небольших еврейских поселений, расположенных к югу от нее, в Хевронских горах.

image003 [3]

Карта раздела Хеврона, согласно договору 1997 года: Н1 – район контроля ПНА, Н2 – район контроля Израиля

Одна из острейших проблем безопасности еврейского меньшинства в Хевроне связана с тем, что передвигаться от Кирьят-Арбы до Гробниц Праотцов и между еврейскими жилыми комплексами внутри Старого города приходится через переулки и улицы, на которых преобладают арабы (и это, не считая того, что периодически еврейские жилые комплексы Старого города и улица царя Давида, вдоль которой расположено большинство из них, периодически подвергаются обстрелам снайперов из районов Хеврона, находящихся под контролем ПНА). Представляется, что одним из способов решения этой проблемы могло бы стать создания зоны сплошного еврейского заселения между Старым городом и Кирьят-Арбой. Усилия в этом направлении предпринимаются поселенцами на протяжении десятков лет двумя способами:

  1. Возвращением евреям домов, принадлежавших до 1929 года еврейской общине Хеврона или отдельным еврейским семьям
  2. Покупкой у арабов принадлежащих им домов. Однако перемены в этом направлении происходят крайне медленно, поскольку процедура восстановления имущественных прав евреев на принадлежащую им недвижимость и регистрации покупок евреями недвижимости у арабов в Хевроне крайне усложнена и нередко растягивается на годы.

image004 [4]

Дом культуры в Кирьят-Арбе

Примером этому может служить разворачивающийся сейчас конфликт между еврейским населением Хеврона и министром обороны Израиля Моше Яалоном в связи с попыткой евреев заселить два многоквартирных здания, расположенных между средневековым еврейским кварталом Авраам-Авину и Гробницами Праотцов. Дома были куплены за огромные деньги у их арабского владельца, который подвергается теперь преследованиям со стороны ПНА (продажа недвижимости евреям официально карается в ПНА смертью), но Моше Яалон не разрешает их заселять до прохождения сложных и долгих бюрократических процедур, включающих получение разрешения от политического руководства страны.

Тем не менее, процесс формирования упомянутой компактной зоны еврейского заселения хотя и очень медленно, но идет. Крайне высокая религиозная и национальная мотивация еврейских жителей этого города проявляется в том, что все квартиры – сколь угодно неудобные и тесные, которые оказываются в руках Муниципальной комиссии по управлению домами евреев в Хевроне, немедленно заселяются.

Знаменитый палестинский арабский поэт Махмуд Дервиш (1941 – 2008 гг.) писал в одном из своих стихотворений, обращаясь к евреям: «Уходите и заберите ваших мертвых!»  Ни в одном из других мест Эрец-Исраэль (Палестины) не видно с такой наглядностью, что именно он имел в виду: Гробницы Праотцов еврейского народа, расположенные в Хевроне, являются основным якорем удерживающим еврейское население в этом городе, несмотря на непрекращающийся террор и многочисленные бытовые неудобства. И те, кто пытается найти какое-то решение продолжающемуся на протяжение поколений этническому и религиозному конфликту в Эрец-Исраэль (Палестине), будут вынуждены с этим считаться.